Условия совершения хиротонии.
Условия совершения хиротонии.
Хиротония (рукоположение) – важнейший акт поставления на священные степени для священнослужителей. Для действительности и законности хиротонии требуется соблюдение ряда условий, касающихся как лиц рукополагающих и рукополагаемых, так и самого совершения Таинства. ● Власть совершать рукоположение принадлежит епископам, и только им, как преемникамсвятыхапостолов. ● Рукополагающий епископ должен быть православным. (Ныне нашаЦерковьпризнает действительность хиротоний, совершаемых в Католической, Старокатолической и нехалкидонских Церквах. Однако, невозможно признавать благодатным иерархическое значение протестантских ординаций). ● Епископ, совершающий хиротонию,должен пребывать у церковной власти. (В древности хорепископы, как не вполне самостоятельные архиереи, могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа.В наше время это правило применяется в отношении викарных архиереев и епископов, ушедших на покой). ● Епархиальный архиерей вправе преподать хиротонию лишь лицам, находящимся в его юрисдикции, клирикам своей епархии. ● Рукоположение в епископскую степень совершается собором архиереев (2 или 3 епископа). ● Пресвитера и диакона поставляет один епископ.
При совершении акта хиротонии требуется:1) чтобы он осуществлялся в храме, в алтаре, в собрании молящегося народа (пение слова «аксиос»); 2) хиротониядолжна совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в канонах; 3) хиротония действительна, если она связана с назначением на определенное место, в определенной церкви;
4)рукоположение, единожды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях.
● Рукоположениево епископа – не должно совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру. ● Присутствие греха симонии при поставлении на священную степень – упраздняет действие благодати, делает рукоположение недействительным.
Требования к кандидату в священство. Классификация препятствий. Препятствия физического характера.
Священнослужители– духовные руководители и наставники народа Божия. Кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям.
Препятствия – физического, духовного, социального характера.
Препятствия физического характера. ● Связаны с возрастом, состоянием здоровья или телесными недостатками ставленника. ● Зрелость ума, твердость убеждений, известный жизненный опыт, которые предполагают достижение определенного возраста. ● Для поставления в диакона каноны устанавливают возраст 25 лет, в пресвитера – 30 лет, в диакониссу – 40 лет, в иподиакона– 20 лет. ● О возрасте лиц, поставляемых во епископа каноны умалчивают(имели место случаи поставления во епископа лиц, не достигших 20 лет). ● По ныне действующему Уставу РПЦ в диаконы и пресвитеры можно посвящать по достижении гражданского совершеннолетия (18 лет), а кандидаты епископства должны быть не моложе 30 лет. ● Физические недостатки и недуги сами по себе не могут служить препятствием к посвящению («Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет» 77 Ап.ское правило). Препятствием являются лишь те телесные недостатки, которые затрудняют священнослужение («Глухий же, и слепый да не будет епископ» 78 Ап.ское правило). ● Что касается скопцов, то согласно 1 правилу I ВС, «Аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен, таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити». ● На основании 79 Ап.ского правила в клир не допускаются лица, страдающие душевной болезнью: «Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир». ● Католическоеправорасширительно толкует условия к рукоположению, связанные с телесными недостатками, запрещая посвящать горбатых, хромых, карликов, лишенных левого глаза, а также указательного пальца правой руки.
Требования к кандидату в священство. Классификация препятствий. Препятствия духовного характера.
Препятствия духовного характера. ● Недостатокверы у ставленника; его нравственные пороки; отсутствие необходимых знаний. ● Вера кандидата священства должна быть строго православной, глубокой, твердой, деятельной. ● Недостаток твердости в вере: случавшиеся прежде отпадения от Церкви; обращение к вере в исключительных обстоятельствах (из-за страха смерти в случае тяжкой болезни – это не безусловный запрет рукоположения); обратившиесяиз ереси; новообращенные(неофиты); те, кто не смог обратить всех своих домашних. ● Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. (Вера без дел мертва)● Тяжкие грехи (убийство, кража, гробокопательство, святотатство, блуд, прелюбодеяние, содомия) – препятствие к священству.● От служителей Церкви требуются смирение, миролюбие, кротость.
● Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц● От кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых. ● Требования относительно начитанности епископов вСвященном Писании и канонах не высоки. ● В настоящее время кандидаты священства в основном готовятся в духовных школах, однако необходимость заставляет поставлять на священные степени и лиц, не получивших специального богословского образования, хотя и не без соответствующего испытания их на знание догматов, основных правил и богослужебного устава.
Требования к кандидату в священство. Классификация препятствий. Препятствия социального характера.
Препятствия социального характера. 1. Семейноеположение ставленника. 2. Его обязанности перед государством. 3. Его общественная репутация.
● Православноецерковное правоне признает незаконнорожденность препятствием к рукоположению. ● Церковьпредъявляет строгие требования, касающиеся поведения рукополагаемого в браке. ● Не допускаются в клир второбрачные. ● От ставленника требуется абсолютная моногамия; даже брак на вдове или женщине, оставленной своим мужем (пассивная бигамия)– составляет препятствие к священству. ● Не допускаются к хиротонии и лица, продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодеянии.
● Возбраняется священство вступившим в брак с близкой родственницей (племянницей); лиц, связанных браком с неправославными женами. ● Все эти требования относятся к низшим клирикам (диаконам, пресвитерам); для епископов обязательным является безбрачие (13 правило Трулльского Собора).
● Кандидат священства должен быть свободен от исполнения таких обязанностей перед государством, которые несовместимы со священнослужением. ● Не дозволяется епископам (или пресвитерам) заниматься «делами народного управления».
●Возбранялось священство рабам; крепостным; лицам, лишенным свободы по судебным приговорам.● Клирики непременно должны иметь добрую репутацию не только у верных. ● Поэтому кандидатами священства не могут быть лица, занятые профессиями, которые признаются недостаточно почтенными в обществе: ростовщики, актеры, содержатели игорных домов.Все перечисленные выше препятствия к рукоположению, за исключением двух, касающихся крещения и пола, не имеют безусловного значения. Поэтому в случае необходимости или ввиду выдающихся качеств кандидата священства законной церковной властью могут быть допущены диспенсации (отступления от общих правил).
8. Церковнослужители.
Степени церковнослужителей в древности и в настоящее время.
● Хиротесия церковнослужителей ●Церковнослужители – низшие клирики. Церковь может вводить (упразднять) степени и должности церковнослужителей. ● На свои должности церковнослужители назначаются, а в степени поставляются чином хиротесии (руковозложение, вне алтаря, в храме). ● Поставляет епископ; в монастырях могутпоставлять игумены (архимандриты).
● Степени церковнослужителей
1)Субдиаконы (иподиаконы). На Востоке – в III веке; на Западе – в IV веке.
2)Аколуфы(в помощь субдиаконам).
3)Экзорцисты (заклинатели злых духов). На Западе заклинание – в начале III века – стало делом клириков; на Востоке – в IV веке. Совершение огласительных заклинаний стало со временем составной частью чинопоследования Таинства Крещения.
4)Анагносты(лекторы; чтение Священного Писанияза богослужением).
5)Остиарии (привратники) – низшая из существующих ныне церковнослужительских степеней в Католической Церкви.
● Для занятия степени иподиакона требуется предварительно пройти все 4 низшие степени (аколуфы, экзорцисты, анагносты, остиарии). ● Низшим степеням предшествует у католиков тонзура (пострижение; на темени выстригается кружок, который должен и впредь оставаться выстриженным и позволять отличать католического клирика от мирянина).
● В Православной Церкви: степени низших клириков не считаются богоучрежденным институтом. По сравнению с IV веком, в наше время в Православной Церкви осталось меньше степеней низших клириков: 1) иподиаконы; 2) чтецы; – причем, поставление в обе эти степени обыкновенно совершается в день диаконской хиротонии. ● В современной Сербской Церкви вообще нет церковнослужителей-клириков. Впрочем, в РПЦ обязанности чтецов обыкновенно исполняют миряне, не получившие поставления по чину хиротесии, и даже женщины.
● Чин певца на Западе не вошел в иерархию клириков; на Востоке некоторое время певцы посвящались в свою степень и причислялись к клирикам. Кроме хоровых певцов в пении участвовали особые певцы, исполнявшие соло (cantores), их причисляли к чтецам особого рода. ● В РПЦ псаломщики, совершающие служение древних певцов, не получают особого посвящения и являются мирянами.
● Фоссоры (или копиаты)– во II веке, в эпоху гонений, на Западе – «труждающиеся» (гробокопатели). Почитание останков христианских мучеников вызвало заботу о правильно устроенном погребении и охране мощей. ● На Востоке появляются в IV веке. ● В более позднюю иерархию клириков эта степень не вошла.
● Должности в Древней Церкви (не принадлежалик клиру):
1) эксцепторы (составление стенографических мученических актов);
2) герменевты (переводили Священное Писание и поучения предстоятеля во время богослужения там, где общины были смешанными по языкуи не владевшие классическими языками).
● Служения в Древней Церкви, которые исполнялись женщинами: 1) церковные вдовы;2) диаконисы; 3) пресвитериссы. ● В наше время женщины могут прислуживать в храме, участвовать в управлении приходским хозяйством, но для них не существует поставления в особый чин.
Автокефальных Церквей
возглавляются архиепископами: 10) Кипрская, 11) Элладская,12) Албанская
возглавляются митрополитами:13) Польская, 14) Чехословацкая, 15) Американская.
Основаниявозвышения престолов –политические, исторически преходящие.Гражданское положение города определяет его место в диптихе.
Рим – с древности – основания для преимуществ одних престолов перед другими видел, главным образом, в апостольском происхождении Церквей.
На Востокеобщепринятая тенденция – объяснять церковный ранг кафедры политическим положением города. Восточная точка зрения, прямо выраженная в 28 правиле Халкидонского Собора, имеет все основания притязать на общецерковную значимость.
Образование Поместных Церквей в эпоху Вселенских Соборов.
Эпоха Вселенских соборов: 4-8 века.
● Самая ранняя в истории форма объединения нескольких епископий в одну поместнуюЦерковь – Церковь отдельной провинции Римской империи (Вифиния, Ликия, Египет, Понт). Епископы главных городов этих провинций именуются в 34-м Апост. правиле «первыми епископами». ● Христианствораспространялось по провинциям из их центров. Христианские общины, обязанные своим рождением епископам и проповедникам из апостольских Церквей провинциальных столиц – митрополий, чтили эти Церкви как своих матерей, признавали для себя их авторитет, а в известном смысле и юрисдикцию предстоятелей материнских церковных общин.Так складывались первые поместные Церкви, возглавляемые автокефальными первыми епископами.
● Экзархаты. Середина IV столетия. В 6-м каноне Сардикийского Собора впервые упоминается сан экзарха. ● Экзархи, о которых говорится в 9 и 17 правилах Халкидонского Собора, были епископами церковных диоцезов, которые, как показала история, явились эфемерным образованием – всего лишь промежуточным этапом на пути к оформлению более крупных церковных образований (Патриархатов).
● Патриархаты. Процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести церковную организацию в соответствие с тем новым административным делением, которое сложилось в IV столетии. При св. равноап.Константине Великом империя была разделена на 4 префектуры: Италию, Галлию, Иллирик, Восточную префектуру. (Иллирик, префектура Восток – грекоязычная половина государства;Италия, Галлия – латиноязычная).В свою очередь префектурыделились на диоцезы. ● Введение диоцезальной организации гражданского управления привело к объединению митрополий в более крупные церковные области, первые епископы которых назывались «экзархами», а еще чаще «архиепископами». ● Исключительное положение Константинополя, «города царя и сената», обусловило его церковное возвышение. ● Ко времени Халкидонского Собора окончательно сложился диптих первых епископов Христианской Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. В таком порядке пять первых престолов перечислены в 36 правиле Трулльского Собора.
● В IX веке сложилось своеобразное учение о пентархии, о том, что в Церкви может быть лишь пять Патриархов, подобно тому как есть только 5 чувств, и вся Вселенная должна быть поделена между ними. ● Теория «пентархии» лишена и канонических, и исторических оснований.
● Между тем уже III Вселенский Собор (381г.), подтвердив в своем 8 правиле автокефалию Кипрской Церкви, которую оспаривала Антиохия, не оставил никаких разумных церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах пяти первых Престолов христианского мира. ● Поучительно положение, которым оканчивается это правило: «То же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях; дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников; но аще кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила Отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския; и да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь нашИисус Христос, освободитель всех человеков».
Условия совершения хиротонии.
Хиротония (рукоположение) – важнейший акт поставления на священные степени для священнослужителей. Для действительности и законности хиротонии требуется соблюдение ряда условий, касающихся как лиц рукополагающих и рукополагаемых, так и самого совершения Таинства. ● Власть совершать рукоположение принадлежит епископам, и только им, как преемникамсвятыхапостолов. ● Рукополагающий епископ должен быть православным. (Ныне нашаЦерковьпризнает действительность хиротоний, совершаемых в Католической, Старокатолической и нехалкидонских Церквах. Однако, невозможно признавать благодатным иерархическое значение протестантских ординаций). ● Епископ, совершающий хиротонию,должен пребывать у церковной власти. (В древности хорепископы, как не вполне самостоятельные архиереи, могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа.В наше время это правило применяется в отношении викарных архиереев и епископов, ушедших на покой). ● Епархиальный архиерей вправе преподать хиротонию лишь лицам, находящимся в его юрисдикции, клирикам своей епархии. ● Рукоположение в епископскую степень совершается собором архиереев (2 или 3 епископа). ● Пресвитера и диакона поставляет один епископ.
При совершении акта хиротонии требуется:1) чтобы он осуществлялся в храме, в алтаре, в собрании молящегося народа (пение слова «аксиос»); 2) хиротониядолжна совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в канонах; 3) хиротония действительна, если она связана с назначением на определенное место, в определенной церкви;
4)рукоположение, единожды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях.
● Рукоположениево епископа – не должно совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру. ● Присутствие греха симонии при поставлении на священную степень – упраздняет действие благодати, делает рукоположение недействительным.