Исторические и историко-философские предпосылки возникновения христианства

В течение всей ветхозаветной истории происходит приготовление человеческого рода ко Христу: в Иудействе приготовлялось спасение для Иудейства, а в язычестве — спасение для человечества. Положительные результаты подготовки еврейского народа выразились в создании благоприятной почвы для явления Спасителя, в рождении среди еврейского народа Божьей Матери и в представлении первых последователей Христова учения. Забота о почитании местного божества не только организовала союзы - на этом пути получили права гражданства в римском царстве иностранные культы (Изиды, Сераписа и сирийских божеств). Возникновение христианских общин облегчалось через наличность таких союзов. Характеристика эллинизма(по Гарнаку):

1. Проникновение в империю восточных (сирийских и персидских) религий, особенно со времени Пия, которые имели общие черты с христианством. Возбуждали новые потребности в душах людей, удовлетворить которые могло лишь христианство.

2. Падение точной науки и возросший интерес к мистической религиозной философии, откровениям, чудесам.

3. Дуализм - резкое разделение между душою (духом) и телом, предпочтение духа, представление, что он исшел из другого высшего мира и носит в себе вечную жизнь или способен к ней.

4. Острое разделение между Богом и миром и разрушение представлений об их связи и единстве.

5. Как следствие разделений: уточнение понятий о Божестве —путь отрицания и возвышения; Божество становится непонятным, неописуемым, великим и благим.

6. Как следствие предпочтения духа, уничижение мира, он - темница духа, связь с плотью для духа унизительна и осквернительна.

8. Поиск спасения, как спасения от мира и плоти.

9. Убеждение, что спасение есть сохранение для вечной жизни, оно связано с сознанием и очищением.

10. Уверенность, что спасение души, как возвращение к Богу, совершается постепенно.

11. Почти уверенность, что спасение, значит и Спаситель — уже существуют.

12. Убеждение, что все освобождающие средства должны быть причастны познанию, но не исчерпываются им; они должны принести и сообщить действительную божественную силу.

Короче говоря, характерными признаками эллинистического мировоззрения по Гарнаку являются:

· а) устранение границ между эллинами и варварами, благодаря знакомству с варварской культурой (Сирийской, Вавилонской и Персидской) =» космополитизм, который спасение видел в учреждении мировой монархии вместо национальных государств;

· б) индивидуализм: на место всеобщего благополучия, обеспечиваемого государством — идеал мудреца, который свое счастье находит в самом себе (киники);

· в) реализм — философия обращается в учительницу житейского благополучия;

· г) религиозный синкретизм вследствие знакомства с восточными религиями, притягивавшими к себе энтузиастическим или грубо-чувственным характером, а также суеверными и волшебными обрядами (оракулами, астрологическими толкованиями, таинственными действиями)… =» стимул к монотеизму, богатое познание чуждых культов вносит единство… Носители этой культуры - греки, у варваров она была лишь полировкой. Две главных задачи были положены в основу воспитания еврейского народа: *Ягве, единый истинный Бог всего мира, призвал еврейский народ в завет с собою и вступил в завет с этим народом не для его эгоистических национальных целей, а для спасения всего мира. Вторая задача — послужить спасению всех людей не была достигнута или выполнена.

Возникновение христианства

Иисус Христос не разрывает связи с иудейством и высоко ставит Ветхий Завет: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон" . Он соблюдает обряды, праздники еврейские, посещает Иерусалимский Храм. Однако, Он возвышается над обрядом и дает свободное толкование Ветхому Завету. Ветхий Завет, по Нему, завершился в Новом, следовательно, не имеет самодовлеющего значения, а лишь пропедевтическое, как подготовка к мессианскому царству. Он предсказывает разрушение Иерусалимского Храма, учит, что служить Богу можно везде, лишь бы это служение было духом и истиною. Обряду Он придает лишь условный, символический характер, ставя выше его духовную сущность религии и требования морали. Сын Человеческий, учит Он, есть Господин субботы. Он углубляется в толкование отдельных заповедей и дорожит не внешним исполнением их, а внутренним чувством, которое служит стимулом для внешнего деяния =» морализация заповеди. Закон говорит: не убий; а Я говорю: не гневайся, т.е. искореняй то внутреннее чувство, которое приводит к внешнему акту убийства. Закон говорит о любви к ближнему. Христос расширяет понятие ближнего до врага и придает, таким образом, понятию любви самый широкий характер: любви всех, не исключая врагов. В то же время Христос резко обличал внешнюю набожность фарисеев, чуждую внутреннего благочестия и тем еще более выделял моральную сторону Своей проповеди. Вместе с тем Христос не чужд и вероучения. Главные Его положения, по евангелиям, сводятся к следующему: Бог один, Он создал мир и промышляет о людях. Он совершен. Он любящий Отец, одинаково посылающий лучи света на праведных и неправедных; некогда заключивший завет с еврейским народом, Он теперь заключает новый завет чрез Своего Сына. Иисус Христос есть Сын Божий, чрез Свои страдания и смерть спасающий человеческий род. Это центральная идея Нового Завета. Он — Мессия, но не Мессия — Царь, а Сын Божий, Агнец Божий. Таким образом, в сознании христиан Он не только субъект (Гарнак), но и объект веры. Его мессианское царство не от мира сего, как ждали иудеи, а духовное внутреннее. В него вступают не знатные, могущественные, богатые, а простые, бедные, притесняемые, страдающие и найдут там нравственное успокоение. Он — врач больных, пастырь добрый, ищущий погибшую овцу, в Его царство входят путем страданий. Покаяние и простота сердца открывают доступ в него, а не происхождение от Авраама. Он применяет к Себе слова пророка Исаии: "Дух Господень на Мне" и призывает: "Придите ко Мне все труждающиеся…""Не здоровые имеют нужду во враче…" Новая черта — мизерабилизм. Этому соответствует и образ Бога Отца, как Милующего, Любящего, в отличие от Его образа, как преимущественно грозного Судьи и Мстителя, в Иудействе. Иисус Христос положил начало и внешней организации Церкви, как Христианского общества. Церковь, по учению Христа, есть общество верующих в Него, как Сына Божия и Спасителя. Он установил иерархию, как чиноначалие: "Дунул, и сказал им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся, а не просто нравственный союз людей. Он дал ученикам молитву, как образец ("Отче наш "), установил таинства — крещение, причащение, покаяние, указал необходимость человеческой дисциплины. По вознесении Господа Иисуса Христа, в Галилее было уверовавших в Него более 500 человек и во Иерусалиме с апостолами 120 душ. Весь интерес первохристианских источников сосредоточивается на общине верующих в Иерусалиме. Они собирались вместе, и на одном собрании, по предложению апостола Петра, избрали Иуды— Матфия. Обратившиеся или уверовавшие во Христа жили вместе, как одно семейство.



Наши рекомендации