Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведений - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, особенно «цифирных» школ, открыл несколько ремесленных училищ, Академию наук с гимназией и университетом. Все это с треском провалилось. Привились только церковные школы. И тут следует особо упомянуть Тобольскую семинарию - детище выдающегося Павла (Канюкевича), галичанина из Самбора, окончившего Киевскую академию и назначенного митрополитом Тобольским и веся Сибири в 1758 г. К его приезду там уже существовала некая начальная пастырская школа. Но Павел превратил ее в полную семинарию, одну из лучших в империи.
Основы для регулярного трехступенчатого гражданского образования будут заложены при Екатерине II, в конце века, но по качеству и объему знаний гражданская школа догонит церковную только к 20-30-м гг. XIX столетия. Причины парадокса: по петровским правилам неграмотные сыновья духовенства подлежали военной службе или переводу в крепостное сословие, только окончание семинарии гарантировало церковное трудоустройство; тольков Церкви Московской Руси сохранилась традиция образования; и именно церковный Собор 1551 г, постановил возродить регулярную школьную систему при епархиальных центрах и приходских церквах, начало этой системы было положено во второй половине XVII века; Киевская, а позднее и Московская академии были кузницей ученых кадров, готовых преподавать в духовных школах. У гражданской школы такого резервуара потенциальных учителей не было до создания Петербургской учительской семинарии в конце XVIII века.
Одновременно Петр нанес удар по зарождающейся московской школе, предпочитая и духовенство, и учителей из Малороссии и Белоруссии из-заих прямой связи с Западом через польскую школьную систему. С их помощью он окончательно латинизирует Московскую славяно-греко-латинскую академию, отличную Новгородскую школу, в которой возрождалось греко-русское образование и подлинное святоотеческое богословие.
Малорусские педагоги настолько латинизировали русскую семинарию, что русский язык как предмет, не преподавался до конца XVIII века, хотя с петровского времени именно разговорный русский был официальным государственным языком. Славянскому и даже греческому языкам в этих семинариях уделялось мало внимания, еще меньше - восточным Отцам Церкви. Латинский язык, латинская поэзия, риторика, стилистика, ораторство и вообще классическое наследие языческого Рима зубрились наизусть. Философские и богословские науки были смесью классики и учения Фомы Аквинского. Латинизация и западноевропеизация Русской Церкви и духовной школы достигли таких пределов в XVIII веке, что Екатерина писала, что Православная Церковь отличается от лютеранства только обрядом, но не богословием. Это "лютеранство" XVIII века было наследием Прокоповича. Духовенство получало образование, оторванное от действительности: выпускник рукополагался и отправлялся на сельский приход, не зная ни славянского, на котором ему надо было служить, ни русского, на котором он должен был общаться с прихожанами и говорить проповеди, ни святоотеческого богословия, на котором должно было основываться его пастырство и проповедничество. Львиная доля доходов шла от приходского земельного надела, для обработки которого священникам, кто не мог позволить наемный труд, приходилось превращаться в крестьян на будничные дни недели. В XVIII веке большинство семинарских учителей и воспитателей были украинцы, от них пошел украинизированный, с латинскими примесями, семинарский говор, ставший источником анекдотов в великорусской среде. Положение духовенства в обществе было двойственно: по образованию священник стоял гораздо выше помещика, но по внешнему виду, незнанию французского языка и по говору он был несовместим с просвещенным обществом, а по экономическому положению и крестьянскому труду и быту был ближе к крестьянам. Но образование и семинарский говор выделяли его из крестьянско-мещанской и купеческой среды как чуждое им. В XVIII веке, кроме екатерининской эпохи, епископами ставились украинцы и белорусы.
Превращение духовенства в почти закрытую касту началось в XVIII веке. В московской традиции кастовость предотвращалась обычаем народного избрания кандидатов в духовенство. Встречались случаи, когда епископ рукополагает семинариста и посылает его на приход, но приходское собрание отказывается его принять и посылает своего кандидата к архиерею, который вынужден был соглашаться на рукоположение кандидата, даже без богословского образования. К концу XVIII века Московская епархия была чуть ли не единственной, полностью обеспеченной духовенством с семинарским образованием, благодаря местной славяно-греко-латннской академии и не уступающей ей по числу студентов семинарии Троице-Сергиевой лавры и еще двум менее значительным семинариям в Московской епархии. В остальных епархиях выборное начало практиковалось широко. По мере распространения семинарий эта практика вымирает. На смену приходит назначение епархиальными архиереями семинарских выпускников. Это, как и наличие сельскохозяйственных приходских угодий, способствует установлению кастовости духовенства. Священник заботится, чтобы обработанный и плодоносящий участок достался его потомству. Если у него дочь, он выдаст ее за рукополагающегося семинариста, чтобы земля осталась в семье. По этой же причине священник стремится к тому, чтобы и его сын стал священником, а для этого надо его отправить в семинарию.
диктатура ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА. В XVIII веке запуганность духовенство вызывается прямым террором - казнями, пытками и ссылками духовенства - вызванным стремлением подавить самостоятельную мысль в духовенстве, заставить забыть о византийских «симфониях» и двоевластии царь - патриарх. Он начался при Петре, возрастает при Анне Иоанновне, не прекращается в эпоху Екатерины II. Источником церковного террора был Феофан Прокопович, вознесшийся при Анне Иоанновне на высоты абсолютной власти над духовенством благодаря интриге против Верховного Тайного Совета -взбудоражил дворянскую гвардию, сообщив, что власть хотят захватить боярские отпрыски, которые лишат служилое дворянство привилегий, уравнявших их с боярской аристократией. Анна была проинформирована, что дворянство за сохранение абсолютизма и что гвардия ее поддержит, если она разорвет «кондиции». Так и было сделано. Последовал взлет Феофана на положение диктатора Церкви, но вынужденным смирением с унижением той церковной структуры, которую создал он.
Создав Синод, Петр не определил конкретно функций и полномочий епископов, в него входящих, обер-прокурора, назвав должность «оком государевым». Первоначально обер-прокурору не придавалось значение самодовлеющего ответственного руководителя. Не был первоначальный Синод и архиерейским. В Духовной коллегии по «Духовному регламенту» был президент (Стефан Яворский), два архиепископа (Феофан Псковский и Феодосии Новгородский), четыре архимандрита (со званием советников), два протоиерея и монах и один по выбору Коллегии (со званием асессоров). Епископы, съехавшиеся в Петербург по петровскому указу на принятие Духовной коллегии, были покорны, до этого все епископы и архимандриты должны были расписаться под посланием царя об учреждении Коллегии, требовавшим явиться в Петербург на принятие новой формы правления Церковью. Послание категорически требовало дать подпись. Не подписавшие два украинские епископа были доставлены в Петербург силой и не проявили уже признаков сопротивления. Недовольство синодальной системой проявилось в старообрядческом «Собрании от Святого Писания», где антихристом выступает Петр, который убил последнего патриарха и патриархом провозгласил себя. На первом заседании возник вопрос, как поминать Коллегию за богослужением -она является коллективным патриархом, значит на нее переносится титул «святейший». Петр соглашается на греческое слово «Синод» - Святейший Правительствующий Синод. Сенат претендовал на подчинение Синода. Петр поставил Синод вровень с Сенатом, передавая Синоду полномочия патриарха, что отличало его от коллегий по существу. В таком духе Петр представляет полномочия Синода в обращении 1721 г. к патриарху Вселенскому с ходатайством к восточным патриархам признать Синод как коллективного собрата патриархов, что патриархи и признают в послании Вселенского патриарха Иеримии в 1723 г. Обер-прокуроры не играли руководящей роли в первоначальном Синоде. Подлинным диктатором и оком государевым был Феофан, хотя формально председателем был митрополит Стефан. При Екатерине I дальнейшее принижение Синода: должность обер-прокурора заменяется прокурором; при Тайном Верховнм Совете Синод низводится к церковному исполнительному органу, подчиненному верховникам через Сенат.
При Анне Феофан не может отстоять возвращения Синоду положения при Петре. Феофану пришлась роль подручного канцлера Остермана. В Синоде четыре архиерея из девяти членов, к концу царствования Анны в нем остается три члена: два епископа и один протоиерей. Двумя годами раньше Синод лишается самостоятельных доходов с отнятием из-под его юрисдикции Коллегии экономии, ведавшей монастырскими имениями. Коллегия передается Сенату, бюджет Синод получает от Сената по ежегодным сметам Синода, Сенатом они урезываются. Подвергнуты арестам, пыткам, заключению десятки монахов, священников, шесть архиереев, в том числе два члена Синода, за несовершение торжественного молебна по поводу вступления на престол Анны, высказывание мечтаний о восстановлении патриаршества, нахождение у епископа личных записок с критикой синодальной системы или Феофана. Самым громким - дело архиепископа Тверского Феофилакта (Лопатинского), арестованного, доведенного пытками до полу смерти, лишенного всех духовных званий, даже монашества, и пожизненно заключенного в Выборгской крепости за издание в 1728 г., с разрешения тогдашнего правительства, «Камня веры» Стефана Яворского, запрещенного при Петре. Поскольку это была защита патриаршества, книга и ее автор были ненавидимы Феофаном, который мобилизовал команду немецких лютеранских богословов для осуждения книги в папизме. Поскольку в это время в католичество перешла княгиня Долгорукая, парижская Сорбонна, направляя с ней в Россию католического духовника, воодушевляла его обратить Россию в католичество, делу была дана соответствующая окраска. Феофилакт и ряд близких к нему духовных лиц были обвинены в том, что они папистские агенты и польские шпионы. Со смертью Анны в 1740 г. те, кто дожил, были освобождены и восстановлены в церковных званиях. Из епископов никто не смог вернуться к архиерейскому служению, ибо вышли они из испытаний дряхлыми инвалидами. Феофилакт умер через четыре месяца после освобождения. В царствование Анны шло всестороннее наступление на Церковь.
С воцарением Елизаветы в 1741 г – перемена: она верующая, любит русскую старину, Церковь, духовенство. К этому клонил ее морганатический муж граф Разумовский. Амнистированы узники аннинского террора, восстановлен Синод, ставший фактически архиерейским(из семи членов шесть архиереев и один архимандрит Троице-Сергиевой лавры). Впервые председатель Синода - великоросс, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов). Елизавета выпустила рескрипт, чтобы в епископы Синод выбирал не только малороссов, но и великороссов. Синод стал вхож с ходатайствами и предложениями к государыне. Ее царствование - переломное в отношении обер-прокурора: раз и навсегда восстанавливается это звание, на пост первого елизаветинского обер-прокурора вступает честный, трудолюбивый, опытный и талантливый администратор князь А. Шаховской. Он в течение 12-летнего прокурорства ведет борьбу со злоупотреблениями и моральными проступками духовенства, за правильную отчетность, добивается отмены двойных доходов членов Синода (от Синода и от епархий); борется за повышение школьного образования приходского духовенства и церковнослужителей, за издание популярных религиозных книжек для народа и рассылку их по приходам. Создает начало системы обер-прокурорского чиновничьего аппарата на местах, что вырастет в систему епархиальных секретариатов, подчиненных обер-прокурору через голову архнерсев. Самым значительным богословско-просветительским событием - новое издание полной славянской Библии. Елизаветинская Библия была плодом тщательной научной сверки Острожского текста с древними греческими и латинскими текстами и соответствующего исправления. Библия вышла в 1751 г., переиздавалась в 1756, 1757 и 1759 гг.
Первый инцидент с будущим страдальцем екатерининской эпохи митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем). В 1740 г. архиепископ Новгородский, Амвросий (Юшкевич) проводит своего земляка Арсения на кафедру митрополита Тобольского. Уже тут Арсений мог навлечь на себя грозу: присягая Иоанну Антоновичу, отказывается присягнуть Анне Леопольдовне как лютеранке. Его спасает отбытие в дальний путь и дворцовый переворот с воцарением Елизаветы. В 1742 г., когда Арсений прибыл в Москву на коронацию Елизаветы, Амвросий представляет его императрице и добивается ее согласия перевести его митрополитом Ростовским и в члены Синода. И тут Арсений отказывается приносить присягу царице в петровско-феофановской формулировке, где монарх назван «крайним судией» епископа. Соглашаясь, что эта формулировка - богословский абсурд, Елизавета разрешает Арсению произнести присягу без этих слов; но он просит простить его, что он не может произнести всю остальную присягу из-за существования этой формулировки в принципе. Елизавета прощает и отпускает его на кафедру в Ростов. Такое снисхождение вызвано тем, что в это же время его благодетель митрополит Амвросий Новгородский подает записку императрице от своего лица и двух других епископов с альтернативным текстом присяги, составленным Мацеевичем, где «крайним судией» назван Христос, и присяга приносится ему, а не монарху. После смерти Амвросия в 1743 г.члены Синода - великороссы, недовольные непокорностью императрице, запросили Арсения о его отказе присягать. Он повторил свое объяснение и приложил свой текст. Елизавета согласилась с доводами Арсения, ибо оставила его на месте; но приказала сжечь ответ и альтернативный текст. Однако сожжены эти документы будут уже при Екатерине II.
Отобранная в 1738 г. у Синода Коллегия экономии после воцарения Елизаветы возвращена с передачей Синоду в управление всех бывших церковных имуществ. Но в 1757 г. Елизавета собирает конференцию из представителей Сената и Синода, предлагая передать архиерейские и монастырские земли в управление отставным офицерам, а деревни были бы переложены в помещичьи оклады. Доходы должны были идти на содержание инвалидов войн, часть - на компенсацию Церкви. Споры между Сенатом и Синодом убедили императрицу оставить мысль об этой реформе.
В царствование Петра III Сенату приказывается приступить к проведению в жизнь елизаветинских проектов о церковных землях. За этим следует указ от 21 марта 1762 г. о переводе Коллегии экономии целиком под власть Сената с полной секуляризацией церковных угодий. Арсений (Мацеевич) подал с нарочным монахом в Петербург непосредственно Петру протест против этой меры. Вскоре Петр был свергнут, а Екатерина на первых порах отменила указ, но указала приступить к решению вопроса. Крестьяне захватывали земли, деляих между собой и с платя требуемый петровским указом 1 рубль в год в пользу Церкви. По словам Екатерины, в лесах в состоянии бунта было более 100 тысяч крестьян. Великорусские епископы в смешанной Комиссии по вопросу о судьбе церковных земель, созданной по распоряжению Екатерины, склонялись примириться с отказом от церковных вотчин. Зная покладистость великороссов, Екатерина укомплектовала комиссию архиереями-великороссами, но оставив в меньшинстве по сравнению с количеством сановников - сторонников секуляризации. Наиболее податливым - главный представитель духовенства в комиссии, председатель Синода архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов), который встретил Екатерину в день переворота в Казанском соборе и провозгласил самодержавной. За это Екатерина пожаловала его имением с 1000 крепостных. Два остальные епископа были столь же покорны, хотя вряд ли соглашались с ее мнением. 26 февраля 1764 г.Комиссия родиламанифест о ликвидации церковных имений и передаче Коллегии экономии под власть правительства. Крестьяне на этих землях, почти миллион душ, получили наименование экономических. Годовой оброк казны составлял в 1760-х гг. почти 1.5 миллиона рублей, а в 80-х - до 4 миллионов, из коих Церкви в качестве компенсации выделялось 12-13 процентов. Из архиереев против отнятия имений последовательно протестовал только Арсений (Мацеевич), присовокупивший к ходатайствам к Екатерине осуждение синодальной системы и прошение восстановить патриаршество. Другие епископы только подбадривают его на борьбу. Сначала он пишет докладные записки в Синод. Но тут находят его дело и записку 1743 г., и положение его ухудшается. В 1764 г. по суду Синода он ссылается в отдаленный холмогорский монастырь. Но он и там не успокаивается. В 1767 г. над ним совершают суд екатерининские сановники, по решению Екатерины он лишается всех званий, ссылается пожизненно в Ревельский равелин, где он замурован до смерти в 1772 г. По приказу Екатерины он переименован в Андрея Враля, и никто не должен был знать, кто заточен под этим именем. Синод, в том числе и бывшие ученики Арсения, ни в чем не перечили.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО В XVIII ВЕКЕ. После кончины в Палеостровском монастыре на Онежском озере ссыльного епископа Павла Коломенского, единственного архиерея, оставшегося у старообрядцев после раскола и помере умирания последних канонически рукоположенных старообрядческих священников в старообрядчестве возник раскол по вопросу священства. Одни предлагали принимать священников переходящих от никониан. Наиболее ригористичные элементы считали это священство безблагодатаым, принявшим власть антихриста. На этом основании они решили жить без рукополагаемого духовенства. Так возникли беспоповцы, соблюдавшие только те таинства, которые имели право совершать и миряне: крестины, погребение. Что касается богослужений, миряне не могут совершать лишь евхаристии и бракосочетания. Поэтому вместо литургии служили обедницу перед всегда закрытыми вратами иконостаса. По вопросу бракосочетания у беспоповцев уже в 1720-х гг. начинается свой раскол.
После волны жестоких гонений при Софии XVIII век с его секуляризмом принес облегчение в судьбах старообрядцев. Хотя Петр и не отменил указа Софии от 1684 г., по которому пойманные старообрядцы, упорствующие в вере, подвергались смертной казни через сожжение, закон от 1702 г., приглашавший иностранных специалистов в Россию, провозглашал принцип веротерпимости. При Петре укрепилась и расцвела в духовном и экономическом смысле Выговская пустынь беспоповцев-поморцев, созданная в XVII веке в юго-восточной Карелии. Она состояла из двух трудовых монашеских общин - мужской и женской на расстоянии примерно 18 верст. С конца XVII века пустынью руководили братья Денисовы, Андрей и Семен, талантливые администраторы, дипломаты, предприниматели и целибаты. В обоих монастырях соблюдался режим разделения полов. Брачные пары в общину не принимались.
Отношение Петра к старообрядцам двойственно: он религиозно терпим, но старообрядцы вели против него агитацию, называя его антихристом. Бунты стрельцов и Булавина при участии старообрядцев, составлявших большинство участников движений, настроили царя враждебно к ним. В 1716 г. Петр облагает старообрядцев двойным налогом. А в 1720 г. приказывает отрубить голову диакону Александру за возвращение в старообрядчество и распространение составленных им апологетических «Диаконовых ответов, в пользу старообрядчества». Выговской пустыни повезло- находилась в районе Олонецких месторождений железной руды. Ее добычей и отправкой на петровские заводы выговские иноки в основном и занимались, за что их защищал олонецкий губернатор. Свое отношение к выговцам (приносили пользу государству, не участвовали в агитации против царя) Петр выразил словами «Пусть живут». Другое дело – прозелитизм (странничество), которым они занимались, тем более, что в одном случае он привел к массовому самосожжению. Синод приказал губернатору не выпускать выговцев за пределы поселения под угрозой смерти. В религиозной истории выговцы оставили память знаменитыми «Поморскими ответами», составленными Андреем Денисовым в диспуте в 1723 г. в Петрозаводске с неким синодальным миссионером Неофитом. Денисов искусно использовал творения Отцов Церкви и Стоглавого Собора в защиту двуперстия, а также противоречия между различными богослужебными книгами никониан. По окончании диспута, продолжавшегося 7 месяцев, выговцы получили правительственный документ с заверением, что они выполнили требование о диспуте, их оставили в покое. А 106 «Поморских ответов» стали катехизисом старообрядцев. Значение месторождения олонецких руд к концу царствования Петра упало в связи с разработками более качественных руд на Урале, Выговской пустыни удалось сохранить благосклонность монархов благодаря распоряжению Семена Денисова возносить молитвы за правящих государей.
Другое беспоповское согласие известно под названием федосесвцев - по имени их основателя Феодосия Васильева. Раскол между обоими течениями произошел в 1703 г на почве отношения к браку. Поморцы отрицали брак, Феодосий принимал в общину тех, кто был обвенчан до раскола; а те пары, которые венчались после раскола в государственной Церкви делил на тех, кто был крещен до раскола, и тех, кто был крещен в никонианской Церкви. Последних он перекрещивал и браки не признавал. Эта компромиссная установка получила развитие в 1728 г в учении Федосеевского наставника Ивана Алексеева, который призывал желающих жить в браке, венчаться в государственной Православной Церкви. Он указывал на то, что брак есть союз любви и относится к области естественного, обряд венчания - как акт регистрации гражданского состояния и декларации обществу о взятых на себя обязательствах. В 1752 г Собор Федосеевского согласия осудил установку Алексеева и постановил накладывать длительную епитемью на венчанных в государственной Церкви. Но практика распространилась в согласии: пары венчались, за что приносили покаяние и принимались обратно в общину. Позже федосеевцы раскололись на приемлющих и не приемлющих брак.
Ко второй половине XVIII века фанатизм поубавился, что, как и проповедь безбрачия у крайних беспоповцев, способствовало росту умеренного поповского согласия за счет сокращения наиболее фанатичных беспоповских толков. Поповские толки окормлялись священниками-перебежчиками из государственной Церкви. По вопросу о том, как принимать православных священников, произошли основные расколы между поповнам. В середине XVIII века диакон Александр, заявил что никонианская Церковь не может рассматриваться как еретическая, ее ошибки обрядового характера и переходящий из нее должен приниматься без перекрещивания, будь он мирянин или духовное лицо. В результате старообрядческий Собор 1779 г. постановил прекратить перекрещивание и принимать православных миропомазанием. Это решение явилось первым толчком к единоверчеству. В 1783 г иеромонах Никодим обратился и Синод с ходатайством принять его и около 1500 его последователей в государственную Церковь с сохранением старого обряда и со снятием клятв 1667 г. Синод согласился. В 1800 г. Синод официально провозгласил единоверчество со священством, служащим по старым книгам. Оставшиеся независимые поповны - таковых большинство - продолжали принимать священников-перебежчиков. Только к середине XIX века один из поповских толков получит свою иерархию, в то время как другой останется при перебежчиках и станет известен как «беглопоповцев».
В царствование Анны Иоанновны положение старообрядцев не. Екатерина II гордилась веротерпимостью.
Уложенная КОМИССИЯ И ЦЕРКОВЬ.В Уложенную комиссию 1767 г. приглашены представители всех слоев и народов империи, кроме крестьян и духовенства. Церковь была представлена наравне со всеми правительственными департаментами, что выражает взгляд Екатерины на Церковь как на государственное ведомство. Синод реагировал безуспешными, но логичными попытками добиться для Церкви уравнения с остальными чиновниками - права получать и ордена, чины по табелю о рангах, и дворянство, - понимая, что только при таком продвижении с духовенством станут считаться наравне с дворянством и царскими сановниками
Предел наглости проявил обер-прокурор Мелиссино: когда остальные представители Комиссии должны были привезти наказы от своих областей, он внес в Синод свои 13 пунктов - предложений поднять следующие вопросы от имени Церкви:
1. Предоставить совершенную свободу вероигпоисялния иностранцам
2. Дать свободу старообрядческим общинам
3. Ослабить и сократить посты.
4. Исправить ошибки и противоречия в «Кормчейкниге».
5. Составить комиссию из разных лиц, чтобы избавить Церковь от суеверий и притворных чудес, особенно в отношении икон и мощей.
6. Отменить ношение икон по домам.
7. Отменить многие праздники, сократить богослужениявоимя отмены языческого многословия и вместо длинных всенощных служить краткие молебны с поучениями для верующих
8. Постепенно отменить монашество, которого не было в ранней Церкви. Вместо выплаты содержания монахам распределять эти деньги между искусными священниками, а епископоввыбиратьиз священников и
9. Жить им со своими женами по предписанию апостола.
10. Разрешить духовенству носить «более приличное платье»
11. Отменить поминовение усопших как средство вымогательства
12. Упростить разводы, разрешая и другие причины помимо прелюбодеяния.
13. Воспретить причащение младенцев до 10 лет.
Обер-прокурор чувствует себя хозяином Церкви. Это оказалось преждевременным: члены Синода были вхожи непосредственно к монарху. Предложения Мелиссино были просто проигнорированы Синодом. Между тем Синод оказался неспособным выдвинуть и собрать на местах какие либо предложения: никаких церковных вопросов на Комиссии не обсуждалось.
На место Мелиссино в 1768 г. был назначен атеист бригадир П.П. Чебышев, считавший, что Бога нет. Он оскорблял архиереев, крыл их матом, если они не соглашались с ним, попытался завести дело против архиерея, ложно обвиненного в денежных злоупотреблениях. Синод встал горой за архиерея, доказал его невиновность, в Чебышева уличил в присвоении синодальных сумм. На этом он погорел и в 1774 г. был заменен глубоко верующим православным статским советником С.В. Акчурнным. С него и через следующего обер-прокурора А. И. Наумова (после 1786 г.) идет полоса гармоничных отношений между синодскими епископами и обер-прокурорами, которая оборвется уже при Александре I. Новый тип обер-прокуроров соответствовал и перемене настроения императрицы после Пугачевского бунта и террора Французской революции. К Церкви Екатерина стала относиться с большим уважением.
В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот процесс от старца Паисия Величковского, ученика Киевской академии, который, не окончив ее, ушел в молдавские монастыри, а оттуда на Афон. Там он стал знаменит по своей духовной жизни, приобретя более 800 учеников. С ними он занялся переводом на славяно-русский язык греческих Отцов Церкви. Его ученики понесли и старческо-исихастскую монашескую школу и святоотеческие труды в Россию. Часть из них возродила Оптину пустынь, которая в начале XIX века стала средоточием духовности, центром переводов и возрождения святоотеческого богословия в России, в значительной степени с помощью своих учеников из высшего света - славянофилов братьев Киреевских, Хомякова, Аксаковых, Самарина и пр. Возрождение подлинного православного богословия началось не в латинизированных семинариях, а на периферии и среди богословствующих мирян. Однако и в официальной Церкви атмосфера менялась. Поклонником трудов св. Паисия был митрополит Петербургский Гавриил (Петров): он поддерживал монашеское возрождение, находился в переписке со старцем Паисием, способствовал напечатанию его «Добротолюбия».
В окружении Екатерины сторонником иночества былепископ, а позднее митрополит Московский, Платон (Левшин), законоучитель - Павла и его немецкой невесты. Когда Екатерина была покорена красноречием проповеди архимандрита Платона при посещении богослужения в Троице-Сергиевой лавре, а также его внешностью и спросила его, почему он стал монахом, он ответил «Из любви к просвещению». А когда он, будучи назначен на Тверскую кафедру в 1770 г., обнаружил, что бывший ректор Тверской семинарии, серб Макарий (Петрович), ввел там в 1764 г преподавание на русском языке и что его преемник Арсений (Верещагин) продолжил эту традицию, Платон приказал вернуться к латыни. Позднее он оправдывал латынь тем, что и так иностранцы считают русское духовенство неученым, ибо оно не знает французского и немецкого языка. Если и латынь знать не будет, тогда священников будут ставить ни во что. В итоге стремление к молитвенному монашеству в нем возобладало, и он нехотя подчинился приказу Екатерины занять кафедру Московского митрополита. Но после о своем семилетнем митрополитстве говорил, что застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; застал в сенях и ввел в гостиные. Это недалеко от истины. Платон заботился о повышении и материального, и культурного уровня, и социального статуса священства. Тем не менее он нашел себе и вообще черному духовенству и епископату противника в лице духовника Екатерины протоиерея Иоанна Памфилова. В борьбе с монашеством и стремлении уравнять с ним белое духовенство Памфилов добился получения митры от Екатерины, создав прецедент награждения митрами белого духовенства - единственной в православном мире в этом смысле.
Пугачевский бунт и французская революция нанесли удар по оптимистическим иллюзиям рационалистического просвещенчества. Русскому обществу конца XVIII века свойственно появление духовного голода, мистических исканий. Но культура, дух XVIII века как такового, и петровского наследия делал для высшего света психологически невозможным обращение за духовной пищей к государственной Православной Церкви. Искали духовности в масонстве. Наиболее известны масоны-просветители Шварц и Новиков. Последний управлял издательством Московского университета и издавал сатирический журнал «Трутень», пока Екатерина не испугалась критики и себя, и своего двора в его сатирах и не сослала обоих, одновременно запретив масонство как таковое, хотя митрополит Московский Платон стоял горой за таких масонов. Проэкзаменовав по поручению Екатерины Шварца и Новикова, он сообщал ей, что хотел бы видеть таких христиан в среде духовенства, какими являются поименованные масоны.
Где-то на полпути между этим мистическим масонством и православием стоял (вернее, бродил по всей стране) старчик Григорий Сковорода, своеобразный религиозный философ с православной закваской и Киевской академией за спиной, но, скорее, вольный христианский мыслитель, чем богослов, который, умирая, завещал написать на своей могиле: «Мир меня ловил, но не поймал». Можно упомянуть, что и отец будущих учеников оптинских старцев, братьев Киреевских, был масоном. Масоном начинал свои духовные поиски и сам Иван Киреевский.