Глава 14. человеческое стремление
Арджуна: "Ты рассказал мне о йоге уравновешенности, О Кришна, но из-за беспокойства (ума) я не могу обрести покой." (VI, 33)
"Ум обеспокоен, порывист и упрям. Его так же трудно контролировать, как ветер." (VI, 34)
Господь Кришна: "Истинно, ум беспокоен, и его тяжело контролировать, О Арджуна; но его можно контролировать путем постоянной практики и непривязанности." (VI, 35)
После пробуждения Кундалини, способом контроля эго и суперэго является наблюдение за ними. Ваше внимание озарено. Следовательно, это внимание действует так же, как свет воздействует на тьму. Тогда баллоны эго и суперэго просто исчезают. Практика наблюдения в состоянии безмысленного осознания является залогом успеха.
Пристрастие нельзя излечить пристрастием, однако, его можно превзойти с помощью постоянного стремления. Например, чтобы превзойти привычку курить, будьте независимы от ее подстрекающего побуждения. Следите за тем, когда это побуждение приходит и на какой период остается. Возможно, привычка выработалась под дурным влиянием, воздействием моды или депрессии. Благодаря постоянному наблюдению, ее частота будет уменьшаться.
По мере того как ребенок растет, он заявляет о своей независимости. Тем не менее, привычка находиться под опекой или гнетом матери может сохраниться и по отношению к жене. Поэтому, чтобы сломить все живучие привычки, должно быть сделано усилие. В природе ничего не остается в прежнем состоянии - если вы беспечны, вы опускаетесь. Если вы не предусмотрительны, находясь на холодном ветру, вы простужаетесь. Но если вы внимательны в отношении должной пищи, достаточного отдыха, развлечений, физической зарядки - то хорошее здоровье сохраняется.
Если мы питаем негативные мысли, наши действия становятся негативными. В тот момент, когда осознание ослабевает, мы склонны ошибаться. Господь Кришна говорит не о подавлении, а о контроле. Это две разные вещи. Можно быть хозяином, не подавляя слугу. Точно также, дух может быть хозяином, не подавляя чувства, которые могут быть каналом духа. Что бы ни было полезным для духа исполняется чувствами. В такой ситуации чувства не обезумевают, а служат в качестве интегрированных каналов для правильного функционирования тела. Когда дух является хозяином интеллекта, последний работает скорее, как абсолютный инструмент бессознательного, чем как средство воздействия эго. Кто-то должен управлять любым организмом для его гармоничного функционирования. Следовательно, в интересах и отдельной личности, и коллективной эволюции, дух должен взять на себя эту роль. Господство духа не является суровым или жестким; оно очень благосклонное и мудрое, ибо дух знает, что для вас лучше.
"Человек должен поднять себя собственным усилием. Собственная Суть может Быть твоим другом и твоим врагом. Пускай же человек не унижает себя." (VI, 5)
"Если он подчинил низшую суть высшей Сути, тогда эта суть является его другом. С тем же, кто не сделал этого, эта суть ведет себя как враг." (VI, 6)
Действительно, Будда только указал путь, вы же должны сделать усилие. Никто не может просветить вас. Пророки и проповедники теснятся на страницах истории, но человек быстро возвращается на круги своя. Учитель создает идеальную обстановку, чтобы поднять ученика, но если ученик не восприимчивый, то учитель беспомощен. Можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить. Медитационные центры и учителя лишь готовят почву, но обрабатывать ее должны вы.
Дзэнский Коан (Прим.пер.: Коан - короткий стих или двустишие, в котором выражена истинная мудрость очень сжато и точно) указывает пальцем на Луну, но этот палец не есть сама Луна, это только указание направления, указание пути. Приложить усилие должны вы. Никто не может сделать это за вас.
Шри Матаджи указывает: "Собственная Суть обладает центробежной и центростремительной силой. Одной силой она привлекает к себе, а другой выбрасывает. Если вы деградировавший человек, то она выбросит вас. Это время страшного суда; лучше относитесь дружески к собственной Сути. Если вы начинаете относиться к ней враждебно, она становится самым Большим врагом и выбрасывает вас.
С другой стороны, сострадание настолько велико, что оно прощает, и прощает до определенного момента. Но компромисса не бывает. Например, человеку, подобному Гитлеру, не может быть дана реализация. Или вы принимаете добро, или отказываетесь от него. Зло не может быть добром. Это две полных противоположности.
Если вы не можете исправить себя - вы не хозяин себе. Да, вы не безупречны. Вы единственны в своем роде, но не безупречны. Человек может быть уникальным, но при этом иметь недостатки. Вы должны совершенствоваться с помощью пробуждения Кундалини, очищения чакр, понимания вашей собственной Сути.
Вы должны иметь твердое желание подняться над своей ничтожностью, над своим своекорыстием, над своими предрассудками и особенно над своим эго. Стоит вам начать расти - и Солнце сможет помогать вам, небо сможет помогать вам, все сможет помогать вам; вся природа целиком сможет помогать вам."
Два голоса говорят внутри; один говорит "да", другой говорит "нет". Один говорит "делай это", другой говорит "не делай этого". Человек раздирается этим внутренним противоречием.
Невозможно оставаться безучастным. Высшая Суть может хранить безмолвие, но низшая суть опускается, чтобы подчинять. Поэтому силы зла и добродетели постоянно находятся в состоянии войны. Это тема греческой мифологии, и это является предметом обсуждения здесь. Арджуна не может оставаться безучастным. Если он не постоит за истину, негативные силы возьмут верх. Ум не может пребывать в покое, он должен быть в движении. Если его грубость превзойдена, он может быть другом, иначе же он враг. Когда вы слишком долго задерживаетесь на любой частоте, ее момент инерции постепенно складывается в различные ритмы и биоритмы, которые потом формируют ваши характерные черты; также, в какую бы краску ни погружена белая ткань, она принимает этот цвет. Чем бы вы ни увлекались, это становится характерной чертой. Под влиянием негативной мысли само действие может стать негативным. Вы увлекаетесь этим немного, потом больше, пока это не становится практикой; краской, которая забрызгивает холст ума. Демонические наклонности возникают из течения в отрицательном направлении. Никто не рождается демоном или ангелом, это зависит от того, как вы себя ведете.
Если право выбора остается только за Богом, то зачем сердиться на вора, который крадет вашу собственность? Энергия выбора покоится в нашей душе. Эта энергия восприимчива к несправедливости, дурным делам и желаниям. Когда в поле зрения появляется желаемый предмет, она движется к нему. Высшая Суть предоставляет вам предметы благих желаний и рекомендует их вашему сердцу.
Таким образом, она укрепляет вашу избирательную способность сопротивляться злу и предпочитать добро.
Низшая суть представляет собой обусловленный разум, в то время как высшая Суть это живой разум. Обусловленный разум выполняет свои функции в пределах эго. В качестве канала эго он препятствует эволюции и в результате удушает дух. Такой разум может проявлять и выдавать только собственную обусловленность, которая является лишь мертвой материей и лишена жизненной силы. Его границы продолжают сужаться до тех пор, пока это не приводит к тупости; при этом действует закон затухающих колебаний. Конечный результат - невзгоды и страдания.
Живой разум - это проводник, пульсирующий под напряжением источника коллективного сознания. Таким образом, он способен встретить каждую новую ситуацию и решить любую проблему просто удерживая свое внимание на коллективном спектре. Его внимание не затуманено призраками собственных предрассудков. В результате он остается гибким и легко совершает прыжок через собственную обусловленность к новым горизонтам. Так, живой разум становится посредником эволюции. Через его канал бессознательное пропитывает сознательное. Такой ум деятелен и рождает величайшие образцы классики во всех областях искусства и науки. Для искателя крайне необходимо подняться выше обусловленного разума и вступить в область живого разума.
Нельзя больше занимать выжидательную позицию. Или вы совершаете восхождение, или падаете. Когда человек вынашивает негативные мысли, при этом преобладает негативность. Древние учителя придумали различные способы защиты человека от негативных тенденций. Простейшим способом было предупредить, что Бог наблюдает его грехи. Поэтому страх наказания удерживал его от негативных дел. Это не должен быть страх перед Богом, но любовь и благоговение к Божественности. Ваша
врожденная чистота подобна невинности ребенка, который почтительно и без страха смотрит в лицо отцу. И тогда от Матери исходит материнская любовь.
"Если даже худший из грешников искренне поклоняется Господу, то при условии проявления им должной решимости, он считается добродетельным." (IX, 30)
"Термин "дваждырожденный" (двиджа) применяется по отношению к птице, а также по отношению к реализованному человеку. Форма яйца представляет собой первое рождение, при этом не имеет значения, чем запятнана яичная скорлупа.
Когда оно достигает зрелости, птица-мать снаружи пробивает отверстие в скорлупе, и на свет появляется новое существо - птица. Оно лишено всех недостатков. Но поначалу тело птицы частично покрыто скорлупой. Если с помощью птицы-матери удается убрать скорлупу, то птица принимает новую форму. Теперь ребенок должен приложить усилия, чтобы научиться летать. Точно также любой может полностью превратиться в новую личность с помощью небольшого решительного усилия." - Шри Матаджи.
В состоянии сна вы не осознаете мыслей, которые проходят через ум. Ошибки, совершенные в снах, не переносятся в состояние бодрствования. Лучи утреннего солнца рассеивают сон. Тот, кто грешит, находится во сне и нуждается в пробуждении.
О человеке судят по его делам, и начавший новую жизнь должен считаться добродетельным. Жизнь человека - это его борьба с мыслями; борьба между негативным и позитивным. Иногда негативность оказывает влияние, но должное стремление создает господство положительного. То, что вы раскаиваетесь и исправляетесь, делает вас праведным. Можно семь раз упасть, но устоять на восьмой. Вы учитесь на своих ошибках; тот, кто сбивается с пути и раскаивается в этом, получает большой урок.
У отца было два сына; один был очень послушным и исполненным сознания долга, тогда как другой причинял беспокойство. Находясь в дурном настроении, этот сын оставил дом, захватив свою часть богатства. За короткое время он промотал все свои деньги и был вынужден возвратиться. Отец был несказанно рад возвращению блудного сына и в честь праздника устроил большое пиршество. Это привело в ярость послушного сына. Он сказал: "Я был сыном послушным и исполненным сознания долга, но ты никогда не выказывал так много радости и никогда не устраивал пиры в мою честь, как ты делаешь по возвращению моего никуда не годного брата." Но отец радовался перерождению и превращению своего сына. Это воистину было основанием для празднества. Этот сын узнал истинную цену жизни и нашел ее сокровища. Послушный сын знал лишь одну сторону монеты,однако жизнь представляет собой обе.
Достаточна ваша готовность исправиться и раскаяться, дальнейшие гонения не требуются. Вы должны быть готовы предоставить компенсацию, иначе, можно совершить убийство и просто сказать "извините". Если вы искренне просите прощения и готовы действовать во искупление, вы будете прощены. Когда ребенок просит прощения, мать прощает. Она не говорит, что "прежде чем я прощу тебя, ты должен быть наказан!". Любовь и сострадание матери охотно предают, при условии, что вы осознали свой проступок и готовы искупить вину. Точно также, любовь и сострадание Бога Всемогущего настолько велики, что он прощает даже худшим из грешников, которые проявляют должную решимость. Кто не грешил? Человеку свойственно ошибаться. Если взвесить все грехи, накопленные за наши прошлые жизни, то для нас не было бы ни малейшей надежды. Но надежда существует благодаря тому, что есть милость, и потому, что приходил такой человек, как Христос, чтобы простить род людской.
Происхождение, занимаемая должность или же общественное положение не являются критерием для реализации. Эта возможность открыта всем, будь то проститутка, вор или человек низкого происхождения. Дверь открывается для каждого, кто стучится. Используйте ум в правильном направлении, тогда он кристаллизуется сам собой. Когда вода спокойна, грязь оседает, и пруд становится чистым.
Язык должен пустословить, а ум должен блуждать, подобно ртути. Умом называется подвижный феномен, находящийся в организме. Он всегда странствует с места на место. Если вы сейчас не остановите его, он сбежит, когда вы не смотрите. Когда вы спите -он путешествует; в снах он иногда переносит вас в волшебные страны. Поэтому не волнуйтесь об этом, просто постоянно наблюдайте. Если вор понимает, что находится под наблюдением, то он не крадет. Если ребенок понимает, что находится под наблюдением, то он ведет себя как нельзя лучше. Ум - это ребенок, а иногда вор; в обоих случаях ведите бдительное наблюдение с помощью просвещенного внимания.
"Человек может иметь веру, но из-за блужданий ума ему не удается контролировать разум и достичь йоги. Куда попадает такой человек, О Кришна?" (VI, 37)
"Достигнув сфер добродетели и пребывая там многие годы, человек, который сбился с пути йоги, получает новое рождение в семье чистых, благоприятных и великих людей." (VI, 41)
"В это рождение он вновь обретает впечатление Божественного Сознания своей предыдущей жизни и с помощью него он еще раз прилагает усилия для достижения совершенства, О радость рода Куру." (VI, 43)
Несмотря на то, что в этой жизни вы неспособны достичь озарения, ваше следующее рождение будет настолько благоприятным, что даст вам возможность завершить прошлые поиски. Вы можете родиться в семье, где имеется возможность добиться духовного развития в раннем возрасте. Господь Кришна говорит, что спустя многие жизни, искатель истины обращается к Господу, понимая Господа, как Первичное. Мы были искателями на протяжении многих жизней, следуя одним путем в одной и другим в следующей. Но пока Абсолютная Истина не обнаружена, жажда не утолена.
Содержимое психики переносится в потустороннюю жизнь и побуждает душу принять рождение в семье, которая способствует скорейшей его реализации. Поиск, неоконченный в предыдущей жизни, продолжается. Неудивительно, что жителя Запада, обитающего на другом краю земли, влечет на поиски истины в Индию. Ведь Индия - это страна духа (Йога Бхуми).
Слово Кришна образуется от слова "Криши", что значит "земледелие" (иначе "сев семян"). Таким образом, Господь Кришна - сеятель семян знания духа, и нельзя не заметить, что Шри Матаджи именно та, кто завершает эту традицию, по мере того как она "превращает цветы в плоды".
Во времена Господа Кришны, вероятно, было не так много зрелых искателей, которые могли бы получать массовую самореализацию. Кришна адресовал проповедь Гиты только Арджуне еще и потому, что на поле битвы не было больше никого, кто мог бы услышать ее (за исключением Саньжайи, обладавшего утонченным слухом). Шри Матаджи говорит: "Наше время - это время цветения, а прохладный бриз Святого Духа (Ади Шакти) превращает цветы в плоды. Поразительно, как много в наше время искателей истины. Для них настало время достичь идеального состояния озарения. То, что предсказывал Шри Кришна тысячи лет назад, свершится за время этого страшного суда."
Глава 15. СУТЬ ВСЕГО СУЩЕГО
Господь Кришна: "Тот, О Арджуна, является истинным йогом, кто невозмутимо наблюдает, когда удовольствие и боль других становятся удовольствием и болью его Сути." (VI, 32)
Сказано, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Следовательно, чтобы увидеть отражение Бога внутри себя, человек должен первым делом узнать свой собственный образ. Чтобы узнать свой собственный образ, он должен очистить его и снять наслоения пыли, покрывающие его.
Ламп много, но свет один и тот же. Если ограничить свое внимание лампой, то появится множественность и двойственность. Но если ваше внимание направлено на свет, то вы переступаете пределы всякой двойственности.
Ночью человек привел слона. Никто не мог увидеть его в темноте, и поэтому все ощупывали его руками. Рука одного коснулась хобота, и он описал животное, как водосточную трубу. Другой, который коснулся его уха, описал его как опахало. Следующий дотронулся до его ноги и принял ее за столб. Четвертый погладил его по спине и объявил, что это похоже на трон. Если бы они все увидели слона при свете, то не было бы никаких разногласий. То же относится к тем, кто пытаясь описать Бога, создали при этом множество сект и вероисповеданий.
Пока вы не приведете в порядок свой дом, вы не сможете навести порядок в мире. Пока вы не станете внутренне спокойными, вы не найдете покоя снаружи. Если существует единство мысли и действия, то существует и гармония. Если они раздельны, то гармонии быть не может. На физическом уровне все вы представляете собой отдельные сущности - каждое тело имеет отличное от другого лицо, особенности и природу; каждое дерево отличается от другого. На одном дереве нет даже двух одинаковых листьев; нет даже двух одинаковых цветков. Несмотря на это, все они являются частями единой композиции.
Пространство внутри кувшина может полагать, что имеет индивидуальность, отличную от той, что у пространства снаружи; но когда кувшин разбивается, это пространство становится одинаковым. Такое разделение всего-навсего заблуждение. В действительности, оно всегда было одним и тем же - пространство не изменяется. Подобным же образом, добавленная в кувшин краска меняет вид пространства. В небе иногда бывают облака, иногда грозы, иногда дождь; но всякий раз, когда появляются облака, небо не становится облаком. Всякий раз, когда идет дождь, небо не становится дождем.
Люди тоже могут чувствовать единение. Вы ощущаете единство с вашим возлюбленным. Сначала вы один. Когда вы вступаете в брак, ваше понятие о единении распространяется на двоих. Затем появляется ребенок, он становится третьим. Если вы обзаводитесь еще одним ребенком, то становитесь четырьмя в одном и так далее, пока не почувствуете единства с целым родом или племенем. Эго охватывает себя на всем протяжении. Как бы широко не простирались эти границы, сознание отдельной индивидуальности зреет, пока присутствует эго. Например, эго патриота расширяется до пределов его страны, племени, города или рода. Его эго, отождествленное с его родиной, противостоит эго чужих государств. Эти границы являются концепцией, но Божественная любовь превыше всех концепций. Если вы любите кого-нибудь, то не имеет значения, где он находится, или кто он. Любящее сердце охватывает все сущее.
После пробуждения Кундалини вы достигаете нового осознания на вашей центральной нервной системе, называемого "коллективным сознанием". Как говорил Мохаммед Сахиб, "после воскресения ваши руки будут говорить." Кончики пальцев чувствуют тонкие центры остальных. Как только вы встаете лицом к другому человеку, вы непроизвольно получаете сообщение; как будто вы - коллективный компьютер, который взаимосвязан с каждым индивидом. Если при помощи практики и дисциплины вы овладеете искусством чистой техники (шудха видья) управления Божественным потоком вибрации, вы не только будете чувствовать особенности характера других людей, но также исцелять их и делать очевидным пробуждение их Кундалини. И тогда, как говорит Шри Матаджи: "Один озаренный светоч может озарить другой светоч и множество остальных."
"Ибо, когда он видит, что Господь в нем самом равно присутствует повсюду, он не причиняет вреда другим и тем самым не вредит себе; и тогда он достигает первичного." (XIII, 28)
Таким образом, видя повсюду ту же самую суть, его собственная Суть не причиняет себе вреда; зная, что все представляет собой продолжение ее, он не вредит этой сути. Мать чувствует боль ребенка, потому что это ее продолжение - следовательно, она не причиняет боли своему собственному ребенку.
В процессе становления единым с коллективом, "Я" перестает существовать; эго растворяется. Вы становитесь Кришной, когда ваше понимание, ваше сознание, состояние вашей осведомленности достигают уровня Кришны. Его уровень поглощает ваш. Единение в любви. Пока есть вы и ваш возлюбленный - существуют двое, но когда оба сливаются воедино, то это становится цельной каплей в океане.
Уважайте жизнь во всех ее проявлениях. Любите всех живых существ, больших и малых, и настройтесь на течение, находящееся в основе жизни. Без этой чувствительности вы не сможете познать гармонии. Эта чувствительность открывает ваше сердце навстречу сердцам всех существ.
Сердце должно быть открытым, а не желающим владеть. Порой, доброта к домашним питомцам может ограничивать их свободу. Как можно сажать птицу в клетку или щенка на цель, если они по природе своей должны быть свободными? На самом деле, вы находитесь под влиянием эгоизма, питая собственную потребность любить и быть любимыми. Обнаружив отсутствие того, что вы должны были получить от людей, вы обратились к домашним животным. Тому, что вы любите, должно быть позволено развиваться, а не быть задушенному одержимостью. Человек, желающий владеть, блокирует эволюцию других. Например, некоторые люди любят своих питомцев больше, чем собственных детей, как будто они того же уровня, что их питомцы. Можно содержать домашних любимцев, способствуя их эволюции, но наша первоочередная обязанность по отношению к людям. Люди являются олицетворением эволюции.
Определенная часть индийского общества представляет собой фанатичных вегетарианцев, однако они безжалостно вымогают деньги у малоимущих арендаторов. Это показывает, что вегетарианство не может служить критерием, который делает человека сострадательным.
Христос говорил: "Люби ближнего своего, как самого себя"; потому что ближний становится вашей неотъемлемой частью. Более того, после самореализации на другом уровне действует принцип ненасилия; на этом уровне приоритеты определяются количеством вибраций. К примеру, божественная сущность дает максимум вибраций, и живущего святого можно узнать по вибрациям. Также по вибрациям можно узнать и искателя истины большого калибра. Однако, флора и фауна не излучают вибраций, а поглощают их.
В прежние времена святые подвергались истязаниям со стороны наивного общества, которое в других случаях проповедовало ненасилие по отношению к животным. К счастью, истинные святые наших дней защищены реализованными людьми. В животном мире, без сомнения, также существуют приоритеты. Так или иначе, нужно сначала не применять насилия к своим ближним. Стоит поразмыслить над тем, сколько людей добилось того, что не проявляют агрессивности по отношению к своим ближним и к самим себе. Даже склонность к повиновению является насилием над собой.
Да, будьте осторожны в своем путешествии по жизни, чтобы не повредить какое-нибудь существо ни физически, ни морально, и, прежде всего, не вредите себе отречением от тела. Если вы сурово относитесь к своему телу или к жизни в любых ее проявлениях, то вы повреждаете носитель просвещения. Дзэн замечательно объясняет это, как гармоничное сосуществование человека и природы. Не человека в качестве агрессивной силы, но человека и природы, слитых вместе в оркестре жизни. Следует напомнить, что человек - это цвет творения. Хотя сок дерева доходит до каждого, в соответствии с потребностью, цветок имеет наибольшее значение.
Чтобы находиться в этом союзе, нам придется с великим смирением стать пылинкой Матери Земли. Союз есть знание, которое приходит, когда не остается ничего другого. На то, чтобы развивать все эти идеи и понятия, которые мы имеем на свой счет, не остается времени. После реализации вы становитесь перед океаном знания и самопроизвольно обретаете смирение. Вот почему Ньютон сказал: "Я как малое дитя, собирающее камушки на побережье знания." Тогда нет стремления сбросить это бремя.
Бог проявляется во всем сущем, однако лучше всего он отражается, - когда человек превращается в безукоризненный отражатель. Пробуждение там, где есть цветение. Цветок находится в бутоне, но он еще не расцвел. Его цветение - это его пробуждение. Хотя и одинаковый в каждом, он, все же, спит у некоторых и ждет признания. Дзэн признает, что природа Будды проявлена во всем, даже в собаке, но собака не в состоянии ясно это понять. Только человек может получить озарение.
Глава 16. ПОКЛОНЕНИЕ
Господь Кришна: "Существует четыре разновидности добродетельных людей, которые поклоняются мне, О Арджуна. Бедствующий человек, искатель знания, искатель выгоды и мудрец." (VII, 16)
Господь Кришна сказал это тысячи лет назад. Много воды утекло с тек пор. Сегодня люди, которые страдают, не обязательно поворачиваются к Богу. Некоторые прибегают к наркотикам, алкоголю, становятся повесами, либо встают на другие пути ухода от действительности. Люди стали довольно коварными, тогда как Господь Кришна говорит, обращаясь к искренним людям. Когда все двери закрыты, бедствующий человек обращается к Богу, видя в нем последнее прибежище. Когда некуда больше деваться, вера в Божественное помогает ему превозмочь кризис, и он подчиняется Божественной воле. Этот метод может возыметь действие, лишь когда вы откажетесь от эго. Когда нет вас - есть Он. Это путь Бхакти Йоги.
Определенная категория людей причиняет себе страдания, полагая, что страдание должно очистить их. Уродуя тело, ничего не достигнешь. Вы нуждаетесь в его услугах, но если оно искалечено, то оно приведено в негодность. Будду сопровождали пятеро аскетов, которые радовались всякий раз, когда он подвергал себя суровым испытаниям. Когда он отказался от пищи, они думали, что он приближается к Богу. Когда он перестал пить воду, они были уверены, что он почти достиг. Тем не менее, Будда ничего не достиг. Наоборот, он стал слишком больным даже для того, чтобы медитировать. Однажды, когда его одолевала
хворь, он услышал, как неизвестная девочка пела: "Не натягивай струны лиры так сильно, чтобы они рвались, и не ослабляй их настолько, чтобы они провисали." В то же мгновение весть осенила его, и он отказался от своей суровой практики. Когда он возобновил свою нормальную жизнь, пятеро аскетов покинули его, думая, что он потерпел неудачу на духовном пути. Однако, по мере того, как сила возвращалась в его тело, он вновь обрел свои способности, чувствительность и восприимчивость. Поэтому он был в состоянии продолжить медитацию и достичь озарения. Его аскетизм не способствовал его озарению, оно произошло спонтанно. Он проделал долгий, извилистый путь, который не дал результатов. Господь Кришна утверждает, что невежда подвергает себя ужасающим, суровым испытаниям, которые не предопределены священными писаниями.
Существует еще одна категория псевдо-мучеников, которые выдумывают свои беды. Фактически, они подвергают нападкам собственную сущность. Они увлекаются меланхолическими настроениями музыки, песнями о несбыточных фантазиях, мечтательными песнями о разлуке с Господом, как Омар Хайям. Временами в жизни происходит встряска, которая производит нервный шок и вдребезги разбивает ваши идеалы, мечты и представления. Эта прогалина посреди леса дает возможность выбросить закваску прошлых условностей. Одно только эго страдает. Шок может послужить трамплином, он может оказаться запалом для полного превращения. Иногда, в состоянии шока, завеса внезапно падает, и перед глазами вспыхивает реальность. Это тот момент, когда надо выходить.
Что касается искателя знаний - это может быть праздное любопытство или академический интерес, - как у ученого, накапливающего знания, или у журналиста, собирающего информацию. Пальмовое дерево поднимается все выше и выше, но оно не дает ни тени утомленному путнику, ни обеспечивает плодами голодных. Чтение книг или выслушивание учителей может быть пустым времяпрепровождением. Много раз этот поиск был заведен в тупик идеей о приобретении знаний. Веды точно определяют, что если в результате их прочтения знание не является "вид", то бесполезно их читать. "Вид" - это то, что познано на вашей центральной нервной системе. Что бы вы ни узнали в процессе эволюции как чистые знания, известно центральной нервной системе. Следовательно, знающий - это самореализованный человек, свободный от умозрения.
Существует много неверующих, скептиков, критиков, журналистов, последователей культов и ворчунов, которые полагают, что знают все. Таких людей легко ввести в заблуждение. Сегодня имеется бесконечное количество супермаркетов гуру, которые стараются угодить такому разнообразию неверующих всезнаек.
Есть искатели выгоды, которые поклоняются божествам и вымаливают дары. Определенная категория бизнесменов Индии с жаром воспевает хвалу богине богатства Лакшми и назойливо домогается ее даров. Они обещают и торгуются с божеством, что если будет выполнено определенное желание, то они совершат большие подношения на его алтарь.
Детей учат, что посредством вознесения молитв и выполнения церемоний, божество будет помогать им на школьных экзаменах. Вместо того, чтобы готовиться к, экзаменам, некоторые студенты проводят время в страстных молениях божествам ради успеха на экзаменах.
Паломники путешествуют на большие расстояния, испытывая величайшие затруднения, чтобы достичь святых мест поклонения, с надеждой получить отклик на свои молитвы. Когда человеческие усилия ни к чему не приводят, ничего не остается, кроме как испытать богов. Очереди разумных и образованных людей на даршан (Прим.пер.: Даршан - значит увидеть августейшего или святого человека и, находясь в его присутствии, получить от него некое благо) божества представляют собой постыдное зрелище. Можно понять нищих, делающих это, потому что обстоятельства низвели их до уровня неуверенности в себе.
Для чего вы молитесь? "Боже, дай мне здоровье, дай мне долгую жизнь, дай мне денег, дай мне то, се, пятое, десятое",- пряча материальные желания под покровом молитвы. Так как вы не смогли добыть этого сами, вы предъявляете свой запрос Богу. Так как говорится, что он добрый, великодушный и щедрый, существует поверье, что он будет снабжать товарами.
Чтобы быть искателем истины, человеку не обязательно нужно быть религиозным или мудро говорить. Каждый прикладывает усилие, соразмерное его собственной природе, чтобы осознать Абсолют. Мудрый ищет его внутри. Заурядный ищет его в разнообразных проявлениях, в изображениях Богов и полубогов, и присовокупляет к ним ритуалы и церемонии. Невежда начинает увлекаться сверхъестественными явлениями.
Устремленный на поиски истины должен искать пылко и искренне. Сначала ему следует под руководством гуру выяснить правильный курс, как это было ранее описано Господом Кришной. Нужно отказаться от всего, что не дает познания собственной сути на центральной нервной системе. Самореализация должна быть достигнута без усилий, с помощью дисциплины и практики. Нужно осуществить внутреннее превращение, чтобы стать сострадательным, благоразумным и сильным.
Шри Матаджи Нирмала Деви описывает это так: "В настоящее время наилучшим качеством тончайшей формы является то, которое просто ищет "единения с богом". Ничего более. Это качество упорно работает; это очень сосредоточенное усилие. Настоящие искатели обладают особым качеством. Их в большинстве случаев неправильно понимают, так как они гораздо сильнее вовлечены и находят мирские дела неинтересными. Большинство из них пришло к заключению, что за пределами чувств должна находиться Истина. Это качество человека, который просто хочет "быть", никогда невозможно изменить, потому что он, в известном смысле, утонченный. В своей жизни он ощущает тонкости бессознательного. Если вы теряете свою утонченность, то вы становитесь бесчувственными. Утонченный человек - это храбрый человек, и его храбрость исходит из присущего ему качества быть утонченным. Он не становится жертвой сомнений. Люди весьма обычной наружности, ведущие очень простой образ жизни, могут быть очень утонченными. Гораздо более утонченными, чем все добродушные ослы и гении вместе взятые. Потому что они могут чувствовать собственную Суть. Такие люди не обманывают ни других, ни себя. У них нет другого интереса в жизни, кроме одного: добраться до Истины."
(Прим.пер.: используется созвучие и сходное написание слов "geni-asses" и "geniuses". Первое образовано слиянием латинского корня "geni" - добродушный, добропорядочный, с английским словом "asses" - ослы. При прочтении оно мало отличается по звучанию от второго - "geniuses" - гении. Этой игрой слов блестяще подчеркивается сходство двух противоположных крайностей).
Даже во времена Будды знали, что озарение - это спонтанный процесс. В наше время система йоги должна быть такова, что сначала следует осуществить пробуждение вашей Кундалини, чтобы при помощи ее света вы сами смогли бы увидеть грязь а лампе. Тогда легко очистить ее. Поднимая свет, можно видеть лучше. В нашу эпоху высокомерия бесполезно диктовать людям, что им надо делать. Лучше, если они станут собственными гуру, благодаря пробуждению Кундалини.
"В какой бы форме преданности ни поклонялся верующий, Я усиливаю эту преданность." (VII, 21)
"Полный такой веры, он поклоняется тому Богу и осуществляет свои желания. На самом деле, это даруется ни кем другим, как Мною." (VII, 22)
Здесь Господь Кришна говорит не о слепой вере, но о вере после познания духа. Тогда все сомнения исчезают, и преданный развивает абсолютную веру в дух. Это не слепая вера. Милость Божья лишь на том, кто связан с Ним.
Те, кто заявляют, что они в результате своего поклонения или жертвоприношений получили прямую помощь Божью, живут под влиянием вымысла, потому что не находятся в прямом контакте с Богом. Без единения (йоги), что бы человек ни давал во имя Бога, идет только в карманы священников и их партнеров. Также и их молитвы достигают лишь слуха представителей Бога, назначивших самих себя на его место.
Господь любит тех, кто желает связи с ним через озарение. Шри Матаджи говорит: "После того, как полное проявление человеческого существа завершено, чистое желание остается в прежнем остаточном состоянии, и до тех пор, пока оно не будет пробуждено, человек не сможет почувствовать удовлетворения, так как все остальные желания нечистые."
Молочница постоянно снабжала молоком священника, живущего на другом берегу реки. Из-за беспорядочности лодочной службы, она была не в состоянии поставлять ему молоко точно в срок. Однажды, получив выговор за свои постоянные задержки, бедная женщина ответила: "Что мне делать? Я рано выхожу из дома, но этот лодочник такой необязательный." "Женщина, океан жизни пересекают с именем Бога на устах, а ты не можешь перейти эту невзрачную речушку?"- взревел священник.
Простодушная девушка последовала его совету и с тех пор доставка молока никогда не задерживалась. Как-то раз, тот же самый священник стал допытываться у нее: "Как это получается, что теперь ты никогда не опаздываешь?" Служанка быстро ответила: "Я последовала вашему совету; я перехожу реку с именем Господа на устах, и река дает дорогу." Священник был ошеломлен и сказал: "Ты можешь показать мне, как ты переходишь через реку?"
На следующий день священник пошел вместе с девушкой. Девушка стала переходить через реку, произнося имя Господа. Священник попытался сделать то же самое, но начал тонуть. Девушка обернулась и спросила его: "Как же так, Сэр, в то время как вы губами произносите имя Господне, ваши руки, однако, пытаются держать вашу тунику так, чтобы ее не коснулась вода? Выходит, что вы не полностью полагаетесь на Него." Очевидно, что девушка была реализованным человеком, и поэтому Господь о<