Глава 22. величайшее таинство
"Тебе было открыто величайшее таинство, хорошенько обдумай это, а потом свободно поступай как пожелаешь." (XVIII, 63)
Изложив Арджуне эту великую проповедь, Господь Кришна предоставляет ему свободу для принятия решения. Сказано все, что можно было сказать. Теперь Арджуне предстоит решать... Как Учитель, Господь Кришна мог бы приказать Арджуне сражаться; однако, Он воздерживается от этого. Свобода воли - дар божий. Для достижения окончательной свободы должна уважаться человеческая свобода. Свобода - это величайшее сокровище. Более драгоценное, чем пища, одежда или кров, и даже тело. Поэтому, с незапамятных времен, человек ревностно охранял свою свободу. Господь Кришна уважает свободу Арджуны делать то, что он пожелает, каждый имеет полную свободу делать что хочет. Если вы хотите принять яд, то можете принять его. Вы можете быть счастливы, если хотите этого. Если вы хотите водительства, то можете получить его. Что еще можно просить? Все лежит перед вами, выбор ваш. Решение принимается не другими, а вами.
"Тот, кто внимает и обладает полной верой; свободен от сомнений; следует этим учениям - освобожден и, кроме того, достигает благословенного мира праведных." (XVIII, 71)
"Подойди, следуй за мной" - они последовали за Христом и были освобождены. Невежда может дойти, следуя по направлению того, кто способен видеть. Таким образом пророки вели человека сквозь века. Настоящий учитель знает маршрут и может привести вас к месту назначения.
Человек - ребенок, без водительства он гибнет. Те, кто не обращают внимания на мудрых, поглощены своим собственным эго. Повсюду указательные столбы показывают дорогу, чтобы помочь человеку найти себя.
Весть Господа Кришны универсальна. Она обращена к людям всяких наклонностей; к интеллектуалу, преданному, и человеку действия. Ребенок может последовать рекомендациям своего отца и прибыть в желаемую страну, благодаря вере. Однако, вера эта должна быть разумной, в настоящего учителя, и указания должны быть четкими.
Это не значит, что мы должны воздерживаться от использования наших возможностей, способностей тела и ума. Наоборот, пренебрегать ими значит оскорблять дар Божий. Имейте веру в Бога, сейте семена и предоставьте остальное Ему. Вот совет пророка одному человеку, который спросил, нужно ли ему предоставить свою верблюдицу заботам Бога: "Держи ее на привязи, и положись на Него." Таков был ответ.
В этом утверждении обнаруживается дипломатическая хитрость, примененная Господом Кришной. Допуская, что не последуют за Ним, Он, все-таки, наводит на мысль, что если следовать с верой Его учениям, то в этом случае человек тоже освобождается. На самом деле, Он и Его учения едины, но второе предложение обращено в большей степени к эго.
Человеку трудно отдать себя Божественной инкарнации и даже просто принять предложение инкарнации. С другой стороны, человеческий ум можно легко загипнотизировать и очаровать, если потворствовать эго или привлекать эго. Многие лжегуру используют такие методы, чтобы увлечь последователей. Им легче это сделать, привлекая эго извращенными средствами, чем Божественной инкарнации, которая откровенна, пряма, честна, которая уважает вашу свободу и, кроме того, поправляет вас. Очевидно, что Господь Кришна был осведомлен о недостатках человека нашего времени, поэтому он и использует иносказательный подход.
Из его утверждения ясно, что можно следовать за луной или лунным светом, за солнцем или солнечным светом, за словом или его значением, потому что эти понятия неразделимы. Его явно двусмысленное заявление сделано так, что эго искателя становится в тупик и попадается на крючок.
После реализации человек изумляется своему совершенному владению дипломатией, с помощью которой и сформирован подтекст Гиты. Человек узнает множество возможностей высказать одно и то же; он узнает, какой подход нужно применять к запутанному человеку и, наконец, как поставить эго в безвыходное положение.
Удивительно, что во время своего пребывания, Господь Кришна предложил лишь одному человеку (Арджуне) отдать себя. Могло ли быть, что больше никто не был достаточно развит, чтобы принять его? Затем пришел Господь Иисус Христос, который также имел лишь небольшую группу учеников. Он был отвергнут и распят на основании того, что был "чрезмерно самоуверенным". Будда, Махавира, Гуру Нанак, Мохаммед, Заратустра также не получили массового признания во время своего пришествия. По словам Шри Матаджи: "В наше время лучше быть тактичной. Я ничего не буду говорить вам о себе, вы сможете узнать сами."
Сегодня сомнения и умозаключения тяжко угнетают человеческую психику. Инерция сейчас накапливает момент, чтобы выбросить все это. Тем не менее, итогом является слепой поворот к противоположному, что выражается в противлении устоям государственного и социального строя и культах Бхакти. Реакция любого рода не является окончательным выходом из положения. Решение проблемы - просто отказаться от эго. Господь Кришна открывает сущность этого отказа, а также, как проверить это. Эта проверка применима к каждому индивиду в любой ситуации. Однако, ответственность за сохранение абсолютной и бескомпромиссной честности лежит на самом искателе.
В действительности, задача гораздо проще (Сахаджа). Предоставьте все усилия и награду за них Великой Космической Силе. Отдайте все проблемы и решения Ей. Она мудра, Она знает, ибо Она -это вечный источник. Она - мать творения, являющаяся причиной существования всего сущего. Откуда мы можем знать лучше, мы, не представляющие собой даже крошечного пятнышка на песках времени?
Ум, который пытается объяснить следствие, стараясь объяснить причину, качается как маятник между причиной и следствием. Если мы отдаем себя Божественному, мы выходим за пределы сферы причины как таковой, и следствие также перестает существовать.
Господь Кришна упорно работал с Арджуной на поле битвы. В процессе этого "вкусовые почки" Арджуны возбудились, и он хочет непосредственного познания на опыте. Под конец проблема больше не состоит в том, чтобы сражаться или не сражаться, быть или не быть, но чтобы познать на опыте. Все сомнения и вопросы интеллекта окончательно прояснились, однако, побуждение осталось. Дух не имеет ни вопросов, ни сомнений. На все вопросы Арджуны дан ответ, и все его аргументы исчерпаны. Ему не о чем больше спрашивать, однако, он по-прежнему не понимает и не удовлетворен. Сильное желание познать на опыте состояние совершенства все еще манит его. Все, что может быть сказано о первичном, уже сказано; ни посредством слушания о нем, ни посредством чтения о нем, но через опыт практического познания. Вы знаете рецепт изготовления плитки шоколада, но пока вы действительно не попробуете его, вы не можете знать его вкуса. Чтобы иметь представление о пудинге, нужно съесть его.
Арджуна принимает все, что сказал Господь Кришна: "Все так, как Ты сказал, О Высочайший Господь, но я жажду увидеть Твою Божественную форму." (XI, 3)
Загорелся вечный вопрос человека, теперь он должен быть удовлетворен. У Господа Кришны нет другого выхода, кроме как вести его дальше.
Все, что известно, получено через эго, либо в виде эмоций (обусловленности) или чувств. После реализации эго растворяется и, следовательно, нет возможности познавать через него. Одновременно, чувства становятся озаренными, они начинают узнавать о себе и других. В этом состоянии интеллект становится знанием, эго растворяется в настоящем знании, а чувства растворяются в истине. Таким образом устанавливается взаимосвязь с Истиной, и ваша доля вибраций мгновенно отзывается на негативное или позитивное. Например, если одно зеркало установлено напротив другого, то предмет, помещенный между ними, имеет неопределенное количество отражений. Вместо того, чтобы подсчитывать их, вы начинаете наслаждаться ими. Вы начинаете наслаждаться бесконечным, как горизонтом.
Шри Матаджи объясняет: "Бог бесконечен. Вам не нужно пересчитывать его качества. Вам нужно наслаждаться Им. Мудрые просто едят плоды, они не пересчитывают листья, корни и ветки."
Если вы пытаетесь узнать Истину, вы должны стать Истиной.
Если вы пытаетесь найти Знание, вы должны стать Знанием.
Если вы пытаетесь найти Бога, вы должны стать Богом.