Раскол веры (1517-1555) (95 тезисов. Гомбургский синод. Шпайерские рейхстаги. Аугсбургское исповедание. Пассауский договор. Аугсбургский религиозный мир)
Начало Реформации традиционно связывается с выступлениями профессора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера. Так, обнародование 95 тезисов ярко охарактеризовано Энгельсом как «удар молнии в бочку пороха». Вместе с тем необходимо заметить, что Лютер не только не имел какого-либо детального плана реформ, но даже и не предполагал, что окажется во главе столь массового движения. Сам Лютер потом так высказывался о своей роли в деле реформации: «Пока Меланхтон, Амсдорф и я пили пиво в Виттерберге, в это время Святой Дух реформировал Церковь».
В 1517 году Мартин Лютер решил открыть публичную дискуссию, посвященную торговле индульгенциями. Для этого 31 октября 1517 года он прибил на дверях университетской церкви в Виттенберге 95 тезисов. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, развитые им затем в других сочинениях, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об «оправдании одной верой»); он утверждал, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания. Своими новыми положениями отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала XVI века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой — консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.
Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему создатель.
Гомбургский синод осуществляет Реформацию в княжестве Гессен.
В истории Реформации этого периода с общественно-правовой точки зрения можно четко различить следующие основные этапы : (1) решения Шпайерского рейхстага 1529г.; (2) Аугсбургское исповедание 1530г.; (3) Шмалькальденский союз 1531г. (протестантских имперских сословий) и Шмалькальденские артикулы 1537г.; (4) Пассауский договор 1552г.; (5) Аугсбургский религиозный мир 1555г.
Рейхстаг в Шпайере. Большинством голосов католические князья проводят решение, согласно которому Вормсский эдикт вступает в силу, все новшества отменяются, повсюду разрешается служить мессу. На это решение протестантские князья и города отвечают торжественным «protestatio». Курфюрст Саксонский, маркграф Бранденбургский, герцог Люнебургский, ландграф Гессенский, князь Ангальтский, четырнадцать городов, в том числе Страсбург, Нюрнберг, Ульм и Констанца, ссылаются на единогласно принятое решение Шпайерского рейхстага 1526г., отмену которого они не могут ни допустить, ни одобрить: «Мы не желаем отвечать за эту отмену ни перед Всевышним Богом, ни перед Его Величеством императором, ни перед своей совестью. Ибо такие вещи касаются чести Господа и вечного блаженства и спасения наших душ, а мы обязаны заботиться о душе перед Господом Богом как наивысшим Царем и Господом всех господ в силу крещения и памятуя о Божием Слове... А потому мы просим нас великодушно извинить, если мы в таком деле не подчинимся большинству... ибо в делах чести Господа и спасения наших душ и вечного блаженства каждый должен сам за себя предстать перед Господом и дать Ему отчет, и никто не сможет привести в свое оправдание большие или меньшие деяния или решения другого».
Аугсбургское исповедание — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером, как изложение исповедания веры лютеранской церкви, представленный Карлу V на аугсбургском рейхстаге 25 июня 1530. Католики в ответ написали папское опровержение, а от лица православных ответил Константинопольский патриарх Иеремия II. Само исповедание состоит из 2-х частей:
1-я (21 тез.) содержит в себе учение евангелической церкви, в которой разногласия с католическим учением выражены весьма осторожно. В ней описаны основные вероучительные положения: вера в Бога, вера во Христа, грех, оправдание, христианская жизнь, церковь, служение, таинства, гражданское управление, свобода воли, вера и добрые дела, Страшный суд.
2-я (7 тезисов), трактующая о злоупотреблениях, сделавших реформу необходимой. Она посвящена критике церкви; верующие, исповедующие этот символ веры, должны их исправлять. Это статьи о причащении под двумя видами, о возможности брака для духовенства, о мессе, исповеди, посте, монашеских обетах и епископской власти.
Впоследствии, в лат. издании 1540, Меланхтон изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами, от чего получилось две редакции Аугсбургского исповедания: invariata и variata. Последняя принималась в основание при заключении всех религиозно-политических договоров. Ауг. исп. второй редакции было подписано Кальвином и прочими немецкими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры оно обратилось в обще-протестантское.
Пассауский договор (1552), заключён в июле — августе в г. Пассау между императором «Священной Римской империи» Карлом V и протестантскими князьями во главе с курфюрстом Морицем Саксонским. Признал право исповедания лютеранства (до окончательного решения вопроса о религии на рейхстаге), объявил амнистию вождям Шмалькальденского союза. Был положен в основу Аугсбургского религиозного мира 1555.
Аугсбургский религиозный мир (1555), заключён 25 сентября между протестантскими князьями Германии и императором Карлом V на рейхстаге в Аугсбурге. Завершил ряд войн между католиками и протестантами. Установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил за ними право определять религию своих подданных (согласно принципу «cujus regio, ejus religio» — «чья страна, того и вера»), признал лютеранство официальным вероисповеданием (наряду с католицизмом) и санкционировал секуляризацию церковных имуществ, произведённую до Пассауского договора 1552. Содействовал дальнейшему усилению власти территориальных князей в Германии.
42. Деятельность М.Лютера.
В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, он выступил с 95 тезисами против индульгенций. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, развитые им затем в других сочинениях, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об «оправдании одной верой»); он утверждал, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания. Своими новыми положениями отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала XVI века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой — консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.
Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему создатель. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В 1520 Лютер публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.
Но в 1520—1521, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что «христианскую свободу» следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 Лютер искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и другие) и особенно против революционной борьбы народных масс. Он указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524—1526 он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.
43. Реформация немецких князей (Шмалькальденский союз. Нюрнбергский религиозный мир. Франкфуртское замирение. Пассауский договор. Аугсбургский религиозный мир. Вестфальский мир)
Шмалькальденский союз, политическое объединение немеких протестантов, возникшее в ответ на отказ императора Карла V признать Аугсбургское исповедание. Заключён 27 февраля 1531 в тюрингском г. Шмалькальден. В него вошли лютеранские князья (курфюрст Иоганн Фридрих Саксонский, ландграф Филипп Гессенский, позднее также Ульрих Вюртембергский, герцог Мориц Саксонский и др.) и города (Магдебург, Бремен, Страсбург, Ульм и др.). В Шмалькальденской войне 1546—48 с Карлом V потерпел поражение и распался.
1518: Основание «Лиги» католических немецких князей, направленной против Шмалькальденского союза. (по Йозефу Лортцу)
(1609 - "Католическая лига")
Нюрнбергский религиозный мир (1532) - Германский император Карл V подписал Нюрнбергский религиозный мир. Протестанты получили право на свободное вероисповедание и отправление обрядов в обмен на поддержку в войне с турками.
Франкфуртское замирение (1539): перемирие между Лигой и шмалькальденцами, заключенное по инициативе Карла V, и продление Нюрнбергского религиозного мира. Император был вынужден пойти на эту уступку в виду обострения турецкой угрозы, надеясь на помощь сторон в борьбе с турками.
Пассауский договор (1552), заключён в июле — августе в г. Пассау между императором «Священной Римской империи» Карлом V и протестантскими князьями во главе с курфюрстом Морицем Саксонским. Признал право исповедания лютеранства (до окончательного решения вопроса о религии на рейхстаге), объявил амнистию вождям Шмалькальденского союза. Был положен в основу Аугсбургского религиозного мира 1555.
Аугсбургский религиозный мир (1555), заключён 25 сентября между протестантскими князьями Германии и императором Карлом V на рейхстаге в Аугсбурге. Завершил ряд войн между католиками и протестантами. Установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил за ними право определять религию своих подданных (согласно принципу «cujus regio, ejus religio» — «чья страна, того и вера»), признал лютеранство официальным вероисповеданием (наряду с католицизмом) и санкционировал секуляризацию церковных имуществ, произведённую до Пассауского договора 1552. Содействовал дальнейшему усилению власти территориальных князей в Германии.
Вестфальский мир — мирный договор, подписанный 24 октября 1648 года в Мюнстере и Оснабрюке и положивший конец Тридцатилетней войне. Как правило, Вестфальским миром называют мирные соглашения, подписанные кайзером Фердинандом III с Францией и Швецией вследствие проигранной им битвы при Вефелингхофене (4-5 июня 1648). Договор явился результатом мирного конгресса, проходившего в Мюнстере и Оснабрюке с 1643 по 1649 годы, целью которого являлось общее прекращение ведущихся в Европе войн, в особенности Тридцатилетней войны. По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами. Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии. На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства. Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов. Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз. Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург (будущая Пруссия), усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии. По итогам Вестфальского мира религиозный фактор перестал играть важную роль в европейской политике.
44. Распространение протестантизма
Первоначальными формами протестантизма были лютеранство (см. "деятельность Мартина Лютера"), цвинглианство, кальвинизм (см. биографию Кальвина), анабаптизм, меннонитство, англиканство (об англиканстве в билете 48).
Ульрих Цвингли
Род. 1 января 1484 г., несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в Вильдгаузе. Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее - в университетах венском и базельском; живо интересовался классической литературой и усердно читал Свящ. Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык. Находясь под влиянием базельского богослова Виттенбаха и поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе и с Эразмом Роттердамским, Ц. вступил на путь свободного исследования Св. Писания. Получив в 1504 г. степень бакалавра, в 1506 г. - магистра философии, он сделался приходским священником в Гларусе и в своих проповедях и литературных произведениях ("Лабиринт", "Басня о быке и некоторых животных") отзывался на все животрепещущие вопросы действительности, обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм. Одной из язв общественной жизни Швейцарии была в то время поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта постыдная торговля кровью своих сограждан, служившая средством наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей, являлась источником глубокой общественной деморализации и вызвала энергический протест со стороны Цвингли, особенно после того, как он ближе познакомился с этим злом, сопровождая в 1512 и 1515 гг. в качестве полкового священника отряд Гларуса в итальянских походах. В 1516 г. Ц. занял место капеллана в Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений. В 1518 г. занял должность священника в цюрихском соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие, стремясь к реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшему ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих. В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов Ц. развил основные положения своего учения. В 1522 г. он произнес проповедь против постов, установленных римской церковью ("О свободе выбора пищи"), и в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. 29 января 1523 г. в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Ц. о Св. Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, об И. Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т. д. Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха, окончился торжеством Ц. над его противником Фабером, викарием констанц. епископа: цюрихский городской совет принял учение Ц. и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменен немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1524 г. сам Ц. женился на вдове Анне Мейер.
В 1525 г. он издал свое исповедание веры, под названием "De vera et falsa religione", в большей части пунктов сходное с учением Лютера, за исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Ц. смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии с Св. Писанием, тогда как Ц. устранял все то, что не находило в нем прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Ц., будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему управления церковью. Учение Ц. и реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 г. Ц. писал: "я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа". По вопросу о причащении между Ц. и Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 г. в Марбурге свидание Лютера и Ц. Первый явился туда в сопровождении Меланхтона, Ц. - с своим другом и последователем Эколампадием; происшедший между ними диспут не привел к соглашению по вопросу о причащении вследствие упорства Лютера. Учение Ц. из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, С.-Галлене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны - Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн - остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Ц. все более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 г. борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 г. между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Ц. убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллингер, редактировавший в 1536 г. первое гельветское исповедание.
Анабаптисты
Перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении Реформации в Западной и Центральной Европе в 16 в. Социальной базой анабаптизма были городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота социального состава предопределила неоднородность социально-политических и религиозно-догматических устремлений движения А. Общим в системе их взглядов было: отрицание крещения детей и требование вторичного крещения (в сознательном возрасте) при вступлении в анабаптистские общины; отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон, таинств; отрицание необходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги, нести военную службу, занимать общественные должности; осуждение богатства и социального неравенства и призыв к введению общности имуществ; вера в установление тысячелетнего "царства Христова" на земле (хилиазм) как строя социальной справедливости и др. Своё происхождение А. вели от радикально-мистических сект ("цвиккауские проповедники" в Тюрингии, сакраментисты в Нидерландах). Ранее всего распространились в Германии, где пользовались поддержкой Т. Мюнцера и приняли активное участие в Крестьянской войне 1524 - 26, и в Цюрихе (Швейцария), где они отпочковались от радикальных цвинглиан (см. Цвингли). Среди швейцарских А. ведущее место принадлежало умеренному крылу (К. Гребель, Ф. Манц); представители радикального направления (Г. Гут, М. Затлер, У. Хугвальд) вступили в связь с вождями восставших крестьянских отрядов в Германии, поднимали восстания. Разгром Крестьянской войны в Германии, поражение выступлений А. в Швейцарии, их жестокие преследования (не только католиками, но и протестантами) привели к перемещению А. в некоторые имперские города Германии (Страсбург, Нюрнберг), Моравию (где А. создали колонии с полностью обобществленным бытом), Восточную Фрисландию, Прибалтику. Крупнейшими проповедниками А. в это время были М. Ринк, И. Гуттер, Мельхиор Гофман (см. Мельхиориты), создавший свой, насквозь мистический, вариант учения, предрекавший наступление "царства Христова" в 1533. В начале 30-х гг. центрами движения А. стали Северные Нидерланды и Вестфалия, особенно Мюнстер, где А. удалось захватить власть (Мюнстерская коммуна, 23 февраля 1534 - 25 июня 1535). Мюнстерские революционные А. (их вожди - Ян Матис, Иоанн Лейденский) в догматике на первый план выдвигали Ветхий завет, хилиазм, "божественное откровение"; их программа предусматривала применение силы для уничтожения существующего строя и для установления "царства Христова" на земле, введение общности имуществ и всеобщего равенства в духе уравнительства, новых семейных и морально-этических норм, опирающихся на анабаптистское толкование "священного писания". Падение Мюнстера, подавление выступлений А. в Нидерландах и др. районах привели к разложению анабаптизма на ряд самостоятельных течений: террористически-заговорщическое (последователи И. Батенбурга - т. н. батенбуржцы), непротивленческое (последователи Менно Симонса - т. н. меннониты) и компромиссное (последователи Давида Йориса - т. н. давидйористы), а затем и к ликвидации (с середины 16 в.) анабаптизма в его прежней форме. Верх одержали меннониты и др. непротивленческие секты, положившие начало современному баптизму.
Меннониты
МЕННОНИТЫ, протестантская деноминация, основанная К.Гребелем (1489-1526) в 1525 в Цюрихе в ходе швейцарской (цвинглианской) Реформации и официально признанная в Голландии в 1533. Получила название по имени голландского религиозного лидера Менно Симонса (1492-1559), присоединившегося к движению в 1536. Первоначально именовались анабаптистами, т. е. перекрещенцами (нем. Wiedertaufer), поскольку отрицали крещение младенцев и практиковали вторичное крещение взрослых. В настоящее время их называют в Голландии Doopsgezinde («сознательно крестящимися»), а в других странах — меннонитами. Во всем мире их численность, включая детей, составляет более 700 тыс. человек.
На протяжении 16 в. и позднее меннониты быстро распространились в Центральной Европе и Нидерландах, в их ряды вливались бывшие прихожане католических, лютеранских и реформатских общин, несмотря на то, что кровавые преследования уничтожили первое поколение меннонитов везде, кроме Голландии и Швейцарии.
Первые меннониты считали себя подлинными наследниками и завершителями Реформации, которую, по их мнению, предали и Лютер, и Цвингли, и Кальвин, создавшие церковно-государственный протестантизм. Они исповедовали радикальное христианское учение, опиравшееся на Новый Завет, и своей целью считали восстановление апостольской христианской веры и жизни; их доктрина характеризовалась требованиями отделения церкви от государства, свободы совести, добровольного членства в церковных общинах. Церковь меннонитов строилась на принципах братства, а жизнь христианина они понимали как прямое следование Христу и его учению; они отрицали любые войны и применение насилия; утверждали принципы любви и непротивления и стремились к практической святости в жизни.
45. Раскол протестантизма и его причины
Для защиты протестантизма от грозящей опасности со стороны иезуитов был создан так называемый "протестантский Союз" (Унион), во главе которого стоял пфальцский курфюрст Фридрих V. Но по причине того, что Фридрих V был реформатом-кальвинистом, лютеране, во главе с саксонским курфюрстом, не захотели присоединиться к Союзу реформатов.
Этот раскол в протестантизме вызвал серьезные последствия. Давно уже тлеющий огонь вылился в грандиозный пожар Тридцатилетней войны (1618 - 1648).
Для борьбы с протестантским Союзом католики создали, под руководством герцога Максимилиана, свой союз - так называемую Лигу (1609). В то время как католическая Лига была мощным монолитным объединением - Союз протестантов был ослаблен раздором и разномыслием, а так же борьбой между собой.
Пожар Тридцатилетней войны вспыхнул в Богемии. Протестанты этой страны пользовались с 1555 года полной религиозной свободой. Они строили новые церкви, но неожиданно одну из церквей закрыли, а другую разрушили. Чешские протестанты обратились с жалобой на эти действия к императору, но вместо помощи получили категорический отказ и даже запрет на свои богослужения. В результате вспыхнуло восстание протестантов в Чехии. Вооруженные, они двинулись в большом количестве во дворец в Праге и сбросили в глубокий дворцовый ров двух императорских наместников - Славату и Мартинеца - как главных виновников начавшихся в Чехии гонений на протестантов. Правда, оба наместника остались в живых, но это событие считается началом Тридцатилетней войны.
Чехи изгнали иезуитов, образовали сильное войско, и под предводительством графа Турна двинулись на Вену и привели в страх и трепет австрийского короля Фердинанда II.
Турн не довел наступления до конца и вернулся в Чехию. Этим воспользовался Фердинанд и, объявив себя в 1619 году императором, организовал поход на Чехию с целью ее завоевания. Чехи же избрали своим королем главу протестантского Союза - Фридриха V. Но это был неудачный выбор. Фридрих, в своей кальвинистской ревности, приступил к насаждению кальвинизма в лютеранских церквах Чехии, чем вооружил против себя лютеран, потеряв всякий авторитет среди них. И когда католический генерал Тилли нанес поражение чехам под Прагой (в 1620 году), Фридрих V бежал из Чехии, а потом и из Германии. Его курфюршество Пфальц перешло к герцогу Баварскому Максимилиану, который взялся ревностно за водворение вновь католицизма в землях, очутившихся под его владением.
46. Деятельность Ж.Кальвина
Жан Кальвин родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был послан отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права. В 1532 г. получил в Орлеане докторскую степень. В 1536 г. отправился в швейцарский город Базель, но в пути задержался и обосновался в Женеве. В том же году вынужден был бежать из Женевы, где в к власти пришли его противники. С 1538 по 1541 г. служил священником в Страсбурге. В 1541 г. женевский магистрат попросил Кальвина вернутсья в город. Кальвин приехал в Женеву, где оставался до самой смерти. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. Хотя Кальвин никогда не обладал светской властью, за время его жизни в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер. Кальвин умер 27 мая 1564 г. в Женеве.
47. Протестантизм во Франции. Нантский эдикт
Гугеноты (фр. Huguenots) — название французских протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, как думают другие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев).
Сначала слово гугенот употреблялось противниками протестантов как насмешка; но впоследствии, когда Реформация стала распространяться во Франции, оно прижилось и среди самих французских протестантов. Сторонники Реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия.
Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил гугенотам под угрозой смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформаторского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт, которым грозил гугенотам сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение «ереси». Тем не менее при нём во Франции насчитывали до 2000 кальвинистских общин. При Франциске II в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особая комиссия Chambres ardentes, следившая за исполнением эдиктов о еретиках (до 1560).
Часть дворян-кальвинистов составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа — силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антуану Наваррскому и Людовику Конде. Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для гугенотов смысле.
Гизы захватили в плен Бурбонов, а Конде за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 г. издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и гугенотами был устроен между ними религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привёл к желанному соглашению.
Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрё стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 г., предоставлявший гугенотам право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васси на толпу гугенотов, собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным успехом и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором гугенотам опять была предоставлена свобода вероисповедания.
Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться гугеноты, и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные гугенотам; тогда Конде и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Конде осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода опять разгорелась гражданская война.
Ненависть католических народных масс против гугенотов выразилась во многих кровавых насилиях. Конде и Колиньи бежали в Ла-Рошель, которая с этих пор стала главною квартирою гугенотов. Английская королева Елизавета снабдила гугенотов деньгами и оружием, немецкие протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1567 г. католики под начальством маршала Таванна разбили гугенотов наголову; Конде попал в плен и был убит.
Иоанна Наваррская созвала тогда гугенотов в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, гугеноты снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ла-Рошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх, и в том же году был заключен Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках гугенотов оставлены крепости Ла-Рошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк.
Варфоломеевская ночь
Чтобы приобрести доверие гугенотов, Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская вместе с принцем Конде и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля.
На эту свадьбу была приглашена масса знатных гугенотов; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. Многие гугеноты спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ла-Рошели, Ниме, Монтобане. Везде, где гугеноты чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ла-Рошелью; война кончилась миром 1573 г., по которому Монтобан, Ним и Ларошель остались за гугенотами, и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала сношения с гугенотами, чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Конде спасся бегством в Страсбург.
При Генрихе III снова начались преследования гугенотов, и война возобновилась, причём к гугенотам присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Конде, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне гугенотов, решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых укрепленных мест.
Но в том же 1576 г. герцог Генрих Гиз основал Священную лигу для защиты католической веры. Король на блуаских генеральных штатах сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих гугенотов, и решил в 1579 г. з<