За пределы ритма ума к бытию
Первый Bonpoc:
Иногда на ваших лекциях я не могу держать свои глаза открытыми, все время куда-то проваливаюсь и возвращаюсь назад внезапным толчком. Я не помню, где был. Иду ли я вглубь или просто засыпаю?
Ум функционирует как очень тонкая электрическая волна. Вы должны понять механизм его работы. Сейчас исследователи говорят, что ум функционирует на четырех стадиях. Обычный бодрствующий ум совершает от восемнадцати до тридцати циклов каждую секунду — это «бета» состояние ума. В настоящий момент вы пребываете в этом состоянии, когда вы бодрствуете, выполняете свою работу.
Когда вы погружаетесь глубже, возникает ритм «альфа». Иногда, когда вы неактивны, когда вы пассивны — просто расслабленно лежите на берегу, ничего не делая, слушая музыку, пребываете в глубокой молитве или медитации, активность ума снижается: с восемьнадцати-тридцати циклов в секунду она снижается приблизительно до четырнадцати-восемьнадцати. Вы осознанны, но не очень бдительны. Вы бодрствуете, но пассивно. Вы пребываете в некотором состоянии глубокого расслабления.
Этой стадии альфа-ритма достигают все те, кто медитирует, во время молитвы или медитации. Это может произойти и тогда, когда вы слушаете музыку. Это может случиться, когда вы просто смотрите на деревья, на океан зелени. И если вы научились этому, вы можете снизить активность ума; тогда мысли больше не мчатся с бешенной скоростью. Они движутся, они существуют, но очень медленно, спокойно, как плывущие по небу облака — фактически они не движутся, просто парят в небе. Это второе состояние, альфа, очень ценное состояние.
За вторым состоянием следует третье; активность снижается еще больше. Это состояние (4-8Гц) называется «тета»: от восьми до четырнадцати циклов в секунду. Через это состояние вы проходите ночью, когда засыпаете, дремлете. Когда вы принимаете алкоголь, вы погружаетесь в состояние дремоты. Понаблюдайте, как ходит пьяница: он находится на третьей стадии. Он ходит неосознанно. Куда он идет, он не знает. Что он делает... Тело продолжает функционировать подобно роботу. Активность ума снижается настолько, что вы оказываетесь практически на грани засыпания.
Это может произойти и тогда, когда вы пребываете в состоянии глубокой медитации — вы опускаетесь из альфы в тету. Но это случается только тогда, когда вы достигаете очень глубоких состояний. Обычные медитирующие не касаются этого. Когда вы начинаете касаться этого третьего состояния, вы достигаете невероятного блаженства
И все пьяницы пытаются достичь этого блаженства, но они упускают, потому что блаженства можно достичь только тогда, когда в этом третьем состоянии вы полностью бдительны — пассивны, но бдительны. Пьяница достигает этого, но он неосознан, и к тому времени, когда он достигает, он становится бессознательным. Это состояние случилось, но он не может ему радоваться, он не может им наслаждаться, он не может расти благодаря нему. Повсюду в мире людей привлекают всевозможные наркотики именно потому, что их привлекает состояние «тета». Но если вы пытаетесь достичь этого состояния с помощью химических веществ, вы избрали неправильные средства. Вы можете достичь этого просто посредством снижения активности ума, тем самым оставаясь полностью осознанными.
Затем возникает четвертое состояние; оно называется «дельта». Активность понижается до самого низкого уровня: от нуля до четырех циклов в секунду. Ум практически не функционирует. Есть моменты, когда он достигает точки нуля, становясь абсолютно спокойным. Именно в этот момент вы погружаетесь в глубокий сон, когда прекращаются даже сновидения; именно это состояние индуисты, Патанджали, буддисты называют самадхи. На самом деле Патанджали определяет самадхи как глубокий осознанный сон — только с одним условием: в нем должна присутствовать осознанность.
Позднее на западе было проведено широкое исследования этих четырех стадий. Ученые думают, что на четвертой стадии невозможно оставаться осознанными, потому что они считают что это противоречит одно другому — быть осознанным и в то же время спать. Это не так. И один человек, выдающийся йог, доказал это теперь и с научной точки зрения. Его имя Свами Рам. В тысяча девятьсот семидесятом году в лаборатории Меннингерского Института в Америке он сказал исследователям, что он войдет в четвертое состояние ума — по своей воле. Они сказали: «Это невозможно, потому что четвертое состояние наступает только тогда, когда вы спите, тогда воля не может функционировать, и вы не можете быть осознаными». Но свами сказал: «Я сделаю это». Исследователи не хотели ему верить, это вызывало у них подозрение, но они решили попробовать.
Свами начал медитировать. Мало-помалу, через несколько минут он практически заснул. Приборы, которые отслеживали колебания его ума, показали, что он пребывает в четвертом состоянии, активность ума практически прекратилась. Все же исследователи не поверили — может быть, он и заснул, но смысл не в этом: смысл в том, был ли он в это время осознанным или нет. Затем, когда свами вышел из своей медитации, он пересказал все разговоры, которые происходили вокруг него — он помнил их лучше, чем те люди, которые были полностью осознанными.
Впервые в научной лаборатории было доказано самое знаменитое высказывание Кришны. В Гите Кришна говорит: «Йа ниша сарвабхутаям тасиям джаграти самиями» — «Даже тогда, когда все спит глубоким сном, йоги остаются пробужденными». Впервые это было представлено в качестве научной теории. Вы можете заснуть глубоким сном и в то же время осознавать, потому что сон случается только с телом, сон случается только с умом, но свидетельствующая душа никогда не спит. Если вы перестали отождествлять себя с механизмом тела-ума, если вы стали способными наблюдать за тем, что происходит в вашем теле, в уме, вы не можете заснуть: тело заснет, но вы останетесь осознанными. Где-то глубоко внутри ваш центр останется полностью осознанным.
Теперь вопрос: «Иногда на ваших лекциях я не могу держать свои глаза открытыми...» Не пытайтесь держать их открытыми. Если вы засыпаете, подчиняясь глубокому ритму, позвольте им закрыться, потому что, когда вы слушаете меня, если вы пытаетесь концентрироваться, вы останетесь в первой стадии, в «бете», потому что ум должен будет функционировать. Не волнуйтесь. То, что я говорю, не так уж важно, как важно понять то, что происходит с вами. На самом деле все, что я говорю, есть не что иное, как подготовка к тому, чтобы вы смогли как можно более глубоко погрузиться в свое состояние ума. Поэтому, если вы упускаете что-то, не волнуйтесь — позже вы можете послушать запись. И даже если вы ее не послушаете, это не важно.
Если глаза закрываются, пусть они закроются. Единственное, что вам нужно помнить — будьте бдительными. Позвольте глазам закрыться... В действительности, вы становитесь более бдительными, потому что, чем глубже вы идете в ум, тем больше бдительности вам необходимо. Вы входите в свое сознание все глубже и глубже. Вы можете просто заснуть: тогда вы упустите и лекцию и внутреннее состояние. Тогда вы просто потратите свое время впустую. «Иногда на ваших лекциях я не могу держать свои глаза открытыми...» И не нужно. Закройте свои глаза. Просто внутри оставайтесь осознанными — станьте более бдительными.
«...все время куда-то проваливаюсь и возвращаюсь назад внезапным толчком». Это «куда-то» есть третья стадия — «тета». Если вы опускаетесь во вторую — «альфу», вы будете знать, где вы находились, и тогда не возникнет никакого внезапного толчка. Вы можете плавно перейти из первой стадии во вторую, из «беты» в «альфу», очень плавно, потому что они отличаются друг от друга только тем, что одна является активной, а другая пассивной — вы остаетесь бдительными. Но, когда вы переходите от второй стадии к третьей, различие становится очень глубоким. Затем вы переходите, обычно, из пробужденного состоянии в сон. Затем, если вы вернетесь назад, это произойдет вместе со внезапным толчком, и сознание будет утрачено — вот почему вы не знаете, где были.
«Я не помню, где был». Если вы просто заснули, вы будете помнить. Если вам приснился сон, вы будете помнить сон. Если вам не приснилось никакого сна, вы будете помнить, что заснули, и вам не приснилось никакого сна. Либо позитивно — вы будете помнить сон, либо негативно — вы будете помнить, что у вас не было никаких сновидений, и сон был глубоким; но вы будете помнить, что заснули.
Именно таким образом утром вы вспоминаете, что ночью было так много снов, или иногда вы говорите: «Я заснул очень глубоко; мне не приснилось никаких снов». И то и другое есть воспоминания — одно позитивное, другое негативное. Если случается сон, то воспоминание будет позитивным — что-то произошло, происходит некоторая активность. Если вам не приснилось никакого сна, у вас будут просто спокойные воспоминания ни о чем, вы будете помнить, что ничего не случилось. Но вы будете что-то помнить: что ничего не произошло, и никакое сновидение не пересекло мой ум, и сон был действительно глубоким, очень глубоким, без единой рябинки на глади его поверхности. Но вы будете помнить и скажете: «Это было таким блаженством».
Но если вы не засыпаете, но пребываете в медитативном состоянии — они похожи друг на друга, практически одинаковы — тогда вы не сможете ничего вспомнить. Потому что, когда вы погружаетесь в медитативное состояние, «тету», или иногда вы можете войта даже в четвертое, «дельту», вообще не будет никаких воспоминаний, потому что вы входите в некую область, которая не является частью вашего ума, где не функционирует никакой памяти, где не проложено никаких дорог. Вы больше не на шоссе, вы уходите в лес своего бессознательного бытия, которое не обозначено на карте, где просто не существует никаких карт, где не функционирует никакого мышления — вы не можете даже представить, где вы находитесь. Тогда вы возвращаетесь назад внезапным толчком, как если бы вы заблудились. Вы снова возвращаетесь назад на шоссе внезапным толчком, где существуют дорожные указатели, и все ясно, и существует карта — и вы можете понять, где находитесь.
Вы не просто заснули; иначе, вы бы знали об этом, потому что сон вам хорошо знаком. Вы спали в течение многих жизней; вам очень хорошо знаком этот феномен. Если вы живете шестьдесят лет, двадцать из них вы проводите во сне. Это не обычное явление. Из шестидесяти лет своей жизни,
двадцать лет вы проводите во сне: каждый день треть всего вашего времени уходит на сон. Он вам известен; вы хорошо с ним знакомы. И это можно сказать применительно не только к одной жизни — вы спали в течение многих миллионов жизней, каждый раз просыпая одну треть. На самом деле не существует никакой другой деятельности, на которую бы вы тратили так много времени. Ни на какую другую деятельность не уходит так много времени. Разве вы можете заниматься любовью по восемь часов в день, или вы едите по восемь часов в день, или вы медитируете по восемь часов в день? Сон это самая главная вещь. Как вы можете не осознавать, что он происходит? Может быть, вы осознаете очень смутно, но вы все же осознаете: ваша память будет функционировать.
Но вы сворачиваете с дороги туда, где никогда не были. Вот почему вы возвращаетесь назад внезапным толчком. Ваше бытие соприкасается с чем-то неизвестным. Вот почему вы не в состоянии решить: «Иду ли я вглубь или просто засыпаю?» Радуйтесь. Если вы можете понять, что происходит, тогда это сон; если вы можете определить, тогда это сон. Если вы не можете определите, тогда в вас проникает нечто запредельное, и вы также проникаете в него. Радуйтесь. Наслаждайтесь этим, и пусть это происходит. Однажды станет возможным то, что, когда вы будете уходите в неизвестное снова и снова, вы ознакомитесь с территорией. Здесь может не существовать никакой общей карты, но у вас будет своя личная карта. По крайней мере, вы знаете, куда идете.
Поэтому единственное, что нужно сделать, это: когда вы закрываете свои глаза, становитесь более бдительными, потому что вам потребуется еще больше бдительности. В густой теме вам потребуется больше света. Станьте бдительными, когда вы начинаете куда-то проваливаться — в неизвестное — пытайтесь сохранять бдительность. Постепенно у вас появится навык. И тогда каждую ночь, когда вы засыпаете, попытайтесь вновь достичь этого — просто испытайте это на практике. Когда вы чувствуете, что вам хочется спать, оставайтесь бдительными и наблюдайте за тем, что происходит внутри. Однажды вы увидите: вы почувствовали что вам хочется спать, наступил сон, но бдительность все же присутствует. Этот будет самым прекрасным днем в вашей жизни. Когда вы можете оставаться бдительными тем самым погружаясь в сон, вы входите в четвертое состояние, в «дельту». Это глубочайший центр вашего бытия.
Конечно, вы должны заработать это, вы должны научиться этому, вы должны стать способными на то, чтобы это осуществить. Это не происходит само-собой. Это не обычное состояние ума, это состояние ума очень необычно. Вот почему пять тысяч лет назад Кришна провозгласил, и за пять тысяч лет никто так и не смог доказать это с научной точки зрения — это казалось всего лишь философской теорией: «Йа ниша сарвабхутиям сасиям джаграти самиями». По прошествии пяти тысяч лет сегодня возникло несколько научных доказательств. И вы тоже можете двигаться в это, и когда вашему собственному пониманию будет существовать еще и научное доказательство, это станет для вас озарением.
Второй вопрос:
Вы сказали, что йога Патанждали является совершенной системой. Все же нигде, кажется, не упоминается о йоге поцелуя. Не могли бы вы объяснить?
Для этого Патанджали должен был бы родиться в Америке. Только тогда он смог бы написать о йоге поцелуя. Таких глупостей не существует нигде, кроме Америки: йога секса, йога поцелуя, йога всякой ерунды — приготовления пищи. Но подождите еще немного — появятся еще и другие глупости.
Третий вопрос:
Как можно быть тотальным, и все же не входить в крайности всего того, что переживаешь?
Не волнуйтесь. Просто будьте тотальными, и вы никогда не уйдете в крайность. Обычно, если вы думаете об этом, вам кажется, что, если вы станете тотальными, вы станете экстремистами — потому что вы не знаете, что такое тотальность. Тотальность всегда случается в середине. Это явление, которое происходит только посредине, потому что тотальность есть равновесие. Она никогда не
случится, если вы уйдете в крайность; пребывая в крайности, вы никогда не сможете быть тотальными. Попытайтесь это понять.
Вы любите кого-то: в любви вы можете быть экстремистом, но тогда вы не будете тотальными, потому что у любви есть и другая часть, это ненависть. Поэтому вы можете уйти в одну крайность, в любовь; это будет одной крайностью. Очень часто вы можете ненавидеть того же самого человека. Вы можете уйти в другую крайность, в абсолютную ненависть — или вам будет казаться, что ваша ненависть абсолютна — но это тоже только часть. Феномен в целом состоит из любви-ненависти, они существуют вместе.
Если вы выбираете одну крайность. Моя левая и правая рука — обе принадлежат мне. Если я выбираю левую, я наклоняюсь влево, если я выбираю правую, я наклоняюсь вправо, но когда я не выбираю никакой, я стою посредине. Тогда обе руки принадлежат мне, но я не принадлежу им. Если вы выбираете ненависть, вы выбрали одну часть. Если вы выбираете любовь, вы выбрали другую часть.
И вся проблема состоит в том, что, если вы выбрали ненависть, рано или поздно вы влюбитесь. Если вы ненавидите своего врага довольно долго, вы влюбитесь в него. Если вы любите своего друга довольно долго, вы станете его ненавидеть. Потому что вы не можете пребывать в одной крайности довольно долго. Вот почему влюбленные постоянно ссорятся, и враги тоже глубоко внутри любят друг друга. Они не могут существовать без вражды, они цепляются друг за друга. Любовь наоборот — но это любовь.
Что происходит, когда вы тотальны? Присутствует и любовь и ненависть, и то и другое. И когда любовь и ненависть находятся здесь одновременно, они нейтрализуют друг друга, и возникает другое явление, которое Будда называет состраданием. Сострадание лишено противоположности. Или, вы можете сказать: «Только тогда, когда отсутствует та часть, что принадлежит ненависти, любовь становится абсолютной»; но любовь существует в середине. Называйте ее, как хотите, дело не в этом, но возникает глубокое равновесие. Противоположности нейтрализуют друг друга; они уравновешивают друг друга. Они нейтрализуют друг друга, и вы пребываете в равновесии. Равновесие это тотальность. Тогда вы вовлечены в это полностью.
Когда Будда исполнен сострадания, за этим больше ничего не стоит. Он движется в это тотально. Когда Иисус любит, он движется в это тотально. Когда любите вы, в действительности, часть вас всегда готова ненавидеть. Когда вы ненавидите, в действительности, часть вас всегда готова любить. Вы разделены — разделенная личность всегда движется к крайности. Тотальность принадлежит неразделенному уму, не расколотому: вы стоите посредине совершенно прямые, полностью сбалансированные — не отклоняясь ни в ту ни в другую сторону. В тот самый момент, когда не существует ни того ни другого, вы достигаете тотальности.
В Упанишадах для этого есть определенное слово. Они называют это «нети-нети». Они говорят «ни то ни это» — не выбирайте между противоположностями. Пусть противоположности соединятся вместе и станут дополнениями. Пусть они растворятся друг в друге. Не выбирайте. Вот почему Кришнамурти постоянно акцентирует ваше внимание на одном слове — «неизбирательная осознанность» — потому что в тот момент, когда вы сделали свой выбор, вы выбрали крайность.
Всякий выбор есть крайность. Вы выбираете что-то в противовес чему-то. Когда вы говорите: «Это прекрасно», вы уже осудили нечто как безобразное. Иначе, как вы можете сказать, что это прекрасно? В том утверждении, в том заверении, что это прекрасно, скрыто: «Что-то другое уродливо, я это осуждаю». В тот момент, когда вы говорите: «Этот человек святой», вы осудили кого-то другого как грешника.
Если исчезнет грешник, исчезнет и святой. Как может существовать святой, если нет грешника? Грешники нужны для того, чтобы существовали святые. Если больше не будет святых, исчезнут и грешники. Кто будет называть их грешниками? Как вы сможете определить, что кто-то является грешником? Если человечество станет совершенным, не будет ни святых ни грешников, потому что все будет находиться в глубоком равновесии. Грешники и святые друг для друга являются противоположностями, но они существуют вместе.
Как-то раз, когда я путешествовал по Индии, во многих местах люди постоянно задавали мне один и тот же вопрос. Вопрос казался очень существенным и не лишенным смысла. Они спрашивали меня: «Почему произошло так, что в Индии было так много святых, и все же страна осталось такой аморальной?» Я сказал им, что это естественно. Когда страна порождает так много святых, она должна породить такое же количество грешников; иначе будет нарушено равновесие. Когда страна порождает всех тиртханкаров, все двадцать четыре; всех аватаров, все двадцать четыре; всех Будд, всех двадцать четыре, куда денутся грешники? И как бы тогда мог существовать Будда, если бы здесь не существовало грешников?
Будда существует посреди океана грешников, он не может существовать иначе. Для того, чтобы существовал один Будда, нужен миллион грешников. На самом деле из-за этих грешников он и кажется таким просветленным — контраст. Когда вы пишете белым мелом на черной доске, он кажется таким белым, более белым, чем само белое — белее белого. Напишите белым мелом на белой стене — вы ничего не увидите. Когда человечество будет действительно совершенным, сбалансированным, тогда не будет никакого Будды: тогда вы будете писать белым мелом на белой стене. Необходимо очень темное человечество. Поэтому, если вы спрашиваете меня, я надеюсь, что мир придет к такому состоянию, когда Будда будет не больше нужен... все будет настолько сбалансированным.
Именно это Лао Цзы повторяет вновь и вновь: «В прошлом было время, когда не было святых — потому что не было грешников». В прошлом было время, когда все было настолько естественным и сбалансированным, что не существовало даже концепции правильного и неправильного. Лао Цзы говорит: «Привнесите концепцию правильного, и тот час же войдет неправильное». Противоположности существуют вместе. Они приходят вместе, они идут рука об руку. Они являются двумя сторонами одной и той же медали, двумя сторонами одного и того же явления.
Если вы выбираете, вы выбираете крайность. Вы не можете выбрать равновесие. Вы должны стать лишенными всякого выбора; тогда возникнет равновесие, ни то ни это — нети-нети. Внезапно, вы уравновешиваетесь посредине, и все великолепие существования становится вашим. Вы становитесь наполненными.
Вопрос кажется существенным, но это не так: «Как можно быть тотальным, и все же не вдаваться в крайности всего того, что переживаешь?» Если вы тотальны, тогда вы не будете вдаваться в крайности; если вы уходите в крайность, вы не будете тотальными. Попытайтесь быть тотальными и
сбалансированными, и крайности исчезнут сами собой. Они существуют при вашей поддержке. Потому что вы выбираете, вот почему они существуют.
Не выбирайте. Не говорите, что одно хорошо, а другое плохо. Оставайтесь бдительными, вот и все. Не говорите, что один святой, а другой грешник. Оставайтесь бдительными, вот и все — и примите тотальность. Существуют и грешники и святые: тотальность принимает обоих. Вы также принимаете обоих. Безо всякого осуждения грешника, безо всякого возвеличивания святого, вы не делаете никакого выбора. В этой безвыборности вы будете сбалансированными и тотальными.
Четвертый вопрос:
Улыбаетесь ли вы — когда в вашем присутствии мы такие серьезные с вытянутыми лицами?
А что еще мне остается делать?
Пятый вопрос:
Однажды вы сказали, что наркотики порождают химические сны — вымышленные
переживания. И Кришнамурти говорит, что практики йоги, все методы медитации это то же
самое, что и наркотики— они порождают химическое изменение, и отсюда возникает
переживание. Пожалуйста, прокомментируйте.
Кришнамурти прав. Это очень трудно понять, но он прав. Все переживания происходят благодаря химическому изменению — все без исключения. Принимаете ли вы ЛСД или поститесь, в обои случаях тело испытывает определенное химическое изменение. Когда вы курите марихуану или выполняете определенную пранаяму, дыхательные упражнения, в обоих случаях в теле происходит химическое изменение. Попытайтесь это понять.
Что происходит, когда вы поститесь? Ваше тело утрачивает некоторые химические элементы, потому что они должны поставляться каждый день вместе с едой. Если вы не даете телу эти элементы, оно их утрачивает. Тогда обычный баланс элементов нарушается; и так как пост создает в вас дисбаланс, вы начинаете что-то чувствовать. Если вы поститесь достаточно долго, у вас возникнут галлюцинации. Если вы поститесь двадцать один день или больше, вы будете не в состоянии определить, реально ли то, что вы видите, или нет, потому что вы утратили определенные необходимые вам элементы.
Обычно, если внезапно Кришна встречает вас на дороге, первое, что приходит вам в голову, это то, что вы, должно быть, видите какую-то галлюцинацию, какую-то иллюзию, какой-то сон. Вы протрете свои глаза, станете смотреть по сторонам или спросите кого-то еще: «Иди сюда. Пожалуйста, посмотри. Ты видишь, что передо мной стоит кто-то, похожий на Кришну?» Но если вы поститесь двадцать один день, различие между реальностью и сном будет утрачено. Тогда, если перед вам появляется Кришна, вы действительно верите, что так оно и есть.
Наблюдали ли вы за маленькими детьми? Они не могут отличить сон от реальности. Ночью им снится игрушка, а утром они плачут: «Куда делась эта игрушка?» Эти определенные химические вещества, которые помогают вам судить, все еще должны быть созданы, только тогда ребенок станет способным отличить реальность ото сна.
Когда вы принимаете алкоголь, эти химические вещества разрушаются.
Мулла Насреддин наставлял своего сына. «Когда ты сидишь в пабе, — говорил он ему, — ты должен знать, когда тебе нужно остановиться». Поэтому он сказал:
— Посмотри, посмотри в угол. Когда вместо тех двух ты начнешь видеть четырех человек, это признак того, что тебе пора перестать пить и нужно уходить домой.
Но сын сказал:
— Папа, но здесь сидят не два человека — только один!
Папа уже напился.
Когда вы принимаете алкоголь, что происходит? Происходят какие-то химические изменения. Когда вы принимаете ЛСД, что происходит? — или марихуану или что-то другое? Происходит какое-то химическое изменение, и вы начинаете видеть то, чего никогда не видели. Вы начинаете все чувствовать, становитесь очень чувствительными.
И это проблема: вы не можете убедить алкоголика перестать пить, потому что настоящая реальность кажется ему такой блеклой, скучной. Однажды увидев реальность через призму химических веществ, через химическое изменение... Деревья были более зелеными, и цветы пахли сильнее, потому что он мог создавать проекции, он мог создавать иллюзорный мир: теперь вы говорите ему: «Перестань. Страдают твои дети, твоя жена, твоя работа идет коту под хвост — перестань!», но он не может перестать, потому что с ним произошел проблеск нереального мира, нереального, но прекрасного. Теперь, если он остановится, мир будет казаться ему очень грубым, обычным. Деревья не покажутся такими зелеными, и запах цветов не будет таким прекрасным; даже жена — ради спасения которой вы наставляете его на путь истинный — кажется ему очень обычной, мертвой, продолжением старой рутины. Когда он пребывает под действием наркотиков, его собственная жена становится Клеопатрой, самой прекрасной женщиной в мире. Он живет во сне.
Все ощущение вызваны химическими веществами — без исключения. Когда вы дышите слишком часто, в вашем теле скапливается большое количество кислорода, а количество азота снижается. Когда количество кислорода повышается, меняется и внутренняя химия тела. Вы начинаете чувствовать то, чего никогда не чувствовали. Если вы вращаетесь как дервиш, очень быстро, ваше тело меняется; благодаря вращению происходит химическое изменение. У вас возникает головокружение, открывается новый мир. Все переживания обладают химической природой.
Когда вы голодны, мир кажется другим. Когда вы удовлетворены, сыты, мир кажется другим. Мир бедного человека один, мир богатого человека совершенно другой. У них происходят разные химические процессы. Интеллигентный человек обладает одним миром, а глупый — другим. У них происходят различные химические процессы. Мир женщины будет одним, а мир мужчины — другим. В них происходят различные химические процессы.
Когда вы становитесь сексуально зрелыми, когда вам исполняется четырнадцать или пятнадцать лет, возникает другой мир, потому что в крови появляются новые химические вещества. Если вы станете говорить о сексе и сексуальном оргазме ребенку семи лет, он будет думать, что вы попросту глупец: «Что за ерунду вы несете?» — потому что этих химических веществ, этих гормонов еще нет в его крови. Но к четырнадцати-пятнадцати годам его глаза наполняются новыми химическими веществами — обычная женщина внезапно преображается.
Обычно Мулла Насреддин уезжал во время отпуска в горы. Иногда он уезжал на пятнадцать дней, и возвращался домой через десять. Начальник спросил его: «В чем дело? Ты отпросился на пятнадцать дней, но вернулся на пять дней раньше?» И иногда он отпрашивался на две недели, а возвращался только через четыре. «В чем же дело?» — спросил начальник.
Мулла сказал: «В этом есть определенная математике. В горах у меня есть бунгало, и это бунгало содержит старая, очень некрасивая женщина. Мой критерий таков: когда я начинаю видеть эту уродливую женщину как красивую, я убегаю. Поэтому иногда это случается через восемь, иногда через десять дней... Она очень страшная и уродливая. Невозможно и представить себе, что кто-то может назвать ее красивой. Но когда я начинаю думать о ней, и она начинает приходит в мои сны, и я чувствую, что она прекрасна, тогда я знаю, что теперь настало время возвращаться домой; иначе, возникает опасность. Поэтому, никто не знает. Если я практически здоров, тогда это наступает быстрее, через семь дней. Если я не в такой хорошей форме, тогда на это требуется две недели. Если я очень слаб, на это уходит три недели. Все зависит от химических веществ».
Все ощущения обладают химической природой — но необходимо провести разделение. Есть два пути. Один, это ввести химические вещества внутрь посредством инъекции, курения, глотания. Они приходят извне; они вторглись в вас. Именно это и делают наркоманы во всем мире. Другой способ изменить тело это пост, дыхание... Именно это и делали все йоги на востоке. Они идут тем же самым путем; различие очень невелико. Различие в том, что наркоманы принимают наркотики извне, внедряя их в биохимию своего тела, а йоги пытаются изменить баланс своего тела без внешнего вторжения. Но, что касается меня, оба одинаковы.
Но если у вас есть какая-то потребность в переживании, я скажу вам, что вы должны выбрать путь йогов, потому что, если вы пойдете этим путем, вы не станете зависимыми, но, наоборот, станете более независимыми. И если вы пойдете этим путем, вы никогда не привыкнете к ним, и ваше тело будет оставаться чистым в своем органическом единстве. И на этом пути, по крайней мере, вы не будете являться нарушителем закона — вам не будет страшна никакая полицейская облава. И, следуя этому пути, вы легко сможете выйти за его пределы. Хмм?.. это самое важное.
Если вы принимаете химические вещества извне, вы останетесь вместе с ними. Вам будет трудно, с каждым днем вам буде все труднее и труднее выходить за пределы. На самом деле вы станете более зависимыми, настолько зависимыми, что потеряете всю жизнь, всю прелесть своей жизни, и вся она станет сплошным наркотическим переживанием, оно одно станет всем центром вашей жизни.
Если вы идете путем йоги, путем внутреннего изменения химии тела, вы никогда не будете зависимыми, и тогда вы сможете выйти за пределы тела. Потому что весь смысл религии состоит в том, чтобы выйти за пределы переживания. Окрашено ли переживание в прекрасные цвета — когда вы принимаете ЛСД, вас окружает радуга — или вы возноситесь на небеса благодаря упражнениям йоги, в основе своей это одно и то же. На самом деле, пока вы не выйдете за пределы всех переживаний, всех объективных переживаний, пока вы не придете к той точке, где останется только свидетельствование, и у вас не будет никаких переживаний, остается только переживающий, вы коснетесь границы религии.
Кришнамурти прав. Но люди, которые слушают его, неправильно его понимают. Думая, что все переживания тщетны, они остаются обычными; они не прилагают никаких усилий. Я знаю, что все переживания тщетны, в конце концов вы должны оставить их, но прежде, чем вы можете их оставить, вы должны их иметь. Они подобны лестнице: вы должны оставить ее позади, чтобы прийти в хижину, вы должны забраться наверх. Но вы можете оставить ее только тогда, если уже прошли по ней. Все ваши переживания это ребячество, но вы должны пройти через них, чтобы стать взрослыми.
Настоящие религиозные переживания это вообще не переживания. Религиозное переживания это не переживание: переживающий оказывается там, где все известно/неизвестно, познаваемо/непознаваемо. Остается только само свидетельствование, только чистое сознание, без переживания, которое может его загрязнить — вы не видите Иисуса, вы не видите Будду, вы не видите Кришну, стоящих перед вами.
Вот почему Мастера Дзен говорят: «Если вы встретите на своем пути Будду, немедленно убейте его». Последователи Будды говорят: «Если вы встретите на своем пути Будду, немедленно убейте его». Великое учение. Хмм?... потому что Будда настолько прекрасен, что он может заманить вас в сон, и тогда вы будете идти с закрытыми глазами, видя Будду или Кришну, играющего на флейте. Может быть, вы видите очень религиозный сон, но все же это только сон, не реальность.
Реальность это ваше сознание. Все другое должно быть трансцендентировано. Если вы все еще можете вспомнить это, тогда вы должны будете пройти через все эти переживания, но вы обязательно должны пройти через них.
Если вы слишком увлечены переживаниями, как делает каждый — это часть роста — лучше выбрать упражнения йоги, чем наркотики. Они более тонки, упражнения йоги, более очищены. Осознайте тот факт, что Индия испытала на себе все наркотики. Америка в этом мире просто новичок. Начиная от сомарасы в Ригведах, заканичивая ганьджей, Индия испробовала все и пришла к пониманию, что это пустая трата времени. Тогда Индия стала использовать упражнения йоги. Затем такие личности как Будда, Махавира неоднократно достигали такого состояния, в котором обнаруживали, что даже упражнения йоги не приносят никакой пользы, что и они должны быть отброшены.
Кришнамурти не говорит ничего нового. Таково переживание всех Будд. Но помните, для вас переживание может стать переживанием только тогда, когда вы достигаете его. Никто не может вам его дать, вы не можете заимствовать его у кого-то другого. Если вы чувствуете, что все еще остаетесь детьми, если вы чувствуете, что вам еще нужны какие-то переживания, то лучше получить их посредством упражнений йоги. В конце концов, и это должно быть отброшено.
Но если вы не знаете, что выбрать — ЛСД или пранаяму, лучше выбирайте пранаяму. Тогда вы будете менее зависимыми и более способными к трансценденции, потому что тогда вы не утратите своей осознанности. Но если вы принимаете ЛСД, осознанность будет полностью потеряна.
Всегда выбирайте то, что выше. Если у вас есть возможность выбора, выбирайте то, что выше. Наступит момент, когда вам не захочется ничего выбирать... тогда вы будете жить не выбирая.
Шестой вопрос:
Я не могу понять, в чем разница между чувством самосознания, которое, вы говорите, есть
болезнь, и чувством самоосознования, самовоспоминания, и свидетельствования.
Да, самосознание есть болезнь, а самоосознанность есть здоровье. Так в чем же разница, потому что, кажется, что оба слова означают одно и то же? Слова могут означать означать одно и то же, но когда я или Патанджали используем их, они обладают различными значениями.
В случае самосознания вы все свое внимание акцентируете на себе. В случае самоосознавания внимание акцентируется на осознанности. Вы можете использовать одно и то же слово самоосознанность в обоих случаях. Если вы акцентируете внимание на себе, это болезнь. Если вы акцентируете свое внимание на сознании, это здоровье. Очень тонкая, но очень большая разница.
Самосознание это болезнь, потому что вы постоянно сознаете себя — что люди чувствуют относительно меня, каковы их суждения относительно меня, что они думают: нравлюсь я им или нет, принимают они меня или нет, любят они меня или нет. Всегда «меня», «я» — центром остается эго. Это болезнь. Эго это самая опасная из всех существующих болезней.
И если вы смещаете фокус, ударение — вы перемещаете фокус с себя на сознание, вам уже не важно «отвергнут вас люди или примут». Вам не важно, что они о вас думают. Теперь вы хотите быть осознанными в каждой ситуации. Отвергнут вас или примут, полюбят или возненавидят, назовут ли они ли они вас святым или грешником, становится не важным. То, что они говорят о вас, каково их мнение, это их дело и их проблемы, которые они сами должны решать. Вы просто пытаетесь быть осознанными в каждой ситуации.
Кто-то прихо<