О поклонах и коленопреклонениях церковных и келейных, когда бывают и когда не бывают в Великий Пост
В сырное воскресение на вечерне приходные поклоны поясные. Земные начинаются от «Сподоби Господи». На «Честнейшую» четыре поклона земных. Также «Слава» и «Ныне» и «Господи помилуй» три поклона земных. Исходные поклоны земные. Павечерница малая. Приходные поклоны поясные. Земные начинаются от «Слава в вышних Богу». На «Честнейшую» четыре поклона великих.
В понедельник первой недели пред полунощницею поклоны приходные и начальные земные. На самой же полунощнице все поясные, только на «Честнейшую» четыре поклона земных. В начале утрени поклоны поясные, также и по шестопсалмии (экса псалмах). Прочие же поклоны на утрене все земные. На часах приходные, исходные и все прочие земные. В понедельник на вечерне и великой павечернице, также во вторник на полунощнице, утрене и на часах все поклоны земные. Также в среду, четверг и пятницу во всю четыредесятницу, кроме субботы, воскресения и празднуемых святых, во всей церковной и келейной молитве все поклоны неизменно земные.
По пятницам на вечерне поклоны поясные, только вместо 17 поклонов на конце вечерни три поклона земных. Исходные же поясные. Павечерницы на все субботы великие, только на субботу пятой недели павечерница малая без земных поклонов. В субботу и воскресенье земных поклонов не бывает ни в церкви, ни в келиях. В воскресенье на вечерне земные поклоны начинаются от «Сподоби Господи», как в сырное воскресение. Павечерница малая и земные поклоны начинаются от «Слава в вышних Богу». После «Иже на всякое время», на «Честнейшую» 17 поклонов земных, также три поклона и на конечном трисвятом. В среду пятой недели павечерница малая без поклонов, только на «Честнейшую» четыре поклона земных, также и на полунощнице земные.
В Страстную неделю. В понедельник, вторник и среду Страстной недели на всех службах поклоны земные, как и в четыредесятницу. В среду на часах земные поклоны заканчиваются и с вечерни начинаются поясные. Однако до самого воскресения совершаются земные поклоны приходные, исходные и на правиле.
В Пасху. Во всю Светлую неделю земных поклонов решительно не положено. На всех службах и на правиле в церкви и в келиях поклоны поясные, только в задостойник, после «Светися, светися» полагается земной поклон.
В Пятьдесятницу. От Фоминой недели до Сошествия св. Духа поста и коленопреклонений не бывает. Земные поклоны начинаются только с понедельника после «Всех святых» (Устав Большой, Христианское житие, Никон Черногорец в слове 57 и Устав Соловецкий, гл. 30).
В дни всего года. В субботу и воскресение всего года земных поклонов не бывает. Только в одну Великую субботу совершаются земные поклоны (Соловецкий устав, гл. 30). В каждую неделю земные поклоны прекращаются в пятницу после 9-го часа и начинаются в воскресение на вечерне после «Сподоби Господи», если не прилучится праздника (Никон Черног., сл. 57). Когда положен трезвон, поклоны приходные земные. Когда же трезвона нет, в церкви поклоны поясные, а в келиях все поклоны приходные и исходные земные. На вечерне в воскресенье, если нет трезвона, поклоны приходные поясные, а исходные земные (Соловецкий устав, гл. 30).
Поклоны приходные и исходные поясные во все Господские и Богородичные праздники, Рожества и Усекновения главы Иоанна Предотечи, Св. Апост. Петра и Павла, также в праздники храмов, во все субботние и воскресные дни, от Рожества Христова до Богоявления, в Светлую неделю и во всю Пятьдесятницу. Во все эти дни земных поклонов нет, только после «Достойно есть» и «Светися» совершается/земной поклон. В дни, когда совершается полиелеос, а также когда чтутся паремии и бывает великое славословие, поклоны приходные и исходные поясные. В дни предпразднеств и попразднеств поклоны приходные и исходные в церкви и в келиях земные (Псалт. печат. патриарха Иосифа, указ о поклонах).
От Рожества Христова до Богоявления земных поклонов нет, они начинаются после Крещения. В неделю мытаря и фарисея не совершается пост, поклоны же приходные, исходные и на правиле земные, как в Великий пост, также совершается и великая павечерница (Устав Большой, гл. 32).
О молитвах за умерших
Члены Истинной Церкви Христовой, соединенные братской любовью на земле, не разлучаются и после смерти. Смерть есть страшный и таинственный переход от земной жизни в загробную жизнь. Нам надо любить ближних своих, по заповеди Господней (Мф. 22, 39). Чем мы можем выказать любовь свою к нашим умершим родителям и родственникам, как не молитвою? «Умершие надеются, говорит блаженный Августин - получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них». Нам надо молиться, чтобы усопший обрел Судию милостивым. Один Господь знает, кто из усопших праведен, кто грешник.
Мы должны молиться за ушедших в загробный мир, чтобы Господь простил вся их прегрешения вольная и невольная. «Просите и дастся вам» - говорит Священное Писание. Усопшие же в свою очередь молятся о нас: «Потщуся и всегда имети вас на моем исходе, память о сих творити» (2 Петр. 1, 15).
«Молитва, милостыня - говорит св. Иоанн Златоуст - много помогают усопшим в улучшении их загробного состояния. Если молитвы и жертвы Иова за детей его очищали их, то что же препятствует Богу за наши молитвы и жертвы очищать усопших от их грехов?». «Поминайте наставники ваши» - сказал св. апостол Павел (Евр. 13,7).
Первыми же наставниками нашими являются родители и наши христианские воспитатели. Они бывают нашими наставниками от нашей юности. Поэтому в Церкви с древнейших времен установлено почитание усопших. 06 усопших молились воины Иуды Маккавея (2 Мак. 12, 39-45). «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» - говорит премудрый Иосиф, сын Сирахов (7, 36) (зри еще: 1 Цар. 34; 2 Цар. 1, 11-12; Вар. 3, 31; Суд. 11, 40). Об Онисифоре молился св. апостол Павел (2 Тим. 1, 16-18). Так же и св. апостол Иаков нам заповедал (Иак. 5, 16).Чтобы оказать большую помощь умершим, Св. Церковь Христова установила особые поминовения после смерти християнина.
В 3-й день - в память того, что умерший веровал во Святую Троицу и перешел в вечную жизнь к Триипостасному Божеству. В 9-й день - чтобы душа умершего сопричастна была девяти чинам ангельским. В 40-й день по прехождении мытарств - ангелы возносят душу на поклонение Богу и она получает определение в небесных обителях до Второго Пришествия Господня (Симеон Солунский. Гл. 1, 337, с. 311). До третьего дня после смерти душа пребывает рядом с телом, поэтому и существует обычай поставлять гроб с телом умершего во храме и читать Псалтырь. С третьего по девятый день душе показывают небесные обители, а с девятого по сороковой день душа проходит мытарства и зрит адовы муки. Совершается также поминовение по прошествии года после смерти (годовая панихида), а также во Вселенские и родительские субботы. Субботу мясопустную, Троицкую (Дмитриевскую) и во вторник Фоминой недели, и в субботы совершаются заупокойные службы (14 правило Св. Апостол Петра и Павла. Устав Большой, гл. 58 Ник. Черн., гл. 52. Кн. о Вере, гл. 13).
При совершении поминовений (панихид) ставится пред образами кутия (вареная или невареная (зависит от местного обычая) пшеница с медом). Зерна пшеницы являются символом воскресения мертвых, а мед - символом сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Лишаются церковного погребения и поминовения самоубийцы, как явно отвергшие над собою волю Божию, отказавшиеся от дарованной Богом жизни. Христиан, скончавшихся не своей смертью называются самоубийцами, к которым относятся удавившиеся, сознательно себя отравившие, скончавшиеся от перепития вином или водкой, погребать и поминать соборно запрещается: «Пьяницы умирают, как удавленцы и самоубийцы» гласит 14 правило св. Тимофея Александрийского.