Святой Игнатий Антиохийский, Богоносец
В Церковной истории ЕвсевияПамфила сообщается, что св.Игнатий был вторым после Петра епископом в Антиохии – один из крупнейших центров того времени. За свою деятельность был схвачен в царствование имп. Траяна, отправлен в Рим и там отдан на растерзание зверям. Проходя по Малой Азии, он встречался с представителями церковных общин, и церквам этих городов он писал пастырские послания. Их сохранилось 7. Их тематика достаточно определена, он уговаривает христиан беречься ересей – докетов и иудействующих, призывал к церковному единству. На примере жизни и произведений св.Игнатия изложено «богословие мученичества».
О самом Игнатие немного известно, скорее всего, он был обращен из язычников. Сам Игнатий о себе говорит: «Игнатий, по прозванию Богоносец».
Имя Игнатий указывает, видимо, на римское происхождение. Об имени Богоносец у СимеонаМетафраста говорится, что Игнатий был тем самым ребенком, которого Г-дь брал на руки, чтобы поставить в пример Своим ученикам, к-рые спорили о первенстве. Однако уже в 5м веке Златоуст говорит, что св.Игнатий все-таки не видел Господа во плоти, поэтому и само именование Богоносец относимо, скорее всего, к его благочестивой жизни и духовным дарованиям и добродетелям, в к-рых Г-дь воплотился в святой душе Игнатий, и в к-рых Игнатий и носил в себе Бога.
С др.стороны, всех христиан и сам Игнатий называет – богоносцы или храмоносцы и нек-рымидр.возвышенными эпитетами. Т.е.сам христианский путь он рассматривает как воплощение Христа в душе христианина как в храме.
Кончина св.Игнатия пришлась приблиз.на 107 г. в Риме на арене Колизея, где он был растерзан зверьми.
Блаж. Иероним в «Хронике» причисляет св. Игнатия к слушателям и ученикам св. Иоанна Богослова. С большой долей вероятности можно предположить, что в молодые годы св. Игнатий был знаком со свв. Апостолами Петром и Павлом, являлся прямым преемником этих Апостолов и продолжателем их дела. «сохранилось только одно известие: историк Сократ рассказывает о нем, что он видел ангельские хоры, воспевающие Св. Троицу в антифонах, и поэтому ввел в Антиохииантифонное пение, именно оттуда перешедшее в другие церкви. Попеременное пение было в употреблении в иудейской псалмодии. вАнтиохии этот обычай был утвержден св. Игнатием.
7 посланий - различным церквам – Ефесянам, Филадельфии, Смирне, Траллы, Магнезии, Римской общине, а также св.Поликарпу Смирнскому,которые он написал по пути из Антиохии в Рим, во время остановок в Смирне и Троаде. Сборник этих посланий святого мученика был составлен, св. Поликарпом Смирнским. В них выражается прежде всего личность св.Игнатия, высота его души. Мы можем видеть здесь подлинное смирение и уничижение: «я – отребье ваше», хотя я и в узах, но не стою и одного из вас свободных, ...как последний и как изверг. Много разумею я о Боге, но смиряю себя, чтобы не погибнуть от тщеславия. Хваля меня, они наносят мне раны.
Эта глубина смирения проявится дальше в монашеской письменности, начиная с 4го века.
Отсюда – нек-рая духовная осторожность, к-рая проявляется в ненадеянии на собственные силы. Он ясно дает понять, что в одиночку он не осилит тот подвиг, к-рый ему предстоит. Поэтому у всех своих адресатов он испрашивает молитв, чтобы ему этот путь пройти достойно и с честью, и даже говорит в одном месте: «прошу вас очищать мой дух» через такую молитву, и просит, чтобы эти молитвы они не прекращали и после его смерти.
Игнатий в посл.кРим.общине – видя, что в Риме было много христиан высокого соц.положения, небедных, обладающих властью, чтобы отвратить его от этого подвига – неоднократно предостерегает их, чтобы они ничего подобного не делали, т.к.это может помешать той самой высокой цели его – соединению со Христом. Мученичество здесь – как высший идеал христианской жизни. «Только просите для меня убогого внутренней и внешней силы, чтобы я не назывался только христианином, но и был им на самом деле».
Темы, к-рых касается Игнатий – христология, учение о Церкви, учение о нравственности, борьба с ересями, отношение к Св.Писанию (ВЗ).
Игнатий, излагая попутно свое учение, ведет полемику с гностич.течением докетов. Эти учителя, еретичествуя, полагали призрачным воплощение Господа по Своему человечеству – в противоположность иудействующим, к-рые говорили, что Гдь – это лишь человек и не более. Для гностицизма докетизм является первоочередной характеристикой. Они основывались в первую очередь на Платоне, к-рый разделял мир духовный и материальный, и материя признавалось злом и деградацией по сравнению с духом. Поэтому гностически мыслящие философы не могли принять идею Боговоплощения, страданий и воскресения – зачем Богу принимать на себя эту тленную материю? Они полагали, что это Воплощение было лишь призрачным, и что Г-дь не проходил стадии роста, как это свойственно всем нам, а сразу в 30-летнем возрасте появился с проповедью. А события Воплощения, Страданий и Воскресения они полагали некими призрачными фантомами, т.к.Бог не мог вступать в сопряжение с материей.
Докеты, пытались опереться в своей христологии на Ветхий Завет, в силу чего их докетизм приобрел некие «иудаистические» черты..:.Термин «докетизм» применяется в отношении к различным гностическим сектам (валентинианам, маркионитам и др.). этот термин предполагает некую совокупность идей: в учении о Боге предполагается, что, будучи бесстрастным, Он не мог пострадать на Кресте, а будучи трансцендентным, не мог стать человеком; в учении о мире за основу берется представление о материи как творении низшего Демиурга, а поэтому все материальное (т. е. тленное) мыслится неспособным ко спасению; антропология докетов предполагает, что тело есть зло и только душа (или дух) составляет подлинное «я» человека; наконец, христологиядокетов базируется на отрицании Воплощения: человечество Христа не могло быть обычной человеческой природой — Он обладал лишь «призрачной» человеческой природой и не вступал в непосредственный контакт со «злой материей».. Об опасности докетической ереси святитель предупреждает преимущественно в «Послании к Траллийцам».
Примечательно, что обе ереси (докетизм, иудео-христианство) выступали в христианском обличье, претендуя на то, что они являются «единственно подлинным христианством». По этому поводу св. Игнатий замечает: «К яду своего учения [еретики] примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие; ибо они подают смертоносную отраву в подслащенном вине», святитель говорит: «они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости» (Смирн. 7).
Св. Игнатий неоднократно подчеркивает ложность этих гностических взглядов, подчеркивает свойства человеческой природы Христа. Это связано также и с «богословием мученичества», т.к.истинные христиане, «богоносцы» - они всегда истинные подражатели Христу, Его страданиям. Поэтому истинным хр-ном является мученик (свидетель, исповедник).
Христологич.докетизм гностиков выражался и в их практич.жизни – они отрицали необходимость мученичества, когда их принуждали к этому. Жертвы перед идолами и перед статуей императора им вполне разрешалось приносить.
Св. Игнатий также проводит четкое разделение двух природ во Христе – «Хс есть телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог, ставший во плоти...от Марии и от Бога» - характеризует каждую из природ – человеческую и Божественную.
Троическое богословие также представлено, но тоже в кратких отрывочных высказываниях. «Хс ...произошел от Единого Отца, в Нем Едином пребывает». «Един есть Бог...» Он говорит и о Св.Духе – «вознеситесь на высоту орудием Христа (т.е.крестом) посредством верви Св.Духа».
Эти мысли о Единстве Божества Игнатий в кач-ве образа для подражания переносит и на образ Церкви, и призывает к внутр.церковному единству, к-роед.быть. Это, пожалуй, его главный лейтмотив в его экклезиологии. Он предостерегает от различных расколов.В учении о Церкви подчеркивается необходимость единения клира и мирян. Святитель говорит: «Составляйте из себя все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии заданным от Бога тоном единства, вы бы единым гласом возносили песню Отцу через Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно для вас быть в безупречном единстве чтобы всегда сопричаствовать Богу» все верующие составляют единый хор, «Регентом» которого является Бог. Единодушие и созвучие всех членов Церкви достигается в первую очередь послушанием мирян епископу и клиру; в этом послушании выражается повиновение христиан Богу — «Епископу всех».
Св. Игнатий впервые употребил термин «кафолическая Церковь», это самый ранний фиксируемый факт употребления такого термина. «Где будет епископ, там д.быть и народ, где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь». (Затем св.КириллИерус.в 17-м огласительном слове расшифровывает – каф олу – т.е. по-всеместная, т.к.она находится по всей вселенной, и она в всей полноте преподает учение, и весь род человеч.подчиняется благочестию в Церкви, а также что Церковь врачует все роды грехов, - т.к. в ней содержится вся полнота духовных даров – об этом и Ириней Лионский скажет).
Этот главный лейтмотив единства св. Игнатий мыслит осуществить как бы на нескольких уровнях. Это единство уже задано – от Единого Отца явился Сын, Он основал на земле Свою Церковь, Он послал апостолов на проповедь, те рукоположили епископов, к-рые и д.хранить Церковь в единстве. И это единство происходит от Бога. Но с др.стороны, это единство д.осуществляться через личные усилия всех христиан – они д.бороться с собственными страстями, избегать раздоров, ссор.
Образ отношений между епископами и пасомыми – как между Богом и Его Сыном. Как Богу Отцу все творение находится в послушании, так же и здесь иерархия и порядок должны быть. Призывает почитать епископа как Иисуса Христа (Магнез.4 ?). Все, что делают христиане в Церкви, все должно делаться по разрешению епископа.
Единомыслие достигается и в литургическо-молитвенной жизни Церкви. Единство Церкви и единение христиан Игнатий видит как мощное оружие в борьбе с диаволом. «Если вы часто собираетесь вместе для Евхаристии и молитвы, то низлагается сила сатаны...»
Нравственное учение св. Игнатия – в подражании Господу и страданиям Господа. Началом духовного пути является вера, завершением – любовь. К ним надо приобретать еще и терпение и молитву за других. Критерий духовной жизни – ее плоды. (Еф.14)
Христиане суть «идущие путем Божиим» подлинный «ученик Христов» есть «подражатель (μιμητής) Господа». Этим и определяются все христианские добродетели. Из них главные — вера и любовь, «которые суть начало и конец жизни. Вера — начало, а любовь — конец . К вере и любви св. Игнатий обычно присоединяет еще кротость (Трал. 8; Поликарп. 2) и терпение (Поликарп. 8); подчеркивает он и необходимость постоянной молитвы за других (Ефес. 10). Все же добродетели, согласно святителю, увенчиваются делами. Об этом он напоминает постоянно: «Лучше молчать и быть, чем говорить и не быть. Хорошее дело — учить, если тот, кто учит, делает [то, о чем он говорит]» (Ефес. 15). «дерево познается по плоду своему: так и те, которые исповедуют себя христианами, обнаружатся по плодам своим» (Ефес. 14).