В чем разница между самовоспоминанием и свидетельствованием?
Только что я рассказал вам, в чем разница между самоанализом и самовоспоминаним. Теперь, разница между самовоспоминанием и свидетельствованием. Да, между ними существует огромная разница: потому что в случае самовоспоминания вы все свое внимание акцентируете на себе. Точно так же, как в случае самоанализа, вы акцентируете все внимание на мыслях, чувствах, эмоциях, настроениях, на злости, на сексуальности, на всем, и забываете о себе; в случае самовоспоминания вы помните о себе, концентрируете всю свою энергию на самих себе и просто смотрите на настроение, на ситуацию, на чувство — вы не думаете об этом, потому что, когда вы думаете, вы утрачиваете взгляд, его чистоту.
Свидетельствование будет шагом вперед. В свидетельствовании, даже если вы отбросили себя, остается только воспоминание. Не то, что я помнит. «Я» больше не часть свидетельствования. Просто воспоминание... Свидетельствование является свидетельствованием себя. Самовоспоминание это начало; свидетельствование это конец. Посредством самовоспоминания вы начинаете смотреть на злость, оставаясь центрированными в самих себе, кристаллизованными в самих себе, созерцая рябь, которую вокруг вас создал ум. Но когда вы смотрите на ум, мало-помалу он исчезает. Когда исчезает ум, возникает пустота, тогда вы можете сделать новый шаг: теперь вы смотрите на самих себя. Теперь та же самая энергия, которая смотрела на злость, на секс, на зависть, высвобождена — потому что зависть, злость и секс исчезли. Теперь та же самая энергия начинает течь в обратную сторону, чтобы дать вам возможность посмотреть на самих себя.
Когда та же самая энергия смотрит на себя, «себя» тоже исчезает; тогда остается только воспоминание. Это воспоминание и есть свидетельствование. В свидетельствовании нет «себя». Вы смотрите на злость, но когда вы смотрите на самих себя, вы больше не являетесь собой — вы просто огромное, бесконечное, безграничное свидетельствование. Просто сознание — бесконечное и огромное, но не кристаллизованное. Вы должны это понять.
Всю свою жизнь Гурджиев работал над одним и тем же методом самовоспоминания, потому что на западе внедрить свидетельствование было бы практически невозможным, потому что запад все время жил в самоанализе. Все христианские монастыри учили самоанализу. Гурджиев внедрил нечто, что выходит за пределы самоанализа: он назвал это «самовоспоминанием». Ему все время хотелось внедрить свидетельствование, но он не мог этого сделать, потому что свидетельствование внедрить невозможно. Если вы будете говорить о нем прежде, чем созреет самовоспоминание, вы никуда не придете; это будет бесполезно. Он ждал очень долго, но ему так и не удалось его ввести.
На востоке мы использовали и то и другое. На самом деле, мы использовали и то, и другое, и третье: самоанализ существовал для очень обычных религиозных людей, для тех, кто не хотел идти глубоко; для тех, кто хотел идти глубоко, для них — самовоспоминание; и для тех, кто хочет идти настолько глубоко, чтобы полностью исчезнуть в этой глубине, для них — свидетельствование. Свидетельствование является последним шагом. За его пределами больше ничего не существует. Вы не можете быть свидетелем свидетеля — потому что это тоже будет свидетельствованием. Поэтому вы не можете выйти за пределы свидетельствования: вы должны дойти до самого конца. Свидетельствования это конец света.
Двигайтесь от самоанализа к самовоспоминанию, и когда вы достигли самовоспоминания, надейтесь, что в один прекрасный день вы приблизитесь к свидетельствованию. Но постоянно держите в своем уме, что самовоспоминание не является целью. Вы можете использовать его просто в качестве моста, но вы должны перейти по нему, вы должны выйти за его пределы.
Шестой вопрос:
Можно ли пребывать в состоянии чистого сознания какое-то время и затем снова выпасть из него?
Нет, это невозможно. Но нечто подобное происходит: у вас есть проблеск чистого сознания; вы еще не вошли. Это подобно тому, как вы смотрите на вершины Гималаев с дистанции в сто миль. Вы еще не достигли их, но вы можете видеть их с огромного расстояния. Вы можете смотреть на вершины, вы можете их ощутить. Вы можете открыть окно и посмотреть на далекую луну, и ее лучи дотронутся до вас, вы будете освещены, у вас возникнет определенное переживание, но из этого окна-переживания вы будете выпадать вновь и вновь.
Когда вы достигли чистого сознания — вы не смотрите на него со стороны, вы вошли в него — тогда вы не больше не можете его утратить. Если вы достигли, вы достигли навсегда. Вы не можете выпасть из него. Почему? Потому что в тот момент, когда вы вошли, вы исчезли. Кто будет из него выпадать? Для того чтобы выпасть, вы должны, по крайней мере, оставаться самими собой. Но для того, чтобы войти в чистое сознание, эго должно полностью исчезнуть, «я» должно полностью исчезнуть. Кто тогда вернется назад?
В этом взгляде вы исчезаете; вы находитесь там. Вы можете взглянуть и закрыть глаза. Вы можете взглянуть и закрыть окно. Это станет памятью, она будет часто вас посещать; это станет ностальгией. Это будет приходить к вам в ваших снах. Иногда, внезапно, вы вновь начнете ощущать глубокую потребность обрести этот взгляд, но это не может быть постоянным явлением. Взгляды всего лишь взгляды. Это хорошо, прекрасно, но не цепляйтесь за них; потому что они непостоянны. Вы будете выпадать из них снова и снова — потому что вы все еще здесь.
Когда у вас уже есть взгляды, идите к пикам, идите к луне... соединитесь с ней. Вы будете падать до тех пор, пока полностью не исчезнете. Вы должны будете возвращаться назад в мир, потому что во время этих взглядов эго будет чувствовать удушье. Эго будет впадать в предсмертную панику. Оно скажет: «Закрой окно! Ты уже достаточно насмотрелся на луну. Теперь не будь глупым. Не будь лунатиком». Слово «лунатик» означает помешанный. Оно произошло от слова «лунар» — то есть луна. Все сумасшедшие люди звались лунатиками, помешанными — мечтающими о чем-то далеком.
Ум, эго скажут: «Не будь лунатиком. Хорошо, ты можешь время от времени открывать свое окно и смотреть на луну, но не будь одержимым. Тебя ждет мир. У тебя есть долг перед миром». И эго возьмет вас, убедит и опустит в мир; потому что оно может существовать только в мире. Когда в ваш ум проникает нечто из другого мира, эго начинает бояться, паниковать, пугаться. Это кажется ему смертью.
Если этот взгляд станет постоянным образом вашей жизни, самим вашим бытием, тогда вы должны будете преодолеть расстояние, соединив разрыв мостом. Вы должны будете начать двигаться. И когда вы станете чистым сознанием, вы уже не сможете выпасть. Это поворотный пункт. Вы движетесь только вовнутрь, и никогда не сможете выйти наружу. Нет никакого выхода, есть только одна дверь... вход.
Седьмой вопрос:
Вы сказали, что Будда был исключительно эгоистичным человеком. А Иисус тоже был таким?
Если так, что он имел в виду, когда говорил: «Если кто-то захочет стать моим
последователем, пусть он отречется от себя, поднимет свой крест и последует за мной».
Да, Иисус тоже эгоистичен; иначе не может и быть. Иисус, Кришна, Заратустра, Будда — все они эгоистичны: потому в них так много сострадания. Это было бы невозможным, если бы они не были центрированы в самих себе. Это было бы не возможно, если бы они не достигли своего собственного блаженства. Сначала вы должны достичь, только тогда вы можете делиться... и у них есть так много всего, чтобы поделиться, что прошло уже много столетий, но они все еще продолжают делиться.
Если вы полюбите Иисуса, вы тот час же наполнитесь его состраданием. Его любовь все еще течет. Тело исчезло, но его любовь не исчезла. Она пребывает в мире постоянно. Она всегда будет здесь. Когда кто-то готов, восприимчив, его любовь будет течь. Но это будет возможным только потому, что он достиг подлинного источника своего бытия: должно быть, он был эгоистичным.
Тогда в чем смысл, потому что эти слова кажутся противоречивыми? «Если кто-то захочет стать моим последователем, пусть он отречется от себя...» Да, эти слова выглядят как парадокс: если я прав, тогда они противоречат мне. Я прав, но они не противоречат мне. Это только так кажется, потому что Иисус говорит: «Если вы хотите достичь себя, вы должны будете потерять себя — таков путь». Поэтому, когда Иисус говорит: «Если кто-то захочет стать моим последователем, пусть он отречется от себя...», он говорит это потому, что это единственный путь быть самим собой. Вы можете достичь себя только тогда, когда отречетесь от своего эго. Вы можете достичь себя только тогда, когда полностью исчезнете.
Иисус говорит: «Если вы цепляетесь за жизнь, вы ее потеряете. Но если вы готовы ее потерять, она навечно останется с вами. Вы достигнете жизни изобильной, бесконечной». Когда капля воды падает в океан, она утрачивает себя — отрекается от себя — и становится океаном. Она ничего не платит и достигает океана: она просто утрачивает свои собственные границы. Когда Иисус говорит: «Если кто-то захочет стать моим последователем, пусть он отречется от себя...», это океан говорит капле: «Приходи, отрекись от себя! — чтобы ты тоже могла стать океаном». И это самый большой эгоизм: стать океаном.
Капля очень альтруистична, но она остается каплей — конечной, ограниченной, несчастной. Она кажется эгоистичной, но это не так. Если вы пойдете в мир и посмотрите на эгоистичных людей, вы не найдете их по-настоящему эгоистичными. Они просто глупы, а не эгоистичны.
Действительно эгоистичный человек становится мудрым. По-настоящему эгоистичен тот, кто пытается достичь нирваны, кто пытается достичь Бога, кто пытается достичь мокши — освобождения, свободы. В действительности эгоистичны именно эти люди, а не те, которые известны в мире, как эгоистичные, потому что они пытаются накопить богатство. Они просто глупы, а не эгоистичны. Не используйте это прекрасное слово, когда говорите о них. Они просто глупы.
Почему вы называете их эгоистичными? Они продолжают накапливать богатства, продавая за них самих себя. Они строят большой дом, но сами становятся полыми, пустыми. У них есть большой автомобиль, но внутри них нет никакой души. И вы называете их эгоистичными? Они самые не эгоистичные люди на свете. Они продали самих себя — в действительности, за бесценок.
Однажды к Рамакришне пришел один человек. Он принес с собой огромное количество золотых монет и хотел отдать их ему. Рамакришна сказан:
— Я никогда не прикасаюсь к золоту. Убери их.
Человек был очень был очень возмущен. Он сказал:
— Какой ты неэгоистичный.
Рамакришна рассмеялся и сказал:
— Я не эгоистичный? Я эгоистичный человек. Именно поэтому я и не прикасаюсь к этому золоту. Я не настолько глуп. Это ты не эгоистичен: ты продал самого себя за золотые монеты.
Кто не эгоистичен? Тот, кто променял свою душу на золотые монеты, не эгоистичен?... или тот, кто оставляет все мирское, чтобы достичь своей души, он эгоистичен? В мире люди теряют себя, при этом ничего не достигая, и вы называете их эгоистичными. Это не эгоистичные люди, они глупы. Будда, Иисус, Кришна — они достигли высшей славы, высшего блаженства. Будда говорил: «Я достиг непревзойденного самадхи». И вы называете их не эгоистичными? Тех, кто живет в абсолютном блаженстве, вы называете их не эгоистичными? Вы разрушили прекрасный мир.
Иисус прав: «Если кто-то последует за мной, пусть он отречется от себя...», потому что это единственный способ достичь себя. Он учит вас быть эгоистичными.
«...и поднимет свой крест, и последует за мной», потому что это единственный способ быть воскрешенными. Если вы хотите новой жизни, вы никогда не умрете. Если вы хотите быть воскрешенными, вы должны будете нести свой собственный крест. Пусть вы будете распяты в материальном мире, и тогда вы будете воскрешены в духовном. Каждый момент умирайте для прошлого, чтобы каждый момент быть воскрешенными в настоящем. Смерть это искусство, одно из самых основных искусств. И те, кто знают, как умереть, только они знают, как жить. Люди, которые боятся умереть, начинают бояться жить. Люди, которые слишком сильно боятся смерти и того, что они умрут, становятся неспособными жить, потому что жизнь включает в себя и смерть, она является ее частью.
Когда Иисус говорит: «Подними свой крест и следуй за мной», он говорит: «Будь готов умереть, если ты действительно хочешь достичь вечной жизни». Это эгоизм.
И когда такие люди как Иисус говорят: «Следуй за мной», вы неправильно их понимаете. Когда в Гите Кришна говорит Арджуне: «Отбрось все — всю свою религиозность. Сдайся мне. Приходи и следуй за мой», что он именно он говорит? Разве эти люди эгоистичны? Они говорят: «Приходи, следуй за мной», На самом деле, когда Иисус говорит: «Приходи, следуй за мной», — он говорит: «Я — твоя сокровенная душа». Когда Кришна говорит: «Сдайся мне», он не говорит, что вы должны сдаться этому внешнему Кришне. Он говорит: «Глубоко внутри я скрыт в тебе. Когда ты сдашься мне, я буду просто поводом для твоей сдачи. Ты достигнешь внутренней сути своего бытия. Следуй за мной, чтобы ты мог следовать сокровенной сути своего бытия. Я постиг эту сокровенную суть».
Они не говорят, что вам нужно следовать Иисусу или Кришне. Они говорят: «Сдайся», потому что в сдаче вы становитесь самим Кришной, самим Иисусом. А это есть высшее самолюбие.
Но само слово содержит в себе некий оттенок осуждения. Когда кто-то говорит: «Не будь эгоистичным», он тот час же осуждает вас. Я пытаюсь вновь очистить это прекрасное слово. Я пытаюсь вернуть ему его первоначальный статус. Это слово было вывалено в грязи, но оно подобно бриллианту. Его можно испачкать в грязи, но он может быть очищен и отмыт. И если вы понимаете меня, вы увидите, что только тогда, когда вы действительно эгоистичны, вы сможете быть не эгоистичными. Я учу вас эгоизму, потому что хотел бы, чтобы вы стали не эгоистичными.
Восьмой вопрос:
Насколько то, что происходит снаружи, как то смерть, предательство и тому подобное,
является моей собственной проблемой? Разве я могу нести за все это ответственность?
Вы не несете за это никакой ответственности. Если кто-то умирает, вы не в ответе за его смерть, но за то, каким образом вы истолковываете его смерть, за это ответственны именно вы. Когда кто-то предает вас, вы не несете никакой ответственности за его предательство. Как вы можете быть ответственными за это? Но вы называете это предательством; это может быть не так. Такова ваша интерпретация, и за это ответственны именно вы.
Вы называете это смертью: если ваша мать умирает, вы называете это смертью, и тогда вы страдаете. Вы страдаете не потому, что ваша мать умерла. Вы страдаете потому, что считаете это смертью. Если вы понимаете жизнь, вы знаете, что смерти нет. Тогда мать умрет — матери всегда умирают — но вы не будете страдать. Она просто поменяла свое старое тело на новое. На самом деле это момент перерождения. Хм?... у нее был рак или туберкулез, она была очень старой, у нее была тысяча и одна болезнь, она влачила жалкое существование. Вы называете это смертью? Я называю это отбрасыванием старого тела и входом в новое. Почему я должен страдать из-за этого? Я должен быть счастлив и радоваться. Все зависит от того, какова ваша интерпретация, и за это несете ответственность именно вы. Кто-то предает вас: но кто вам сказал, что это предательство? Например, от вас уходит ваш возлюбленный, ваш муж, ваша жена. Вы говорите, что это предательство? Такова ваша интерпретация. Но может быть и так, что вы считали этого человека своей собственностью. Он не предавал вас; он просто пытался спасти самого себя. Вы считали его своей собственностью. Вы привязались к нему слишком сильно. Вы задушили его бытие. Вы убили его свободу. Он просто пытался спасти свою жизнь — он не предавал вас. Возможно, он мог бы уйти к какой-то другой женщине в поисках цветка любви, который мог бы расцвести где-то еще. Но вы заставили его быть вместе с вами; и теперь вы говорите, что это предательство. Вы устроили все таким образом, что это произошло, и теперь вы называете это предательством?
Просто понаблюдайте, станьте бдительными, посмотрите, что произошло. Если бы вы не были таким придирчивыми, может быть, он и не ушел бы от вас. Ваша придирчивость свела его с ума. Или она сделала его нечувствительным.
Есть только два способа жить с придирчивой женой или с придирчивым мужем. Один, который применяют практически все мужья, это стать нечувствительным. Вы входите в дом и делаете свою кожу жесткой. Жена продолжает придираться к вам, но вас это не волнует. Вы спокойно продолжаете читать свою газету. Вы не слушаете, что она говорит. Но тогда вы предаете самого себя, потому что, чем более нечувствительными вы становитесь, тем меньше в вас будет любви. Чем более нечувствительным вы становитесь, тем меньше возможность того, чтобы возникла молитва, тем меньше возможность того, чтобы с вами случилась жизнь. Вы уже мертвы. Вы предаете свою собственную жизнь. Лучше убежать от женщины, чтобы сохранить себя и в то же время дать ей возможность понять — другой путь это просто убежать.
Если муж продолжает предавать свою собственную жизнь, тогда жена говорит, что он очень верный. Он предает свою собственную жизнь — но никто не несет никакой ответственности ни за чью жизнь. Вы здесь ради самих себя; я здесь ради самого себя. Никто не находится здесь ради того, чтобы удовлетворять ожидания кого-то еще. Я должен жить своей жизнью, вы должны жить своей. Если все идет хорошо, и я расту вместе с вами; если все идет хорошо, если вы растете вместе со мной — прекрасно, мы можем быть вместе. Но если вы начинаете убивать меня, и я начинаю справлять вас, нам лучше разойтись, потому что развод сохранит две жизни, сделает двух заключенных свободными. Это не предательство.
Существует только одно предательство, когда вы предаете свою собственную жизнь. Не существует никакого другого предательства. Если вы продолжаете жить с придирками, с женой, мужем, которые хотят обладать вами, безо всякой любви, вы сводите на нет свои собственные возможности. В Талмуде, вновь говорится: «Бог спросит вас: «Я дал вам так много возможностей для счастья. Почему вы упустили их?» Он не спросит: «Какой грех вы совершили?» Он спросит: «Сколько возможностей для счастья вы упустили? Вы будете нести за это ответственность». Это действительно необычайно прекрасно: «Вы будете нести ответственность только за те возможности, которые были вам доступны, но которые вы упустили». Оставайтесь верными себе — только эта верность необходима — и все будет хорошо.
Если вы верны себе, вы всегда найдете партнера, живого партнера, с которым вы сможете расти. Иначе, меняйте. В этом нет ничего плохого. Это будет хорошо и для партнера, потому что, если вы не растете, вы станете ему мстить. Именно это и делает каждый муж и каждая жена.
Если вы не растете и чувствуете себя как заключенные в тюрьме, тогда вы начинаете мстить другому — потому что эта тюрьма существует именно из-за него. Именно из-за другого вы оказываетесь пойманными в ловушку. Тогда вы будете злиться, постоянно злиться. Злость станет всей вашей жизнью. И в такой ситуации вы не сможете любить. Как вы можете любить своего собственного тюремщика? Этим тюремщиком может быть ваша жена, ваш муж, ваш отец, ваша мать, ваш гуру — нет никакой разницы.
Если вы и здесь чувствуете себя заключенными, убегайте — как можно скорее — я благословляю вас. Вот почему находиться здесь так опасно. Вы не должны хранить мне верность. Сначала вы должны быть верными себе, потом уже все остальное. Если вы чувствуете себя заключенными, искалеченными — убегайте! Жизнь безгранична. Вашим Мастером может быть кто-то другой, кто больше вам подходит, кто не станет для вас тюремщиком, кто станет для вас свободой. Идите туда. Ищите. Всегда пребывайте в состоянии поиска.
Иначе, если вы находитесь здесь, думая, что вы заключенный, вы начнете мне мстить. Вы станете на меня злиться. Вы будете делать вид, что вы ученик, но сами станете врагом. И если не сегодня так завтра вы взорветесь.
В любых взаимоотношениях, вы должны помнить, что в этой жизни вы должны учиться и расти, стать более интеллигентными и осознанными. Если что-то делает из вас калеку, и вы остаетесь в этой ситуации, это является грехом. Уходите. Поступая таким образом, вы сможете создать мир, в котором будет больше любви. Но вас учили прямо противоположному: даже если вы не любите свою жену, любите ее. И никто не спрашивает: «Как вы можете любить кого-то, если вы его не любите?» Может быть, вначале любовь и была здесь, но потом она исчезла. К тому же, вас учили, что любовь никогда не исчезает. Это тоже абсолютная глупость. Все, что может прийти, может и исчезнуть. Все, что может родиться, может и умереть. Все, что может начаться, может и закончится. Оставайтесь истинными и бдительными.
Если любовь исчезла, тогда жить с этой женщиной будет грехом. И если вы спите с этой женщиной, вы — грешник. Тогда это некий вид проституции. Женщина продолжает жить с вами, потому что ей некуда пойти. Она продолжает жить с вами, потому что она зависит от вас материально. Но тогда что такое проституция? Это сделка. Больше нет никакой любви. Если вы идете к проститутке, а она влюбляется в вас и отказывается брать деньги, она больше не проститутка. Проституция приходит только вместе с деньгами. Когда вместо любви двух человек соединяют деньги — это проституция.
Если вы живете с женщиной без любви, и женщина живет с вами без любви, только финансовое соглашение, вам будет трудно из этого вырваться — куда пойти, что делать, все это кажется вам таким небезопасным, что вы должны цепляться, быть злыми и постоянно бороться, ведь это ваш долг быть вместе — вы находитесь в огромной опасности... и из этой проституции что за детей вы родите?
Вы разрушаете не только себя, вы разрушаете и будущее поколение. Эти дети будут воспитаны вами — два человека постоянно борются, пребывают в постоянном конфликте. И эти дети, которые будут рождены вами, будут жить в постоянном конфликте. Какая-то их часть будет принадлежать матери, какая-то часть — отцу, и глубоко внутри них будет происходить гражданская война, постоянно. Они никогда не будут знать точно, что им делать.
Когда вы приходите ко мне и говорите: «Я запутался»... На днях один саньясин пришел ко мне и сказал: «Я хочу сдаться, но я также и не хочу сдаваться». Теперь, что делать с этим человеком? И он говорит: «Помогите мне». Он хочет сдаться. Но он также и не хочет сдаваться. Одна часть говорит: «Сдайся»; другая часть говорит: «Нет». Это шизофрения — расколотая личность, но именно так все и существуют. Откуда происходит этот раскол? Этот раскол происходит от отца и матери, которые пребывают в постоянном конфликте.
Иногда ребенок чувствует, что он за мать, потому что он чувствует, что он за обоих. Он попал в этот мир благодаря им обоим. Половина клеток его тела принадлежит отцу, половина — матери. Между ними происходит конфликт. В ребенке постоянно будет происходить гражданская война; ему никогда не будет просто, он никогда не сможет расслабиться. Что бы он ни делал, одна его часть будет все время будет говорить: «Чепуха. Не делай этого». Если материнская часть говорит: «Делай», отцовская скажет: «Нет». Может быть, она скажет это не очень громко, отцы никогда не говорят громко, но отцовская часть будет качать головой. Если отцовская часть говорит: «Да», то материнская часть продолжает говорить, естественно очень громко: «Нет!»
Сын Муллы Насреддина влюбился в девушку. Он пришел домой и попросил Насреддина сказать ему по секрету, что делать. Отец прошептал ему на ухо: «Если ты действительно хочешь жениться на этой девушке, пойди и скажи своей матери, что: «Отец запрещает», что: «Мой отец против». И я скажу так, чтобы твоя мать могла слышать: «Я никогда тебе не позволю!» Тогда твоя свадьба уж точно состоится».
Постоянно разворачиваются невероятные политические действия. И каждый чувствительный ребенок учится трюкам и сделкам, и затем он будет делать это всю свою жизнь. Он останется разделенным, и всегда, когда он будет приводить домой женщину, он станет играть роль отца, а женщина станет выполнять роль матери. И вся эта история будет продолжаться и продолжаться... и мир будет становиться все более и более безумным.
Вся эта бессмыслица произошла потому, что вас научили чему-то неправильному. Я учу вас только одной верности: это верность своей собственной жизни. Это покажется вам очень опасным. Вам будет казаться, что я пытаюсь создать хаос, анархию. Но это не так. Анархию вы уже создали — я не могу навязать вам ее. Я пытаюсь создать порядок, но порядок, исходящий из свободы; порядок, как внутреннюю дисциплину, но не как нечто, навязанное извне.
Девятый вопрос:
Видят ли дети ауру?
Да, но только до тех пор, пока они не говорят. Когда ребенок начинает говорить, все исчезает. Посредством этого ребенок становится частью общества. Когда ребенок молчит, не говорит, он видит то же самое, что и провидец, что просветленный человек. Ребенок это почти что святой. Но он остается таким только до тех пор пока не начнет говорить. Если ребенок молчит шесть месяцев, девять месяцев, год — вплоть до этого времени он будет видеть ауры, он будет чувствовать очень глубоко. Если ребенок начал говорить, он больше не там. Он вошел в мир, в мир языка, разума, ума Тогда эти качества постепенно исчезают.
В Индии у нас есть легенда, и в ней есть довольно большая доля правды. В Индии говорят, что вплоть до того как ребенку исполнится шесть месяцев, он помнит свою прошлую жизнь. Это правда, потому что в течение этих шести месяцев ребенок абсолютно молчалив, он обладает абсолютной чистотой. Затем, с каждым днем, чем больше в нем появляется мира, чем больше мы учим его, чем больше мы его обуславливаем, чем все больше и больше ребенок становится частью общества и меньше частью существования — он утрачивает себя. Это падение Адама: он вкусил плод Древа Познания. В тот момент, когда ребенок начал говорить, он вкусил плод Древа Познания.
И если вы вновь хотите достичь этого, открыть это, вы должны будете научиться молчанию — вот почему для того, чтобы научиться молчанию, необходимо так много интенсивности, медитации. Вы снова должны будете отбросить язык. Вся внутренняя болтовня должна будет прекратится; вы должны будете остановить свой внутренний разговор. Вы вновь должны будете стать невинными, лишенными языка, лишенными внутренней вербализации, просто чистым бытием: вновь стать ребенком. Помните, Иисус повторяет вновь и вновь: «Только те, кто подобны малым детям, войдут в царство моего Бога».
Десятый вопрос:
Почему о просветленных женщинах нам известно меньше, чем о просветленных мужчинах?
Основная причина заключается в том, что мужчина очень любит хвастаться; женщина — нет. Просветления достигли многие женщины. Их столько же, сколько и мужчин — по-другому не может и быть, потому что существование постоянно старается сохранять равновесие — но женщина не любит хвастаться. Женщины не очень хвастливы. Если они достигают, они наслаждаются этим. Они не создают вокруг этого много шума.
Мужчины ведут себя совершенно по-другому. Если они достигают чего-то, они создают из этого много шума, слишком много суеты относительно всего этого. А обществом правят мужчины. Когда мужчина становится просветленным, все другие мужчины начинают делать ему рекламу. Когда женщина становится просветленной, никто не беспокоится, потому что контроль над обществом принадлежит не женщине. В этом обществе правят не они.
В основе своей мужчина это более социальное существо, чем женщина. Женщина интересуется только собой, или, самое большее, семьей. Ее не волнует Вьетнам, ее не волнует Ричард Никсон — все это так далеко... лишено всякого смысла. Ее не волнует судьба грядущего поколения и тому подобное. Она счастлива в своем доме, в своем собственном маленьком мире. На самом деле она не хочет, чтобы в него кто-то проникал. Она хочет сохранить его для самой себя.
Когда женщина становится просветленной, все остается так, как и было: она не идет проповедовать по всему миру. Это не для нее. Она не выходит в мир, собирая учеников, создавая организованную религию. Это не для нее. Она наслаждается этим, она счастлива вместе с этим. Она может танцевать. Она может петь. В своем доме, сидя в молчании, она ни о чем не беспокоится. Женщина не становится Мастером. Женщины становятся просветленными так же часто, как и мужчины, но женщина не обладает качествами, необходимыми для того, чтобы стать Мастером. Вы должны это понять.
Женщина обладает прекрасными качествами для того, чтобы стать учеником. Ей легко сдаться. Для нее это естественно, это часть ее женского существа. Сдача легка, она происходит легко. Женщина становится хорошим учеником. И вы всегда можете обнаружить: если вы возьмете четырех учеников, трое из них будут женщинами. И таковой будет пропорция во всем мире. У Махавиры было сорок тысяч саньясинов — из них тридцать тысяч были женщинами. То же самое было и у Будды. Пойдите в церковь, в любой храм и просто сосчитайте — вы всегда сможете обнаружить, что пропорция три к одному. На самом деле религии поддерживаются, получают подпитку благодаря женщинам; но они — ученики.
Сдача для них будет легкой, потому что она пассивна. Если вы пойдете и сдадитесь женщине, она будет чувствовать смущение и неловкость. Если мужчина приходит и припадает к ее ногам, он никогда не сможет полюбить этого мужчину. Он не будет казаться ей мужественным. Пойдите и начните бегать за женщиной: чем больше вы бегаете за ней, чем больше вы молитесь, и чем больше вы припадаете к ее ногам, тем меньше у вас будет шансов на то, что она вам сдастся. Женщине нужен кто-то, кому она может сдаться, кто-то достаточно мужественный. Существо женщины пассивно, существо мужчины активно: инь и янь. Они взаимодополняют друг друга.
Для женщины сдача очень легка. Это полностью ее способ существования. Но принять сдачу ей очень трудно — а Мастер должен принять сдачу. Некоторые женщины становятся Мастерами, очень редко, но я всегда подозревал, что у этих женщин, должно быть, в крови повышенное содержание мужских гормонов. И, стало быть, они не настоящие женщины.
В истории Индии был один случай: среди двадцати четырех тиртханкаров джайнов была одна женщина, ее звали Маллабаи. Но одна их самых ортодоксальных джайнских секрт, Дихамберы, не называли ее женщиной. Они писали ее имя не «Маллабаи», вместо этого они писали «Маллинатха». Ее имя стало мужским; оно больше не было женским. Я очень много размышлял над этим, почему так произошло. Тогда я почувствовал, что Дихамберы правы: должно быть, эта женщина только звалась женщиной; во всем остальном она была мужчиной. Стать тиртханкаром, это так несвойственно женщинам. Принять миллионы людей и их сдачу это так не-свойственно женщинам, так что только тело этой женщины было женским. Ее внутренняя суть была мужской.
Поэтому Дихамберы были правы. Светамберы продолжали твердить, что она женщина: их подход был более реалистичным, но неверным, относительно фактов они были более точны, но менее правы. Они передали только факт, но иногда факты оказываются нереальными. Иногда факты дают вам ложную информацию; и иногда факты могут оказаться такими лживыми, что вымыслу станет стыдно. Это факт — что эта Маллабаи была женщиной — но это не реальность. Дихамберы начали свой путь от правильного источника. Они забыли о том факте, что она была женщиной, и считали ее мужчиной. Должно быть, все ее существо было мужским.
Это случается очень редко. В политике, в религии, если женщина добивается успеха, она, как правило, больше похожа на мужчину, чем не женщину. Лакшмибаи или Джоан оф Арк не покажутся вам женственными. Только тело, только одеяние женское. Внутри — мужчина.
Вот почему они не обладают большими знаниями, потому что, пока вы не станете Мастером, как вы будете знать? Ваше просветление останется вашим внутренним светом. Вы не будете вести других, они никогда не узнают о вас. Но у меня постоянно присутствует такое ощущение, что природа всегда старается соблюдать глубокое внутреннее равновесие.
В мире существует равное количество мужчин и женщин. Биологи даже удивляются, как так происходит, каким образом природа умудряется создать это, откуда природа знает, что нужна равная пропорция — почти равное количество. Мужчины и женщины всегда существуют в равном количестве. У кого-то рождаются только девочки. У кого-то рождаются только мальчики. Но если вы примете во внимание всю землю, общее количество женщин будет практически равным общему количеству мужчин.
Когда рождаются дети, на сто девочек приходится сто пятнадцать мальчиков. Потому что природа знает, что мальчики слабее, они чаще умирают. Поэтому, к тому времени, когда они достигают половой зрелости, их количество практически уравнивается. Девочки более упрямые. Девочки сильнее, они реже болеют. Они более выносливые, они лучше переносят лишения. Это просто мужское эго постоянно говорит: «Мы сильнее». Может быть, в мужчине и больше мужской силы, но меньше стойкости — потому что из каждых ста пятнадцати мальчиков пятнадцать умирает, и когда они достигают возраста четырнадцати лет, их количество становится равным количеству девочек: сто девочек на сто мальчиков.
Природа как-то умудряется. Когда происходит война: после войны рождается больше мальчиков, меньше девочек, потому что на войне умирает много мужчин. Это кажется действительно великим феноменом, невероятным. Как так происходит? В войне — во Второй Мировой Войне, в Первой Мировой Войне — обе войны были подвергнуты наблюдению, анализу: после войны рождается больше мужчин, количество родившихся мальчиков увеличивается, а девочек рождается меньше. Потому что в войне должно умереть больше мужчин, и их количество должно быть восполнено.
То же самое происходит и в случае духовного просветления: количество просветленных мужчин и женщин равное. Таково равновесие, но женщины никогда не обретают такую широкую известность, потому что они никогда не становятся Мастерами; или, иногда, они становятся, но такое случается очень редко.
Глава 7
Смерть для ограниченного
46.