Русская Церковь в послевоенную пору: основные вехи и события истории.
Массовых гонений на Церковь при жизни Сталина не было. В сентябре 1944 г. - постановление ЦК КПСС, призывавшее к усилению антирелигиозной пропаганды через пропаганду "научного мировоззрения". В 1947 создано общество «Знание», сменившее Союз безбожников. Собор 31 января-2 февраля 1945 г. (представлены 46 архиереев, 87 священников и 37 мирян, избрание Алексия признано самым авторитетным катакомбным епископом Афанасием)единогласно избрал патриархом митрополита Ленинградского Алексия I, которого Сергий рекомендовал в своем завещании. Собор принял Положения об управлении Церковью. Автор - Зайцев из СДРПЦ при участии Сергия: на всех уровнях утверждалась единоличная власть. Образование епархиального совета при епископе - на усмотрение архиерея. Официальная печать находилась у патриарха и считалась недействительной без государственной регистрации. Положение разрешало приходам отчислять часть доходов в пользу епархии, а также в Фонд Мира, сбор которых стал скрытой формой налога. Положение разрешало отчислять часть доходов на нужды патриархии и на богословские учебные заведения, что как бы их узаконивало (в государственных законах не было ни слова о юридическом положении богословских училищ). После Собора патриарх свысшими иерархами из Синода принят Сталиным с Молотовым. Достигнута договоренность об открытии восьми семинарий (открыты к 1948 г). Дальнейшие попытки натыкались на отказ. 28 мая патриарх в сопровождении митрополита Николая начал паломничество в Святую землю: Египет (навестил патриарха Александрийского), и Дамаск (встретился с патриархом Антиохийским). Он присоединил к патриархии русские приходы в Александрии и Дамаске; а митрополит Николай после этих визитов уехал в Лондон, в Англии он принят королем Георгом VI и в Йорке произнес резкую антиватиканскую речь.
МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ И ДИАСПОРА. Поскольку вторая волна, эмиграции попала в Германию и Австрию, Карловацкий Синод превратился в самую большую Церковь русской диаспоры в Европе. До войны самыми многочисленными у карловчан были епархии Маньчжурии и Китая. Но с окончанием войны из пяти епископов четыре перешли под Москву, причем вели себя подобострастно. Управляющим делами «неокарловацкого» Синода оставался Юрий Граббе (теперь протоиерей Георгий) - Синод остался непримиримым. 10 августа 1945 г. патриарх Алексий предложил карловчанам вернуться в лоно Матери-Церкви, и, хотя обвинил в расколе, но не требовал присягания на верность советской власти. Митрополит Анастасий адресовал ответ русскому народу: назвал патриаршую Церковь советской, обвинил ее в предательстве мучеников, лжи, выслуживании перед советской властью. В отличие от карловчан, паства и часть духовенства "евлошан" принимали активное участие в сопротивлении немцам и понесли большие потери. Победа СССР вызвала взлет советского патриотизма среди русской эмиграции во Франции и Америке. Этим настроениям поддался митрополит Евлогий, который через советское посольство вошел в контакт с местоблюстителем Алексием и собирался ехать на Собор, но приглашение дошло с опозданием. Евлогий хотел воссоединения с Московской патриархией, а для себя - права умереть на родине. Однако умер в августе 1946, так и не оформив переход под Москву. И тут - назначил своим экзархом не все ми любимого архиепископа Владимира Пинского (Тихопицкою), а коллаборанта. бывшего карловчанина митрополита Серафима. Владимир отказался подчиниться указу. Его поддержал епархиальный съезд, экзархат остался под Константинополем. Алексий I не стал налагать прещения, но обхявил об исключении духовенство Парижского экзархата, Американской митрополии и Карловацкого Синода из состава клира Московской патриархии.
МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ В СОВЕТСКОМ БЛОКЕ И КОММУНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ. Победы Московской патриархии ощутимы лишь в странах, попавших под советское влияние. В нее вошли русские и венгерские православные приходы в Венгрии, окончательно присоединены латышские и эстонские православные приходы, завершено присоединение карпато-русской епархии, в Польше автокефалия Константинополя заменена Московской. В 1946 православные приходы Чехословакии объединились под Московским омофором.
УНИАТСКИЙ ВОПРОС. Послевоенная политика Сталина с началом холодной войны, и с неудачными попытками экспортировать коммунизм в Западную Европу стала изоляционистской. Решено ликвидировать Унию. Инициативную группу духовенства по присоединению к православию возглавил известный униатский богослов Гаврило Костельник. Начались аресты непокорных. Из 2000 униатских священников к февралю 1946 на свободе осталось всего 1294. Из них 997 подписали прошения о присоединении к православию. В феврале 1946 во Львове открылся униатский Собор по присоединению к православию, он объявил Унию ликвидированной'.
БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ Церкви показать свою пользу могла на фронте внешней политики в межцерковных отношениях или в области международных миротворческих инициатив
Первым таким мероприятием - попытка стать своего рода православным Ватиканом. Приурочена она была к празднованию в 1948 500-летия фактической автокефалии Русской Церкви. Размах соответствовал масштабу всеправославного события: приглашены представители всех поместных православных Церквей и англикан: за торжественными богослужениями должны были последовать межправославные консультации. Затея не удалась: Константинополь указал, что созывать межправославные консультации и Соборы - его прерогатива, и никто из Восточных патриархов не прибыл. Были представители Константинопольского и Антиохийского патриархов; участвовали лишь в юбилейных торжествах, но не в конференции, Так что получилась конференция православных Церквей только подкоммунистических стран плюс зависимой от Москвы Антнохии. Конференция была скорее политической, чем богословской, с ярыми нападками на Ватикан. Из богословских вопросов было достигнуто соглашение не признавать англиканские рукоположения, поскольку сами англикане не могут решить, является ли рукоположение таинством. Советское правительство оно убедилось в ограниченной роли Русской Церкви во вселенском православии и в полезности ее для советской политики. В 1949 г. родился контролируемый Советским Союзом «Комитет защиты мира» На конгрессе в СССР в августе 1950 г. митрополит Николай обрушился на американцев с обвинениями в зверствах в Корее. Московская патриархия - инициатор в последующих конгрессах мира и прочих мероприятиях она - участник полезный, но не имеющий первостепенного значения для советской политики. Семинарий не хватало для восполнения естественнойубыли духовенства, но ходатайства об открытии дополнительных семинарий встречали отказ. Предельная численность открытых храмов в 1944 г – 14479. После 1949 г. число закрываемых храмов начало превышать число открываемых. Численность духовенства достигла предела в 1950 г. - 13483 священника, после чего стала сокращаться. В результате рукоположено много священников без специальною образования. Местные архиереи пытались восполнить пробел при помощи периодических краткосрочных курсов. Патриарху удалось добиться открытия в 1951 г. заочного отделения при МДС/МДА (Московская духовная семинария/академия) в дополнение к уже существующему отделению при ЛДС/ЛДА (Ленинградская духовная семинария/академия). В 1948 г. Министерство высшего образования заставило духовные школы отменить все светские дисциплины.
СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВЬ С самого своего возникновения Совет повел себя как хозяин Церкви, хотя ни в одном советском или республиканском кодексе законов он не упоминался. В 1957 в связи с начавшимся хрущевскимнаступлением наЦерковь, патриарх и митрополит Николаи напомнили Карпову об обещании Сталина дать Церкви типографию, что стало необходимым ввиду неисполнения заказов Церкви государственными
Типографиями. Карпов отказал.