От нашествия монголов и усиления северо-восточной Руси до разделения Русской митрополии
Нашествие монголов. Вся русская территория от среднего Днепра до Волги была под татарским ярмом. Новгородская земля сохранила свою независимость, хотя и должна была платить Орде откуп. Галицко-Волынское княжество должно было признать частичную, вассальную зависимость от хана. Первый в монгольское время митрополит Кирилл в самой столице ханов Сарае учредил православную епископию, поставив в нее епископом (в 1261 году) Митрофана, а у хана Менгу-Темира выпросил ярлык духовенству. Еще при первом обложении Руси данью духовенство было освобождено от ее платежа. Хан Менгу в своем ярлыке также освобождает все белое и черное духовенство от всех своих даней и пошлин. Церковные земли и угодья, церковные люди, вощи, книги, иконы и проч. объявлены неприкосновенными; по другому ярлыку хана Узбека митрополиту Потру духовенство освобождено было от всякого ханского суда; все церковные люди подчинены были суду митрополита и притом по всем делам, не исключая уголовных. Всех ярлыков духовенству известно доселе 7. В 1246 г. Батый вызвал в Орду черниговского князя Михаила Всеволодовича. Князь вместе со своим боярином Феодором отказался в Орде выполнять языческие обряды. После мучений и истязаний князя и боярина обезглавили и бросили на съедение псам. 1270 г. хан Менгу-Темир вызвал в Орду рязанского кн. Романа Олеговича для объяснений по поводу обвинения его каким-то баскаком в поношении мусульманской веры. “Веротерпимый” Менгу-Темир предложил ему отречься от христианства. Вместо отречения князь стал исповедывать христианскую веру, тогда ему вырвали язык, выкололи глаза, содрали кожу и лишь тогда обезглавили. При хане Узбеке в 1313 г. господствующей верой в Орде сделалось магометанство, известное своим фанатизмом.
Митр. Кирилл. Спустя сто лет после печальной истории поставления на митрополию Климента Смолятича, снова появляется митрополит из русских, нарушая тем восстановленное было грековластие. Вероятно, эта уступка русскому национализму прежде всего объясняется простой боязнью греков идти на Русь, опустошаемую и угнетаемую азиатскими завоевателями. Тогда Галицкий вел.кн. Даниил Романович сам избирает кандидатом на митрополию игумена или архимандрита Кирилла (1248-1281). Нашествие татар произвело сильное расстройство церковного порядка. При разорении Киева без вести пропал митр. Иосиф. На его место был поставлен новый митрополит из русских Кирилл П. Вследствие тоге, что Киев был почти совсем разорен, Кирилл II почти все 33 года своего святительства провел в разъездах по всей митрополии с места на место. Не имея удобного приюта в разоренном Киеве, святитель должен был выбрать для своего местопребывания другой город — или Галич, столицу южного великого князя, или Владимир, столицу великого князя северного. Святитель большую часть времени своего управления провел на севере, где резиденцией его был г. Владимир, но и там он подолгу не засиживался, он все время разъезжал по всей стране от Волги до Карпат, где пришлось ему видеть беспорядки в церковном управлении и жизни народа.
Собор в 1274 году.Это послужило поводом к созыву собора епископов во Владимире в 1274 г. Итогом работы Владимирского Собора стало "Правило митрополита Кирилла", которое подытожило все, что Собор определил в целях уврачевания нравов. Первый пункт Правила касается вопроса о симонии, то есть продаже церковных должностей и даже священного сана. Второй раздел говорит о нарушениях богослужебного характера. Особенно сильные искажения отмечались, когда речь шла о практике совершения таинств крещения и миропомазания. Третье правило Владимирского Собора 1274 г. решительно осуждает чудовищный языческий обычай, распространившийся на Руси после Батыева нашествия. Речь идет о кулачных боях на праздники. Еще одно правило Владимирского Собора направлено против такого богослужебного нарушения, как совершение проскомидии диаконами. Но самым диким нарушением богослужебного устава является, безусловно, возникший в ряде мест в годы татарщины обычай начинать празднование Пасхи уже в день Вербного Воскресения. В результате на Страстной вместо важнейших служб, предваряющих Пасху, шло сплошное гуляние и пьянство. Собственно митрополичьей епархией оставалась Киевская; для Владимира был поставлен тогда же на соборе (1274 г.) особый епископ — Серапион.
Митр. Максим. Преемник Кирилла блаж. Максим, родом грек, прибыл из Греции в 1282 г. и тогда же отправился в Орду за утверждением в своем сане от хана. Своей энергией и подвижностью он не уступал своему предшественнику. Как и Кирилл, он большую часть времени проводил в объездах своей громадной митрополии, устрояя церковные дела. Особое внимание он уделял северным епархиям. Последние 6 лет жизни (+1305) он провел в г.Владимире на Клязьме, сделав его центром собственно митрополичьей кафедры. Так сделан был первый решительный шаг к перенесению митрополии на север.
Митр. Петр. Св. Петр, родом из Волыни, с 12 лет поступил в монастырь, где удивил братию своими подвигами. Вскоре он ушел в уединение на р.Рату, где основал свой монастырь. Св. Петр обратил на себя внимание Юрия Львовича, великого Галицкого князя, и тот послал его к патриарху для посвящении в митрополиты для Галича. Патриарх, однако, поставил Петра митрополитом не Галицким, а Киевским и всей Руси. Временно резиденцией своей он избрал Владимир на Клязьме, но вскоре он поселился в Москве (хотя именовался Киевским митрополитом). Иван Калита основал каменный собор во имя Успения Богоматери.
Митр. Феогност. Преемник Петра грек Феогност, посвященный в 1328 г., уже прямо отправился к московскому князю на жительство. В том же году (1328) Иван Калита сделался великим князем, и митр. Феогност был его деятельным сотрудником. Важен инцидент с тверским князем Александром, бежавшим в Псков.
При малолетнем Димитрие Ив. Донском (сыне Ив. Красного) государством управлял 10 лет митр. Алексий.
Митр. Киприан.Киприан был посвящён в Константинополе в 1376 году патриархом Филофеем ещё до смерти святого Алексия. По прибытии в Россию, он, однако, не получил митрополичьей кафедры, вследствие нежелания великого князя Дмитрия Ивановича. В 1378 году пытался занять кафедру, на на подъезде к Москве встречен людьми князя, ограблен и отправлен обратно; в ответ своим посланием Киприан наложил на Дмитрия Донского анафему. Поселясь в Киеве, управлял литовским духовенством. По смерти выбранного великим князем кандидата Митяя, Киприан в 1381 был призван на митрополичью кафедру в Москву, но ненадолго. В августе 1382 года Киприан по возвращении из Новгорода обнаружил в Москве всеобщее смятение ввиду приближения войска Тохтамыша и ради безопасности решил переехать вместе с великою княгинею Евдокиею в Тверь. В октябре великий князь призвал его в Москву и, обвинив его в малодушии за удаление из столицы в минуты опасности, заявил, что не желает более иметь его своим архипастырем. Несомненно, князь Дмитрий заподозрил его в союзе с Ольгердом, почему и отправил его обратно в Киев, а на его место призвал Пимена, которого ещё в июне 1380 года поставил Патриарх Нил. Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд, но при жизни Дмитрия не мог добиться всероссийской митрополии и получил её только в 1390. Управляя церковными иерархами в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев, ездил и в другие южные епархии для «утверждения православных в благочестии». Главным достижением Киприана, бесспорно, было воссоединение Литовской и Московской митрополий в единую Русскую Церковь. Однако, ему так и не удалось вернуть под свой омофор Галицкую Русь. При Киприане во второй половине ХIV и в ХV веке в богослужении совершался постепенный переход от господствовавшего раньше Студийского устава к уставу Иерусалимскому святого Саввы, закончившийся водворением господства последнего уже в ХVI веке. Самые ранние определения касательно богослужения заключаются в правилах соборов Владимирского 1274 г. и Константинопольского 1276 г. (прежде неправильно относимого к 1301 г.). Русская церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших служебнике и требнике Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части.
Прп. Сергий Радонежский. Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, родился около 1314, годы. Был он сыном Кирилла и Марии, ростовской боярской семьи, при Калите переселившейся из Ростова в московский город Радонеж. По смерти родителей Варфоломей удалился с старшим братом Стефаном в пустыню в нескольких верстах от Радонежа. Около 1340 г. эти два пустынника построили себе в лесу келью и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Стефан скоро ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался один. Слава о подвигах Варфоломея скоро распространилась повсюду, и около него собралось до 12 иноков, которые уговорили подвижника принять сан и звание игумена. Это произошло в 1354 г. Так основана была Троице-Сергиева обитель. Преп. Сергий в звании игумена так же, как прежде, подвизался в неутомимых трудах и молитве, подавая пример братии.
Еще при жизни преп. Сергия явилось несколько монастырей: Киржачский и Голутвин, основанные им самим, Симонов (В Москве), Чудов (тоже в Москве), основанный св. Алексием в память чуда над Тайдулой и другие. Везде первыми игуменами были ученики преп. Сергия. В Новгороде по-прежнему являлось более монастырей, чем где-нибудь. Вишерский, основанный (в 1418 г.) преподобным Саввою Вишерским, великим подвижником и столпником, и Клопский, прославленный подвигами юродивого Михаила Клопского из рода князей московских (1452 г.). Около Пскова возникло до 12 новых обителей. Из них замечателен монастырь преподобного Евфросина Псковского. В белозерской пустыне поселился симоновский постриженник архимандрит преподобный Кирилл (родился 1337, +1427) и сделался основателем Кирилло-Белозерского монастыря, одного из знаменитейших монастырей древней Руси. Недалеко от него и в одно время преподобный Ферапонт, тоже симоновский инок, основал Ферапонтов монастырь. Так развивалось в северных пустынях влияние Сергиевой лавры. Пустыннолюбивые иноки достигали даже до Болото моря. В конце описываемого времени и 1430-х годах преподобный Савватий (+1435 г.), Герман и Зосима, спасавшиеся на Соловецком острове, положили основание знаменитой Соловецкой обители. Еще до этого в 1329 году на Ладожском озере на острове Валаам поселился старец Сергий; с ним соединился другой инок, преподобный Герман; трудами их основался знаменитый Валаамский монастырь, имевший большое влияние на просвещение верою окрестных корелов. На Соловецком острове Белого моря возникла Соловецкая обитель, основанная преп. Зосимою и Савватием. Обитель эта является просветительницею Северного Поморья.
Свт. Стефан Пермский.Его также связывали с Сергием узы братской любви и дружбы. Стефан, постриженик Григорьевского затвора в Ростове Великом, известного очага духовного просвещения, избрал себе особое служение. Он шел в далекие пермские леса не столько в поиске безмолвия, сколько в горячем миссионерском рвении. Стефан просветил светом Православия язычников-зырян, финское племя северо-восточной окраины Руси. Для своей новой паствы он создал азбуку, сделал переводы Священного Писания и богослужебных книг. Стефан обучал зырян не только письменности, но и иконописному мастерству, которым сам владел в совершенстве. За 20 лет своего миссионерского подвига он основал множество храмов и монастырей, повсюду истребляя языческие капища. Венцом миссии Стефана стало основание в 1383 г. Пермской кафедры, первым епископом которой стал великий миссионер. При этом нужно отметить, что проповедь св. Стефана и его преемников проходила отнюдь не в самых мирных условиях. Трое последующих Пермских святителей - свв. Герасим, Иона и Питирим - стали мучениками, жертвами озлобленных язычников-вогуличей. Об особой духовной близости Сергия и Стефана свидетельствует эпизод, отмеченный в их житиях: когда Стефан проезжал мимо Троицкого монастыря, но не имел времени навестить друга, Сергий почувствовал это и, встав во время монастырской трапезы, поклонился в сторону далекого друга.
Митр. Исидор. После смерти Фотия (1431) вспыхнула междоусобная война. Обстановка этим так усложнилась, что только через два года мог собраться собор (1433) русских святителей, на котором митрополитом был избран рязанский епископ Иона, В Литве в то же время митрополитом избран был Герасим, который поохал в Константинополь и там был поставлен в митрополиты. В Москву, однако, он не поехал, так как знал, что там избран Иона. Литовский князь Свидригайло настаивал на том, чтобы Герасим ехал в Москву, но Герасим отказался. Тогда Свидригайло раздул против него какой-то донос и в Витебска сжег Герасима на костре. Между тем Иона поехал в Константинополь, но по дороге разъехался с другим митрополитом, Исидором, посланным на Русь. Ионе обещали митрополию после Исидора. Исидор назначен был под нажимом императора; он должен был провести в Русской Церкви унию с Римом. Исидор, в качестве русского митрополита, поехал во Флоренцию на собор, где (в 1439 г.) подписал Флорентийскую унию от Русской Церкви. Папа Евгений IV сделал его за это кардиналом. Когда Исидор вернулся и Москву и за богослужением начал поминать папу вместо патриарха, е также прочел акт унии, великий князь при всех назвал его латинским прелестником, волком и посадил под стражу. Суздальский монах Симеон записал свое путешествие с митр. Исидором на собор «Хождение ». В 1441 г. собор русских епископов осудил Исидора за измену православию, но Исидор “ушел бездверно”. Это был последний русский митрополит из греков.
Митр. Иона. В 1448 г. собирается собор в Москве, который решил самим поставить в митрополиты Иону, а патриарха известить грамотой. Иона, наконец, был поставлен в митрополиты. С этого времени митрополиты поставляются самостоятельно, и с 1448 года считается начало автокефалии Русской Церкви. В 1453 г. Константинополь был взят турками, и греки потеряли свое первенствующее значение в глазах русских. Иона, правда, известил патриарха Геннадия о занятии им митрополичьей кафедры, утешил его богатый дарами и просил благословения. Вероятно, в это время дано было право Русской Церкви поставлять митрополита независимо от Греческой Церкви. Русский митрополит по чести был поставлен первым после Иерусалимского патриарха. В 1459 г. в Москве созван был собор, постановивший не отступать от святой Московской Церкви и на будущее избирать митрополитов без сношения с греками. Здесь в первый раз упоминается о Московской Церкви. С этого времени митрополиты в Великороссии стали именоваться Московскими, а Литовские митрополиты — Киевскими. Наступил окончательный раздел Русской митрополии. Скончался св. Иона в 1461 г.
Период III