Священная и правительственная иерархия. Титулы правительственной иерархии различных степеней священства.
Священная иерархия. Три степени – диаконская, пресвитерская,епископская –апостольского происхождения; они пребудут до скончания века.Церковьне властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.
● Церковнослужительские чины:иподиакон, свещеносец, певец, чтец.
●Будучи равными на уровне сакраментальном, епископы (пресвитеры и диаконы) могут различаться по объему полномочий и месту, занимаемому в диптихах или перед престолом. Различие священнослужителей по этому признаку называется правительственной иерархией.
Правительственная иерархия епископской степени. ●Титулы епископов – папа, патриарх, католикос, экзарх, примас, митрополит, архиепископ, хорепископ.
● Исторически первый епископский титул – митрополит. ● Титул экзарха имеет длительную историю; в течение веков значение этого термина радикально менялось. (Первоначально экзарх был самостоятельным иерархом;позже экзарх был только органом Патриаршей власти; в настоящее времятитул экзарха возвращается к первоначальному своему значению).На Западе, в латинской половине империи, экзархам соответствовали примасы.● Патриарший титул получил распространение вVI веке. ● Слово «папа» со временем закрепилось как титул за епископами трех первых Престолов Христианской Церкви, первенствовавших до возвышения Константинополя, – Римским, Александрийским и Антиохийским. ● Католикос – в древности – предстоятель Церкви, находившейся за восточными границами Византийской империи; Армянская, Грузинская Церкви. ● Хорепископ – сельский епископ – в середине II века.Со временем хорепископы были заменены периодевтами в пресвитерском сане.
Правительственная иерархия пресвитерской и диаконской степени.В Русской Церкви ныне есть священники, протоиереи и протопресвитеры; в монашестве – иеромонахи, игумены и архимандриты. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, мы знаем также протодиаконов и архидиаконов.
Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии. ●Все степени правительственной иерархии – исторического происхождения; устанавливаются и упраздняются самой Церковью. ● В отличие от священных степеней, которые сообщаются чрез Таинство священства – хиротонию, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью.
Степени правительственной иерархии и церковные должности. ●От степеней правительственной церковной иерархии, которые носят постоянный характер, следует отличать церковные должности, имеющие временный характер, связанные с совершенно определенными властью и обязанностями. На церковные должности ставят только путем назначения и производства, без хиротесии. ● Чрезвычайно сложной была иерархия церковных должностей в Константинопольской Церкви.9 рангов (9 пятериц). Первый ранг: великий хартофилакс, великий эконом, великий сакеларий, великий скевофилакс, сакелий. Перечисленные чины именовались церковными архонтами (князьями) и составляли особое сословие, подобное сословию римских кардиналов. ● Весьма высокое положение в системе церковного управления занимали патриаршие синкеллы (сожители), поначалу являвшиеся чем-то вроде келейников Патриарха, наблюдавших за порядком в их домашней жизни. Впоследствии синкеллы стали чрезвычайно влиятельными помощниками Патриарха в делах церковного управления. Это почетное звание в средневековье стремились получить и епископы.
Требования к кандидату в священство. Классификация препятствий. Препятствия физического характера.
Священнослужители– духовные руководители и наставники народа Божия. Кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям.
Препятствия – физического, духовного, социального характера.
Препятствия физического характера. ● Связаны с возрастом, состоянием здоровья или телесными недостатками ставленника. ● Зрелость ума, твердость убеждений, известный жизненный опыт, которые предполагают достижение определенного возраста. ● Для поставления в диакона каноны устанавливают возраст 25 лет, в пресвитера – 30 лет, в диакониссу – 40 лет, в иподиакона– 20 лет. ● О возрасте лиц, поставляемых во епископа каноны умалчивают(имели место случаи поставления во епископа лиц, не достигших 20 лет). ● По ныне действующему Уставу РПЦ в диаконы и пресвитеры можно посвящать по достижении гражданского совершеннолетия (18 лет), а кандидаты епископства должны быть не моложе 30 лет. ● Физические недостатки и недуги сами по себе не могут служить препятствием к посвящению («Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет» 77 Ап.ское правило). Препятствием являются лишь те телесные недостатки, которые затрудняют священнослужение («Глухий же, и слепый да не будет епископ» 78 Ап.ское правило). ● Что касается скопцов, то согласно 1 правилу I ВС, «Аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен, таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити». ● На основании 79 Ап.ского правила в клир не допускаются лица, страдающие душевной болезнью: «Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир». ● Католическоеправорасширительно толкует условия к рукоположению, связанные с телесными недостатками, запрещая посвящать горбатых, хромых, карликов, лишенных левого глаза, а также указательного пальца правой руки.
Требования к кандидату в священство. Классификация препятствий. Препятствия духовного характера.
Препятствия духовного характера. ● Недостатокверы у ставленника; его нравственные пороки; отсутствие необходимых знаний. ● Вера кандидата священства должна быть строго православной, глубокой, твердой, деятельной. ● Недостаток твердости в вере: случавшиеся прежде отпадения от Церкви; обращение к вере в исключительных обстоятельствах (из-за страха смерти в случае тяжкой болезни – это не безусловный запрет рукоположения); обратившиесяиз ереси; новообращенные(неофиты); те, кто не смог обратить всех своих домашних. ● Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. (Вера без дел мертва)● Тяжкие грехи (убийство, кража, гробокопательство, святотатство, блуд, прелюбодеяние, содомия) – препятствие к священству.● От служителей Церкви требуются смирение, миролюбие, кротость.
● Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц● От кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых. ● Требования относительно начитанности епископов вСвященном Писании и канонах не высоки. ● В настоящее время кандидаты священства в основном готовятся в духовных школах, однако необходимость заставляет поставлять на священные степени и лиц, не получивших специального богословского образования, хотя и не без соответствующего испытания их на знание догматов, основных правил и богослужебного устава.
Требования к кандидату в священство. Классификация препятствий. Препятствия социального характера.
Препятствия социального характера. 1. Семейноеположение ставленника. 2. Его обязанности перед государством. 3. Его общественная репутация.
● Православноецерковное правоне признает незаконнорожденность препятствием к рукоположению. ● Церковьпредъявляет строгие требования, касающиеся поведения рукополагаемого в браке. ● Не допускаются в клир второбрачные. ● От ставленника требуется абсолютная моногамия; даже брак на вдове или женщине, оставленной своим мужем (пассивная бигамия)– составляет препятствие к священству. ● Не допускаются к хиротонии и лица, продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодеянии.
● Возбраняется священство вступившим в брак с близкой родственницей (племянницей); лиц, связанных браком с неправославными женами. ● Все эти требования относятся к низшим клирикам (диаконам, пресвитерам); для епископов обязательным является безбрачие (13 правило Трулльского Собора).
● Кандидат священства должен быть свободен от исполнения таких обязанностей перед государством, которые несовместимы со священнослужением. ● Не дозволяется епископам (или пресвитерам) заниматься «делами народного управления».
●Возбранялось священство рабам; крепостным; лицам, лишенным свободы по судебным приговорам.● Клирики непременно должны иметь добрую репутацию не только у верных. ● Поэтому кандидатами священства не могут быть лица, занятые профессиями, которые признаются недостаточно почтенными в обществе: ростовщики, актеры, содержатели игорных домов.Все перечисленные выше препятствия к рукоположению, за исключением двух, касающихся крещения и пола, не имеют безусловного значения. Поэтому в случае необходимости или ввиду выдающихся качеств кандидата священства законной церковной властью могут быть допущены диспенсации (отступления от общих правил).
8. Церковнослужители.
Степени церковнослужителей в древности и в настоящее время.
● Хиротесия церковнослужителей ●Церковнослужители – низшие клирики. Церковь может вводить (упразднять) степени и должности церковнослужителей. ● На свои должности церковнослужители назначаются, а в степени поставляются чином хиротесии (руковозложение, вне алтаря, в храме). ● Поставляет епископ; в монастырях могутпоставлять игумены (архимандриты).
● Степени церковнослужителей
1)Субдиаконы (иподиаконы). На Востоке – в III веке; на Западе – в IV веке.
2)Аколуфы(в помощь субдиаконам).
3)Экзорцисты (заклинатели злых духов). На Западе заклинание – в начале III века – стало делом клириков; на Востоке – в IV веке. Совершение огласительных заклинаний стало со временем составной частью чинопоследования Таинства Крещения.
4)Анагносты(лекторы; чтение Священного Писанияза богослужением).
5)Остиарии (привратники) – низшая из существующих ныне церковнослужительских степеней в Католической Церкви.
● Для занятия степени иподиакона требуется предварительно пройти все 4 низшие степени (аколуфы, экзорцисты, анагносты, остиарии). ● Низшим степеням предшествует у католиков тонзура (пострижение; на темени выстригается кружок, который должен и впредь оставаться выстриженным и позволять отличать католического клирика от мирянина).
● В Православной Церкви: степени низших клириков не считаются богоучрежденным институтом. По сравнению с IV веком, в наше время в Православной Церкви осталось меньше степеней низших клириков: 1) иподиаконы; 2) чтецы; – причем, поставление в обе эти степени обыкновенно совершается в день диаконской хиротонии. ● В современной Сербской Церкви вообще нет церковнослужителей-клириков. Впрочем, в РПЦ обязанности чтецов обыкновенно исполняют миряне, не получившие поставления по чину хиротесии, и даже женщины.
● Чин певца на Западе не вошел в иерархию клириков; на Востоке некоторое время певцы посвящались в свою степень и причислялись к клирикам. Кроме хоровых певцов в пении участвовали особые певцы, исполнявшие соло (cantores), их причисляли к чтецам особого рода. ● В РПЦ псаломщики, совершающие служение древних певцов, не получают особого посвящения и являются мирянами.
● Фоссоры (или копиаты)– во II веке, в эпоху гонений, на Западе – «труждающиеся» (гробокопатели). Почитание останков христианских мучеников вызвало заботу о правильно устроенном погребении и охране мощей. ● На Востоке появляются в IV веке. ● В более позднюю иерархию клириков эта степень не вошла.
● Должности в Древней Церкви (не принадлежалик клиру):
1) эксцепторы (составление стенографических мученических актов);
2) герменевты (переводили Священное Писание и поучения предстоятеля во время богослужения там, где общины были смешанными по языкуи не владевшие классическими языками).
● Служения в Древней Церкви, которые исполнялись женщинами: 1) церковные вдовы;2) диаконисы; 3) пресвитериссы. ● В наше время женщины могут прислуживать в храме, участвовать в управлении приходским хозяйством, но для них не существует поставления в особый чин.