Критика восьмая: непризнание божественности Иисуса Христа.
Да, мусульмане чтят Ису (Иисуса) как великого пророка, но не считают Его Сыном Божиим.
О люди Писания ! Не преступайте [границ истины] в вере и говорите об Аллахе только истину. Ведь Мессия, 'Иса, сын Марйам, - посланник Аллаха и Его слово, которое он поведал Марйам, [он] - дух, сотворенный Им. (4:171)
А вот, что сам Иса (Иисус) говорит о себе в Коране:
И [я пришел], чтобы подтвердить истинность того, что было ниспослано до меня в Торе, чтобы разрешить вам кое-что из того, что было запретно вам. Я пришел к вам со знамением от Господа. (3:50)
Как же в таком случае стоит отнестись к подобному утверждению?
С одной стороны, в Коране отражены почти все основные периоды жизни Иисуса. Его чудесное рождение девой Марией (3:45), чудеса, исцеления и воскрешение умерших (5:110), проповедь Евангелия (5:46), наличие учеников – апостолов (5:117), верность самого учения (5:47), собственная смерть и воскрешение (19:33), вознесение к Творцу (3:55, 4:158), явление в Судный день (43:61). Практически, то же самое, что и в евангельских текстах. Но, с другой стороны, этого всего оказалось недостаточно для признания Его божественности. И это даже при том, что сама истинность евангельского учения совершенно не опровергается.
И Мы даровали ему Инджил (Евангелие), а в нем - свет и праведный путь в подтверждение тому, что в Торе, и ниспослали наставление для богобоязненных. (5:46)
Вслед за пророками Мы отправили 'Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что было до него в Торе. Пусть последователи Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. А кто не будет судить согласно тому, что ниспослал Аллах, тот - грешник. (5:47)
Значит, дело здесь состоит в другом. Прежде, на что стоит обратить внимание, что в Коране не упоминается об искупительной жертве Христа, идеей которого, с другой стороны, пронизан весь Новый Завет. Адам в Коране уже прощён за свой грех в Эдемском Саду (20:122), и такая жертва искупительного характера уже не требуется. С христианской точки зрения это понятно, поскольку Коран был ниспослан намного позже событий на Голгофе, то есть, тогда, когда искупительная жертва к тому времени уже принесена на кресте. Тем не менее, текст Корана не отражает в себе этого акта. Объяснение, я считаю, здесь может быть только одно. Ислам, как религия, представляет собой как бы третий путь, если считать временное различие, после Иудаизма и Христианства. Правда, под Иудаизмом я здесь понимаю религию от времён Моисея или религию Ветхого Завета, которая непосредственно предшествовала Христианству. Современный иудаизм, в его талмудическом варианте, возник уже после Христианства, и с точки зрения последнего уже не считается спасительной верой.
43. Потому сказываю вам, что отнимется от вас (иудеев – прим. автора) Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его…
(Св. Евангелие от Матфея 21:43)
Связано это с тем, что иудеи, в большинстве своём, не приняли Иисуса Христа, не только в качестве Спасителя, но даже не сочли Его просто за пророка.
43. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
(Св. Евангелие от Иоанна 5:43)
Но если иметь в виду только религию периода Ветхого Завета, то здесь расклад будет уже иным. Доказательства её спасительного характера в Библии есть.
5. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь.
(Книга Левит 18:5)
11. Итак, соблюдай заповеди и постановления и законы, которые сегодня заповедую тебе исполнять.
12. И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим…
(Книга Второзаконие 7:11,12)
1. Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей.
2. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла.
(Исаия 56:1,2)
Это – что касается Ветхого Завета. Но есть этому подтверждение и в Новом Завете.
16. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
(Св. Евангелие от Луки 16:16)
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
(Св. Евангелие от Иоанна 4:22)
Здесь всё же речь идёт о периоде, когда данная религия имела все черты национальной, но ещё не могла быть мировой. Это была религия избранного народа, к которому впоследствии и должен был придти Спаситель. Но, как известно, он принят не был ими.
30. Я и Отец — одно.
31. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
(Св. Евангелие от Иоанна 10:30-33)
Приведённый отрывок из Евангелия наглядно свидетельствует об этом. Иудеи, как Богом избранный народ, должны были сохранить свою религию при полном окружении язычников, а потому, чтобы принять эту религию, необходимо было стать частью этого народа. Наглядно сказано об этом в Книге Руфи.
Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом…
(Книга Руфь 1:16)
Но вот наступает эпоха Христианства, и данная религия принимает уже черты мировой, то есть универсальной религии, что и было предсказано в Библии.
6. И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,
7. Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
(Исаия 56:6,7)
Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
(Захария 9:10)
Естественно, что такое изменение не могло не повлечь за собой соответствующего акта: иудеи уже не могли оставаться избранным народом, поскольку сама необходимость в такой избранности как бы сама собой практически отпала. Это, кстати, подтверждается и Кораном.
5. Те, кому было ведено придерживаться Торы, они же не соблюли ее [заветов], подобны ослу, навьюченному книгами [и кто смысла в них не понимает]. Скверны такие люди, которые опровергают аяты Аллаха, ибо Аллах не ведет прямым путем нечестивцев.
6. Скажи [, Мухаммад]: "О, вы, исповедующие иудаизм! Если вы полагаете, что вы ближе других людей к Аллаху, то пожелайте себе смерти, коль за вами правда".
7. Но они не захотят ее никогда из-за того, что раньше вершили их десницы. Ведь Аллах знает нечестивцев!
8. Скажи: "Воистину, смерть, от которой вы бежите, настигнет вас, и потом вы вновь предстанете перед Тем, кому ведомо сокровенное и явное. И Он откроет вам то, что вы вершили". (62:5-8)
Итак, мы можем сказать, что иудеи фактически утратили уже статус избранного народа, но вот осталась их религия с тех пор спасительной, то ответить на данный вопрос однозначно я уже не берусь. Может быть, свыше и дана им возможность следовать к спасению прежним, хотя уже и несколько видоизменённым, отражённым в Талмуде, путём, учитывая приведённые нами цитаты из Ветхого Завета. Но не мне это утверждать.
Для христиан спасительный путь прямо указан в самой Библии.
21. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:21)
6. Иисус сказал ему (апостолу Фоме – прим. авт.): Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:6)
51. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
(Св. Евангелие от Иоанна 6:51)
Здесь сомнений быть не может. Путь к Богу, к соединению с Ним через обретение Божественной благодати лежит непосредственно через принятие веры в Иисуса Христа, в Его искупительную жертву. Таков религиозный путь христианина. И иного варианта для него нет. Но что же тогда предлагает Ислам? То, что мы и представили как третий путь, после иудаизма и христианства, достижения духовного единения с Богом и обретение через этого иного пути спасения. Подобный вывод напрашивается потому, что Коран подтверждает истинность прежних Священных Писаний.
Мы ниспослали тебе [, Мухаммад,] это Писание (т. е. Коран) как истину для подтверждения того, что было [сказано] прежде в писаниях, чтобы предохранить их [от искажения]. Так суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не поддавайся их желаниям, [уклоняясь] от истины, которая явилась к тебе. Каждому из вас мы установили [различные] законы веры и предписания. Если бы захотел Аллах, то он сделал бы вас одной общиной [верующих], однако [Он не сделал], чтобы испытать вас в том, что вам даровал. Так старайтесь же превзойти друг друга в добрых деяниях. К Аллаху всем вам возвращение, и поведает Он вам [истину] о том, в чем вы были не согласны друг с другом. (5:48)
Данный аят подтверждает наше предположение о трёх путях постижения религии Единобожия, что обозначено здесь как отсутствие «одной общины верующих», где каждой «общине» предписан свой путь. Говоря научным языком, здесь речь идёт о генетически родственных религиях, имеющих как бы единое Первоначало, но предлагая при этом разные способы почитания и поклонения.
46. Если вступаете в споры с людьми Писания, то [приводите им] наилучшие [доводы]. И не спорьте с теми из них, которые бесчинствуют. Говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам (т. е. в Коран) и что ниспослано вам (т. е. в Библию). Наш бог и ваш бог - один и тот же, и Мы предаемся Ему". (29:46)
При этом в Коране не забывается об исключительности этого третьего пути.
Воистину, Коран ведет [людей] наиболее прямым путем и возвещает верующим, которые вершат добрые деяния, весть о том, что им уготована великая награда. (17:9)
Если же кто изберет иную веру кроме Ислама, то такое поведение не будет одобрено, и в будущей жизни он окажется среди потерпевших урон. (3:85)
Удивительного здесь, в принципе, ничего нет, поскольку почти любой религии свойственно говорить о своей исключительности. Но это для того, чтобы утвердить на определённом пути своих последователей. Естественно, что Ислам тоже заявляет о правильности собственного пути, и поступать по-иному здесь не представляется разумным. Исторически Исламу предстояло утвердиться именно там, где Христианству не удалось достаточно глубоко пустить свои корни, и где оно, в сущности, не стало массовым, не смогло преодолеть сложившиеся языческие традиции. Это место и удалось занять Исламу, причём, в довольно короткий исторический период. Мухаммад, будучи неграмотным Пророком, оказался тем «чистым листом», который смог наполнить себя новым откровением, основав тем самым новую религию, где уже не требовалось признания того пути, который предлагали предшествующие ему религии. Ислам подошёл для тех, кто не смог принять искупительного характера Христианства, когда первородный грех Адама уже был фактически прощён. А раз так, то Иисус не может быть здесь воспринят иначе, как Посланник Господа. В противном случае Ислам не был бы той религией, какой ему предстояло стать. И в этом его отличительная особенность.
Не будем забывать, что первых христиан не идеализирует даже сама Библия, указывая на разделения в их среде, на нарушения их в понимании сущности новой религии. Ранняя история Христианства, это не только путь мученичества за веру, но постоянная борьба с различными течениями и ересями, связанная с постоянным развитием собственной религиозной догматики, которая складывалась аж до IX века. Пророк Мухаммад был свободен от всего этого, а потому посредством него и было людям передано новое откровение. А новая религия требовала нового принципа своего построения, что и произошло с Исламом.