Аджорнаменто и II Ватиканский собор

II Ватиканский Собор.Энергичный папа Иоанн ХXIII выступил с планами т.н. "аджорнаменто" (обновления) Католической Церкви. В системе аджорнаменто важное место должен был занять общецерковный съезд, который одобрил бы его основные направления. Вскоре после своего избрания Иоанн XXIII обнародует сообщение о созыве «вселенского» Собора — первого после I Ватиканского Собора, прерванного в 1870 году (одновременно с заявлением о закрытии I Ватиканского собора).С января 1959 года он предусматривал также созыв Синода своей римской епархии. Продолжается реформа, созываются Соборы, роль Папы не противоречит роли епископов, Библия сохраняет свое значение так же, как и святоотеческое богословие, в том числе и восточное.Все были сильно удивлены сообщением, что на Собор будут приглашены также представители некатолических христианских общин. Подготовка IIВатиканского Собора началась в июне 1959 года. В булле («indiction») о созыве Собора 1961 года были обозначены три цели: 1) вклад Церкви в решение мировых проблем; 2) обновление структур в Церкви; 3) подготовка путей к христианскому единству. В своих выступлениях Иоанн ХХIII часто подчеркивал, что Собор должен больше уделять внимания пастырским, а не догматическим вопросам. На соборе были поставлены такие злободневные вопросы XX века как: отношение Римско-Католической Церкви к нехристианским религиям, стремление к установлению более совершенного общения с христианами иных вероисповеданий, проблемы единства христиан и др. Работа II Ватиканского Собора проходила в четыре периода, которые часто неправильно называют сессиями — термином, в действительности обозначающим публичные заседания, где происходило торжественное обнародование принятых текстов.

Первый период длился с 11 октября по 8 декабря 1962 года. Папа согласился на консультацию с национальными епископскими конференциями. Таким образом, Собор хотел показать, что рассчитывает сохранить инициативу, как бы не замечая, что она отнимается управлением римской курии. Первое значительное голосование касалось принятия основных идей конституции о литургии (2162 голосами из 2215 — 14 ноября 1962 года). Тексты об Откровении и о Церкви встретили больше возражений.

Вторым периодом работы Собора принято считать время от момента кончины Иоанна ХХIII до избрания Павла VI. Эти события лишь на несколько недель задержали заседания, проходившие с 29 сентября по 4 декабря 1963 года. Методы и организация работы Собора были улучшены, в частности благодаря учреждению четырех модераторов, и участники смогли более успешно взаимодействовать друг с другом. Больше всего споров вызвал текст о Церкви — «LumenGentium», где затрагивается проблема епископской коллегиальности с целью уравновесить экклезиологию I Ватиканского Собора: практически единодушно было утверждено, что епископство безусловно является таинством (30 октября 1963). Было восстановлено постоянное диаконское служение.

Третий период приходится на время с 14 сентября по 21 ноября 1964 года. Это был момент разъяснения некоторых текстов, которые обсуждались на предыдущих заседаниях: конституции о Церкви («LumenGentium»), к которой Павел VI присовокупил дополнение, уточняющее толкование идеи коллегиальности; декрета об экуменизме и декрета о восточных Церквах, находящихся в юрисдикции Рима. Участники Собора начинают дискуссию о Схеме ХIII — под таким номером некоторое время в перечне текстов значился документ, который впоследствии получит название GaudiumetSpes.В 1965 году Павел VI учредил Секретариат но делам неверующих.

Четвертый и последний период Собора — с 14 сентября по 8 декабря 1965 года. Объявив о том, что «Синод епископов» будет собираться регулярно с целью реализации епископской коллегиальности, Павел VI вновь подтвердил ценность и необходимость целибата в латинской Церкви. Тогда же Собор принял окончательные документы, в которых нашло выражение его учение. Среди самых значительных назовем «DeiVerbum» о Божественном Откровении, работа над которым началась в 1962 году; «Dignitatishumanae» — «Декларацию Собора» о религиозной свободе; и, наконец, «GaudiumelSpes» («Радость и Надежда») — пастырскую конституцию о Церкви в современном мире. Два последних документа были ратифицированы накануне закрытия Собора в ходе заседания, на котором также было объявлено о снятии анафем 1054 года — обоюдно латинской и греческой Церквами.В результате собора были сняты анафемы 1054 г., разрешено совершать Богослужение не только на традиционном латинском языке, но и на национальных языках, подтвержден целибат духовенства, а также декрет о примате римского первосвященника над всей церковью, ибо "только через католическую Церковь... можно получить всю полноту спасительных средств".Уникальный опыт II Ватиканского Собора, с 2500 епископами, съехавшимися со всех концов света, с присутствием мирян, мужчин и женщин, и некатолических наблюдателей, явился определяющим событием в истории Церкви в XX веке. Часть оппозиции не сдалась и после закрытия Собора. Кардинал Марсель Лефевр и его сторонники принципиально отвергли литургическую реформу, осуществлявшуюся после Собора, коллегиальность епископов и особенно декларацию о религиозной свободе, в которой они усмотрели «союз Церкви и либеральных идей». Этот отказ привел к расколу в 1988 году после того, как в Ассизи по приглашению папы Иоанна Павла II состоялась встреча представителей мировых религий, что явилось для «интегристов» неопровержимым доказательством нового релятивизма. Совершенно очевидно, что представления Церкви о самой себе изрядно изменились со времени Тридентского Собора. Вместо видения «общества», называемого «совершенным», она представила вполне традиционную экклезиологию «общения» («communion»). Между тем ни служение единству, ни учительство папы не были упразднены. Однако верно и то, что внимание к другим религиям, признание евангельских и христианских ценностей в протестантизме, акцент на построении мира и на человеческом развитии, — все это задало послесоборной Церкви совсем другой тон.Период после Собора явился для Церкви временем драматического кризиса, однако трудно возлагать за это ответственность на грандиозное собрание католических епископов, инициированное Иоанном XXIII. Здесь, пожалуй, можно говорить о пошатнувшейся Церкви (по выражению Эмиля Пула). Одни могут говорить об «отклонении от курса», другие — об открытии «пространства свободы». Эти различные интерпретации сами по себе являются моментами истории современной Церкви.



Наши рекомендации