Критика девятая: непризнание мусульманами Святой Троицы.
Это действительно так. Но это непризнание, на самом деле, не связано напрямую с учением Ислама. Если сказать иначе, такого в Исламе просто не требуется. Поясним это сначала на примере Христианства.
Здесь догмат о Святой Троице, можно сказать, занимает центральное место и связан он с воплощением в человеческом образе Иисуса Христа. Без этого догмата невозможно понять, как Господь мог воплотиться в Человека, оставаясь одновременно и «Сущем на небесах». При этом Бог остаётся Единым и Неделимым. Вот что об этом сказано в Библии.
1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:1)
7. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино.
(Первое послание Иоанна 5:7)
19. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…
(Св. Евангелие от Матфея 28:19)
А вот что пишет об этом Ириней Лионский (130-202 гг. н. э.):
«Ибо изначала, соприсутствуя своему созданию, Сын открывает Отца всем, кому хочет и когда хочет, и как Отец хочет, и поэтому во всем и чрез все Один Бог Отец и Одно Слово и Сын и Один Дух и одно спасение всем верующим в Него» (Обличения и опровержения лжеименного знания, книга 4, глава 6:7).
Итак: Отец, Сын и Дух Святой. Отец – это есть Бог Творец, Создатель Мира, видимого и невидимого. Сын – Слово Божие, ниспосылаемое людям через пророков или ангелов. Дух Святой – то, что позволяет Господу охватить Собой всё творение. Следовательно, согласно Библии – Иисус Христос есть Слово Божие, воплотившееся в человеческом теле. Это тоже объясняет тот факт, что путь христианина к Богу определён через исповедание Иисуса Христа, как Сына Божия, как Единосущного с Богом – Отцом. В Евангелии от Иоанна сказано именно так.
14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:14)
Если можно сделать такое сравнение, то покажем это на примере Солнца. Солнце – это крупное небесное тело, ближайшая к нашей планете звезда. Солнце – это свет, который дарит нам день. Солнце – это тепло его согревающих лучей, дающее энергию всему живому. Но Солнце при этом одно. Также и Господь Един. Три указанные Ипостаси есть тройное проявление Единой Сущности Господа. Поэтому мы можем сказать, что христианское учение о Пресвятой Троице не противоречит на самом деле исламскому учению Таухид, утверждающему также о Едином Боге. Но если в Исламе нет понятия о божественном воплощении в человеческом теле, то и объяснения этому здесь не требуется. Теперь обратимся к Корану.
Ведь Мессия, 'Иса, сын Марйам, - посланник Аллаха и Его слово, которое он поведал Марйам, [он] - дух, сотворенный Им. Веруйте же в Аллаха и Его посланников. И не говорите: "[Бог] - это Троица". Удержитесь [от этих слов] - так будет лучше для вас. (4:171)
Казалось бы, если исходить из сказанного, то данное утверждение носит явно утвердительный характер. Но не будем спешить с выводами. Ведь приведённый аят взят из одного из переводов. Но не везде это мнение едино. Если мы возьмём буквальный перевод И.Крачковского, то там тот же аят звучит уже по-другому, и нужный нам термин имеет своё непосредственное значение, а не его смысловую трактовку.
Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите - три! Удержитесь, это - лучшее для вас. (4:171)
В переводе Абу-Адель тоже даётся значение – три бога. Значит, мы можем считать, что в самом Коране сказано вовсе не о Троице. Причина здесь видится совершенно в другом. Согласно текста самого Корана принцип Единобожия понимался многими людьми не всегда однозначно. Постулат «Нет бога, кроме Аллаха» не всеми воспринимался буквально. Единого Бога почитали наряду с другими, языческими богами. Ему приписывали сыновей, дочерей, иных сотоварищей.
Тот же, кто признает наряду с Аллахом других богов, совершает великий грех. (4:48)
Они поклоняются помимо Аллаха другим богам, надеясь на помощь от них.(36:74)
В этом плане можно сказать, что Коран как бы предостерегает верующих и от неправильного понимания Троицы – в виде трёх богов. Господь – Един, и Его нельзя понимать как некую составную часть какого-либо пантеона, в том числе, состоявшего из трёх богов, что в язычество часто имело место. Сюда входили: бог-созидатель, бог-хранитель созданного, бог-разрушитель. В индийском пантеизме это сохранилось до сих пор: Брахма, Вишну и Шива, олицетворяющие выше названные стихии. Но в Исламе нечто подобное недопустимо, на что и указывает 171-й аят.