Климент Римский. Первое послание к Коринфянам
РАЗДЕЛ 1
ПАТРОЛОГИЯ (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
Патрология – от слова «πατήρ» отец – принято называть дисциплину, к-рая изучает биографию, сочинения и учение отцов Церкви.
Патрология же стала по преимуществу наукой исторической, а не систематической, и она берет на себя рассмотрение биографию отцов, библиографию (т.е.перечень произведений), краткое содержание произведений. Кроме того, патрология старается учитывать личные особенности автора, а также влияние на его творчество.
Патрология изучаетисторию христианских идей, а также основн. положения веры через личности авторов и их произведения. Также патрология рассматривает и историч.ситуацию, к-рая тоже оказывала большое влияние на авторов той эпохи.
«Отцы Церкви» - В раннехристианском словоупотреблении понятие "отец" обычно ассоциировалось с термином "учитель." 1 Кор.4, 15 - "хотя у вас тысяча наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием". Или 2 Тим. – есть такие верные люди, к-рые способны и других научить. Т.е. дело отца – именно научение, учительство. Святой Ириней Лионский также говорит: "Ибо если кто научен кем-либо, то он называется сыном учителя, а этот отцом его." (Против ересей, 4, 41, 2). Наконец, и Климент Александрийский изрекает: "Тех, кто нас учил, мы называем просто отцами, а всяких, учащих по подчиненному положению, именуем наставниками". Т.е. говорится о духовном сыновстве и отцовстве. (1, 1, 2, 1).
Самым большим таким духовным авторитетом обладали ученики Христа, затем – их преемники по рукоположению, епископы и пресвитеры, т.е. это преемство передавалось иерархически. Св. Афанасий Александрийский отцами называл участников Никейского собора 325 г.
Но с усложнением церковной ситуации, когда в ту или иную ересь стали впадать и церковные иерархи, здесь потребовалось привлечение др. критерия, к-рым стала (1)ортодоксальность (православность) учения.
Можно также видеть, что начиная с сер. 3го века отцами называют и учителей (дидаскалос) Александрийской катехитич. школы. В нач. 4го века Евсевий Кесарийский вводит новый термин «церковный писатель», к-рый уже не указывает на принадлежность к иерархии. Церковные писатели – это понятие было введено Евсевием Кесарийским в 4м веке, к-рый вкладывал туда вполне ортодоксальное значение, понимая под ними всех признанных Церковью авторов. Но уже позже это понятие приобрело др.значение и стало обозначать всех прочих авторов, к-рые не вошли в первую категорию (отцов Церкви), но все-таки имеют отношение к Церкви, не отвечая по разным причинам четырем критериям отцовства. Сюда включают отпавших от Церкви Татиана и Тертуллиана, сюда же относятся Ориген, Лактанций, ЕвсевийКесарийский -т.е.те люди, кто не прославлены в лике святых, либо окончили жизнь вне границ Церкви и т.д.
Таким образом, второй критерий – это (2)признание Церковью.
В 434 г. преп. Викентий Леринский, рассматривая эту тему святоотеч. авторитета, кого считать отцом Церкви, добавил еще два критерия: (3) древностьи(4) святость.
Т.образом, мы имеем четыре этих критерия. Как замечает А.И.Сидоров, эти четыре критерия признают католич.ипротест.богословы, а православные исключают из них древность, т.к. он несущественен, и Церковное Предание не ограничено никакими временными рамками.
Верным разрешением затруднений является принцип Викентия Лиринского (5 век): это принцип согласия отцов, consensuspartum. «Если бы и возник какой-то новый вопрос, на к-рый не было еще дано ответа, то следовало бы обратиться к мнению Св.Отцов, тех, по кр.мере, к-рые вместе в свое время, в единстве общения и веры, проявили себя как общепризнанные наставники. И что бы ни обнаружилось, относительно чего они придерживались согласия и единодушия – это без всякого сомнения следует считать истинным и всеобщим учением Церкви... Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в церковном общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым».
Также блж. Августин говорит о согласии отцов: «Кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви».
Учителя Церкви – этим титулом обозначали особую заслугу отца перед Церковью, так, например, трем святителям усваивался этот титул – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Что касается наиболее раннего свидетельства об общецерковном признании, то это послание имп. Юстиниана 5-му Вселенскому собору 553 г., где перечисляются 12 отцов – 8 греческих и 4 латинских. Греческие - Афанасий Алекс., Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский (гонитель Златоуста), Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл К-польский. Латинские – ИларийПиктав., Амвросий Медиоланский, блж. Августин Гиппонский, папа Лев Великий.
В догматич. отношении церковная письменность, наследие отцов - сохраняет Церковное Предание, и здесь ее значение особенно велико. Мы видим, что те или иные догматич. положения соборов подтверждаются цитатами или из Св. Писания, или из отцов Церкви.
Но как и всякое письменное произведение, церковная письменность может рассматриваться и как литературные памятники. Здесь тоже есть свои критерии рассмотрения – объем, время написания, подлинность, наличие исправлений, интерполяций. Есть и определенный историч. аспект. Значительным является и момент, связанный с личностью автора, его жизнь, характер, а также и среды влияний (философских, культурных – той эпохи), в к-рых складывались его мысли – их тоже надо вычленять и учитывать.
О методе патрологии – историко-критический метод. Каждый зафиксированный факт д. быть точно установлен в отнош. степени его достоверности и историч.ценности. Разные исследователи могут держаться разных гипотез.
Периодизация патристики. Существуют разные подходы к ней. В основном – делится на три главных этапа: доникейский период, период Вселенских соборов (4-8 век), период поздневиз.патристики (9-15 век). Каждый из них можно подразделить еще на отдельные временные промежутки.
В доник.период: соч.мужейап.,соч.апологетов, соч.противогностические и творения представителей двух школ – североафриканской и Александрийской.
Мужи Апостольские
Это христ. авторы 1го века – нач.2 в. Их учение м.рассматривать как непоср.эхо апостольской проповеди. Либо они сами непоср. общались с апостолами, либо были их непоср. учениками, либо ученики учеников. Это оч. важно. Сам термин «апостольские мужи» был введен в 17 веке, в 1672 г. – по отнош. к таким авторам, как священномученик Игнатий Богоносец Антиох., священномученик Климент Рим., священномученик Поликарп Смирнский, а также посл. Ап. Варнавы и Пастырь Ерма. Сюда также позднее стали прибавлять Посл. к Диогнету и Дидахэ.
Ряд характерных черт этих произведений –
Носят пастырско-наставительный характер,
По систематич. изложению - писались по внутренним нуждам Церкви, необх. для Церкви (содержатся догматические мысли).
Обычно цели произв. всегда конкретные – напр., уврачевание раскола в Церкви и др.
С т. зрения содержания и стиля – примыкают к Новозаветной письменности. Т.е.они м.быть рассматриваемы как связующее звено между НЗ письменностью и всей последующей святоотеч.традицией.
По духовной традиции авторы близки апостолам.
Также – ярко выраженный эсхатологич.характер. Подчеркивается преходящий характер всего земного.
Затем – харизматичность, тема духовных дарований, к-рые распространены на всех членов Церкви.
Отсутствие всяких философских влияний (за редк.исключением – напр., у Климента Рим.находятнекрыестоич.мотивы)
Полная отрешенность ап. мужей от нехристианских, языческих идей того времени. Идет, правда, полемика с иудеями и гностиками – но как с еретиками, как еретич.обычаями. Все их произведения имеют внутрицерковную направленность.
В произведениях мужей ап. учение излагается как самоочевидные, непререкаемые и несомненные истины.
Дидахе (Учение 12 апостолов)
В переработанном виде сочинение вошло:“Послание Варнавы”, “Каноны святых Апостолов” и “Апостольские постановления”. Основу его составляет учение о Святой Троице.
“Дидахе”втор. пол. II в. (60 – 80). Место напис.: Сирия,возможно Египет. Состоит из четырех частей:
Первая часть(гл.1-6) содержит учение о двух путях
Спаситель несколько раз именуется в сочинении “Отроком Божиим”. Автор передает и Божественное достоинство и человеческ. сущность. Именуется Святою лозою Давида. В идее “двух путей”, истоки которой можно проследить как в Ветхом, так и в Новом Заветах толкованием известных заповедей (возлюбить Бога и ближнего). Соблюдение этих заповедей есть “путь жизни”, а нарушение их - “путь смерти”. Первый путьпредполагает воздержание“от плотских и мирских похотей”, любовь к ближним и к врагам, нестяжание и т.д.; второй путьявляется полной противоположностью первого.
Вторую часть(гл.7-10) можно назвать “литургической”, ибо она содержит предписания относительно того, как должно совершать Таинство Крещения. Содержатся свидет.-ва о необходимости поста и молитвы; особое место здесь уделяется также таинству Евхаристиии “агапам”. По словам К. Попова, “учение о Церкви служит общим пунктом, объединяющим все содержание “Дидахе”. Автор этого сочинения изображает Церковь религиозно-нравственным обществом верующих во Христа.Жизнь в Церкви усовершение в любви Божией и святости, в приготовлении для восприятия веры, ведения и бессмертия; конечная задача - достижение Царства Божия.Церковь же составляет единое Тело, подобно хлебу, испеченному из многих хлебных зерен”. Церковь свята. Упоминается только о постах в среду и пятницу; Важно соблюдать пост. О молитве говорится, что верующие должны трижды в день обращаться к Богу с молитвой Господней. Крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа, в воде живой, если не имеешь живой воды, то крести в другой воде (т.е.стоячей), если не можешь в холодной, то крести в теплой. А если не имеешь ни той, ни другой, то возлей трижды на главу во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В третьей части(гл.11-15) трактуются канонические и церковно-дисциплинарные вопросы.О паломнике. Если останавливается на три дня, то живет бесплатно, если больше, то должен работать.
Четвертая частьпредставляет собой “эсхатологическое заключение”всего произведения. День Господень придет неожиданно. Развернуто учение об Антихристе.
Есть упоминание данного произведения у Климента Алекс., у ЕвсевияКес. и у Афанасия Вел. Климент причисляет Дидахэ к новозаветным книгам, однако начиная с 4го века (у двух послед.авторов) встречаются уже нек-рые сомнения к принадлежности апостольскому авторству этого произведения, хотя нисколько не умаляется его важность и ценность.
Послание ап. Варнавы
Характер и датировка произведения. Послание Варнавы в происхождении написания своего имеет две линии авторства. То, что послание написал ап.Варнава приблизительно в 70 году утверждают такие исследователи как Преображениский, Гусев и Сагарда. Попов же является первым, кто отрицает авторство Варнавы, говоря, что, во-первых, само послание "не выдает себя за сочинение Апостола Варнавы, т.к. авторство нигде не указано и авторство Варнаве приписывается лишь в надписании рукописей и цитатах древних христианских писателей. Во-вторых, в содержании послания есть данные для отрицания его подлинности, т.к. апостолов он называет людьми весьма грешными, а в описании иудейских обрядов имеет многие неточности, что не может быть свойственно апостолу Варнаве. Иванов и Епифанович считают, что автор послания - христианин из язычников.
Есть версия, что написано между 115 и 140 гг., место написание – скорее всего, Александрия. Как и в случае с паст.Ермой, Александрийские учители причисляли его к НЗ (Климент, Ориген). В нем встречаем своеобраз.христ.метод истолкования Св.Писания, к-рый получил позднее название типология.
Богословское миросозерцание автора "Послания Варнавы."Послание это по сути является антижидовским трактатом. Все богословие автора выдержано в сотериологическом ключе. Прежде всего, в произведении особо подчеркивается Божество Христа: Он есть "Господь всего мира" (παντόςτουκόσμουΚύριος), и к Нему обращался Бог Отец, говоря: "сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему" (Быт. 1:26). Акцент на Божестве Христа делается для того, чтобы показать истину о Домостроительстве нашего спасения. О Воплощении: если бы Сын Божий не пришел во плоти, то люди не могли быть спасены, ибо созерцать Божество в Его, так сказать, "чистом виде" (не "покрытым плотью") они не в состоянии, поскольку не могут даже взирать на солнце, сотворенное Богом (V, 10). Дело спасения состоит в том что, Господь обновил нас и посредством отпущения грехов, дал христианам через крещение обретение младенческой души. Крещение – новый акт творения человека, второе творение. Место ветхого Израиля в Домостроительстве спасения следующее: Бог даровал иудейскому народу Завет, однако он, вследствие грехов своих, не воспринял его. Моисей принял от Бога Завет, но иудеи оказались недостойными его (XIV, 1-3). Заповедь об обрезании жидовствующие приняли только в плотском смысле и извратили. Следовательно, историю ветхого Израиля автор мыслит в перспективе "богоотступничества," или как бы постоянной "апостасии." Правда, нельзя сказать, что идея ветхозаветной Церкви была вовсе чужда автору "Послания», т.к. в нее входили Моисей и ветхозаветные пророки. В целом Ветхий Израиль богоотступничеством поставил себя вне ветхозаветной Церкви. Впрочем, такая "апостасия" иудеев, по мысли автора "Послания," отнюдь не разрушила полностью Домостроительство спасения, хотя и несколько расстроила первоначальный "план" его. Христиане - "орудия Духа" (или Бога), и в этом приоткрывается великое таинство, когда сила Божия в немощи человеческой совершается. Посредством такого таинства Бог "вводит нас в нетленный Храм".
Духовность христианства как антитеза плоскому и телесному богопочитанию иудаизма проявляется прежде всего в духовном понимании Священного Писания; а оно, в свою очередь, неразрывно связано с "типологией," т.е. с "преобразовательным" толкованием Писания. Духовный и "типологический" метод толкования Священного Писания, согласно автору, составляет неотъемлемую часть православного "гносиса." Предшественниками этого "гносиса" были: Моисей, "глаголющий в Духе" (X, 2); Авраам, которым также руководил Дух, направляя его внутренний взор на Иисуса Христа (IX, 7); Давид, получивший "ведение о трех научениях", и все ветхозаветные пророки, которым Бог даровал благодать для того, чтобы они приуготовили путь для "нового народа" (V, 6-7). Для автора "Послания" христианский "гносис" объемлет как прошлое, так настоящее и будущее, ибо Господь "даровал нам ведение прошлого, соделал мудрыми в отношении настоящего (εντοιςένεστώσινημάςέσόφισεν) и сделал так, чтобы не были мы несмысленными относительно будущего" (V, 3). Поэтому учение о православном "гносисе" автора неразрывно связано с этикой.
Суть этической концепции автора сводится к учению о "двух путях," которое сходно с учением в "Дидахе" и "Канонах святых Апостолов" и часто тождественно с ним. Поэтому вполне правомочным кажется предположение, высказанное рядом исследователей, что все эти древнехристианские памятники в изложении данного учения опирались на единый источник (См. предисловие к указ, изд.: EpitredeBarnabe, p. 15-20). Этика в "Послании Варнавы" поставляется еще и в непосредственную связь с эсхатологией. Автор его увещевает: "Будем полностью избегать всяких дел беззакония и возненавидим заблуждение нынешнего времени (την πλάνηντουνυν καιρού), дабы в будущем быть нам возлюбленными [Богом]. Не позволим душе нашей ослабнуть так, чтобы в ее власти было совершать свой путь вместе с [людьми] лукавыми и стать подобной им" (IV, 1-2). Для автора "последний соблазн" (τοτέλειονσκάνδαλον) уже приблизился (IV, 3), а поэтому христианам следует быть особенно внимательными "к последним дням" (IV, 9). Эти "последние дни" понимаются в перспективе второго Пришествия Сына Бо-жиего, Который положит конец "времени беззаконника," будет судить нечестивых и изменит солнце, луну и звезды (XV, 5). Последний день, в который "все погибнет вместе с лукавым," станет одновременно и "днем награды" для праведных (XXI, 3); тогда исполняющие заповеди Господни будут прославлены в Царстве Божием (XXI). Таким образом, эсхатология автора "Послания Варнавы" вполне органично вписывается в традицию раннехристианского богословия.
Вследствие этого в "Послании Варнавы" настойчиво доказывается, "что закон Моисеев действительно имеет вечное значение, но не по буквальному, а по духовному смыслу его, как это понимали уже первые получатели его - Авраам и Моисей, Давид и пророки; и поэтому духовному своему смыслу он является обязательным и для христиан. Этим решительно ниспровергается и чистое иудейство, и иудействующее направление в христианстве, а вместе с тем утверждается самостоятельность христианства, которое вступает на место Ветхого Завета и Моисеева Закона".
Автор говорит о том, что иудеи исказили все духов.предписания ВЗ. Они буквально истолковали заповедь об обрезании. Подразумевается же еще и духовное обрезание. Так, в ВЗ говорится о необрезанном сердце, о необрезанном слухе.
Здесь бичуется не только букв.понимание иудеями ВЗ, но и их надежда на материальные жертвы, на обрезание.
Образы, к-рые приводит автор, к-рые указывают на открывающуюся истину: так, Исаак, возложенный Авраамом на жертвенник, ознаменовал собой Сына Божия. Т.о. в ВЗ уже была заложена тайна о грядущем воплощении, страдании и воскресении Христовом.
Пастырь Ерма
Весьма значительное произведение, о кром было известно, как и о Дидахэ, многим учителям древности – Ириней, Тертуллиан, Климент, Ориген – многие на него ссылались и причисляли его к канону Св.Писания. Афанасий Вел.- назвал эту книгу весьма полезной, но не отнес к канону. Есть свидетельства, что это произв.читалось в Церкви. Интересно, что его происхождение римское, и это произв.имеет интересные географич.упоминания, указывая на то, что описываемые события развивались в Риме. Т.не менее, в Италии это произв.выходит из употр., а большее употр.оно получает на востоке, о чем и свидетельствуют представители Александрийской школы, к-рые были склонны причислять его к канону Св.Писания.
Разные сведения об авторе. В ап.посланиях (к Римл.) упоминался некий Ерм (считалось, что принадлежит перу Ерма из Рим. 16:14), и Ориген склонен считать, что это он и есть. Но есть ряд соображений, по к-рым оно более позднего происхождения – ближе к середине 2-го века.
Книга оч.увлекательная для чтения, оч. много мистич.образов, сны, видения- ("Видения" (5 шт.), "Заповедей" (12 шт.), "Подобия" (10 шт.) Содержание пробуждает христианское сознание к трезвению, совершенствованию во Христе.
Структура – состоит из трех частей. 1) Видение (там 5 видений, явлений) Церкви в образе старицы Ерме. Ерм – это честный, добрый человек, но отнюдь не совершенный, с несовершенным прошлым и с определенными чертами характера, к-рые ему предстоит в себе исправить, и на к-рые явившийся ангел ему указывает, и за к-рые ему предстоит претерпеть скорби.
2) заповеди – их 12. В них изложены все основные пункты христианской нравственности, к-рым д. соответствовать жизнь покаявшихся. Главное содержание произведения – призыв к покаянию.
3) подобия или образы. Там 10 видений, к-рые истолковываются соответствующим образом.
Сообщаются грядущие судьбы Церкви, грядущие гонения. Есть и эмпирич. свидетельства о жизни Церкви, есть уже некрый упадок нравственности – что христиане стали более изнеженными, стали привязываться к благам этого мира.
12 заповедей – 1 вера, страх Божий, трезвение, 2 простота, 3 правдивость, 4 чистота и дост.поведение в браке и вдовстве, 5 терпение обид, обуздание гнева, 6 Ангелу Божию нужно верить, а темному ангелу – не верить, 7 бояться стоит единого Бога, а не диавола, 8 что следует делать, а чего избегать. Делать добро, избегать зла. 9 касается молитвы и что следует избегать двоедушия. Молиться нужно не сомневаясь. 10 избегать печали и уныния, крые порождают ослабление ч-ка 11 как лжепророков отличать от истинных пророков 12 должно искоренять все злые страсти из сердца и наполнять сердце добротой.
Всякая заповедь, состоя в увещании, заканчивается и определенными обетованиями. Соблюдающему заповедь дается надежда на духовные блага, к-рые м. получить, соблюдая заповедь.
Подобия или образы: 1-е ясно содержит в себе призыв не останавливаться душой, умом на земных благах, не прилагать свою душу земным благам. Христианам напоминается, что они всего лишь странники на земле, они не на родине. Ваш город находится далеко от этого города. Если знаете ваше отечество, зачем здесь покупаете поместья, строите здания и ненужные жилища? Т.е.дело происходит, видимо, в столице, в Риме, и многие из христиан были богатыми и состоятельными. Эта тема влияния богатства на жизнь хр-на – здесь проходит красной нитью.
Богач спасется через то, что он не будет привязываться душой к своему богатству, будет понимать, что это не его личная заслуга, а относиться как к дару Божию и использовать его на помощь нуждающимся членам Церкви.
2-е подобие – аллегория вяза и виноградной лозы. Вяз – крепкое, мощное дерево, но не имеет на себе никаких плодов. Лоза же имеет на себе гроздья винограда – стелется по земле, и ей нужна какая-то опора. И здесь изображается должное отношение между богатым и бедным – богач д.поддерживать бедного, а бедный имеет множество духов.дарований, и его молитва доходит до Бога, его молитву Г-дь лучше слышит, потому что бедному мало поводов привязываться к этой жизни. Но вместе они друг другу могут весьма и весьма помочь.
Послание имеет церковную направленность. Встречаем здесь учение о предсуществовании Церкви. Церковь явл.в видении сначала как старица – потому что она существовала раньше всех тварей, и с др.стороны она стара из-за грехов людей. И затем она становится все более молодой по мере того, как Ерма открывает покаянно грехи, и в конце она становится совершенно юной.
Самый яркий образ, к-рый рисует автор – это образ башни. Говорится о различ.камнях, показывается ее строительство. Церковь строится на водах крещения, полагается на огромном белом камне, К-рый есть Христос. Ц.-башня строится на огромном белом и древнем камне, имеющем высечен-ную в нем дверь. Камень - Сын Б., а "дверь" - "новая", т.к. Сын явился в последние дни и сделался "новой дверью", чтобы люди вошли в Царство Б. В част. говорится: только принявшие "святое имя" Сына Б. могут войти в Царство Б. (Под. IX, 12, 1-5).
Говорится о различ.камнях, о различных чинах спасающихся и погибающих.Церковь строится "юношами", т.е. "св. Ангелами Божиими, кот. сотворены первыми" (Вид. III, 4, 1), и для постройки используются различные камни.Наилучшие из них - "Апп.,епп.,учители и диаконы, кот. ходили во святости Божией",но среди камней немало и негодных для по-стройки башни - они суть закоренелые грешники и вероотступники (Вид. III, 5-7). Но даже эти негодные камни оставляются вблизи башни «по причине больших недостат-ков», «после исправления войдут в самое здание» (архим. Сильвестр Малеванский).
Содержится интересное учение о двух ангелах, к-рые сопровождают каждого человека. Эта тематика выводит нас в обл.более поздней святоотеч.письменности – напр., к авторам Добротолюбия. Говорится – может ли в ч-кеодновр.сосуществовать злой дух и Св.Дух? – нет, кроткий дух не может одновр.жить вместе со злым, он удаляется. Призыв к различению духов, даются некрые критерии. Это кротость, безгневие – или напротив, гнев. Добрый ангел тих и скромен, и когда он войдет в твое сердце, будет внушать тебе путь в вечность с Богом. Веруй этому ангелу и следуй его действиям.
РАЗДЕЛ 2
РАЗДЕЛ 1
ПАТРОЛОГИЯ (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
Патрология – от слова «πατήρ» отец – принято называть дисциплину, к-рая изучает биографию, сочинения и учение отцов Церкви.
Патрология же стала по преимуществу наукой исторической, а не систематической, и она берет на себя рассмотрение биографию отцов, библиографию (т.е.перечень произведений), краткое содержание произведений. Кроме того, патрология старается учитывать личные особенности автора, а также влияние на его творчество.
Патрология изучаетисторию христианских идей, а также основн. положения веры через личности авторов и их произведения. Также патрология рассматривает и историч.ситуацию, к-рая тоже оказывала большое влияние на авторов той эпохи.
«Отцы Церкви» - В раннехристианском словоупотреблении понятие "отец" обычно ассоциировалось с термином "учитель." 1 Кор.4, 15 - "хотя у вас тысяча наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием". Или 2 Тим. – есть такие верные люди, к-рые способны и других научить. Т.е. дело отца – именно научение, учительство. Святой Ириней Лионский также говорит: "Ибо если кто научен кем-либо, то он называется сыном учителя, а этот отцом его." (Против ересей, 4, 41, 2). Наконец, и Климент Александрийский изрекает: "Тех, кто нас учил, мы называем просто отцами, а всяких, учащих по подчиненному положению, именуем наставниками". Т.е. говорится о духовном сыновстве и отцовстве. (1, 1, 2, 1).
Самым большим таким духовным авторитетом обладали ученики Христа, затем – их преемники по рукоположению, епископы и пресвитеры, т.е. это преемство передавалось иерархически. Св. Афанасий Александрийский отцами называл участников Никейского собора 325 г.
Но с усложнением церковной ситуации, когда в ту или иную ересь стали впадать и церковные иерархи, здесь потребовалось привлечение др. критерия, к-рым стала (1)ортодоксальность (православность) учения.
Можно также видеть, что начиная с сер. 3го века отцами называют и учителей (дидаскалос) Александрийской катехитич. школы. В нач. 4го века Евсевий Кесарийский вводит новый термин «церковный писатель», к-рый уже не указывает на принадлежность к иерархии. Церковные писатели – это понятие было введено Евсевием Кесарийским в 4м веке, к-рый вкладывал туда вполне ортодоксальное значение, понимая под ними всех признанных Церковью авторов. Но уже позже это понятие приобрело др.значение и стало обозначать всех прочих авторов, к-рые не вошли в первую категорию (отцов Церкви), но все-таки имеют отношение к Церкви, не отвечая по разным причинам четырем критериям отцовства. Сюда включают отпавших от Церкви Татиана и Тертуллиана, сюда же относятся Ориген, Лактанций, ЕвсевийКесарийский -т.е.те люди, кто не прославлены в лике святых, либо окончили жизнь вне границ Церкви и т.д.
Таким образом, второй критерий – это (2)признание Церковью.
В 434 г. преп. Викентий Леринский, рассматривая эту тему святоотеч. авторитета, кого считать отцом Церкви, добавил еще два критерия: (3) древностьи(4) святость.
Т.образом, мы имеем четыре этих критерия. Как замечает А.И.Сидоров, эти четыре критерия признают католич.ипротест.богословы, а православные исключают из них древность, т.к. он несущественен, и Церковное Предание не ограничено никакими временными рамками.
Верным разрешением затруднений является принцип Викентия Лиринского (5 век): это принцип согласия отцов, consensuspartum. «Если бы и возник какой-то новый вопрос, на к-рый не было еще дано ответа, то следовало бы обратиться к мнению Св.Отцов, тех, по кр.мере, к-рые вместе в свое время, в единстве общения и веры, проявили себя как общепризнанные наставники. И что бы ни обнаружилось, относительно чего они придерживались согласия и единодушия – это без всякого сомнения следует считать истинным и всеобщим учением Церкви... Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в церковном общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым».
Также блж. Августин говорит о согласии отцов: «Кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви».
Учителя Церкви – этим титулом обозначали особую заслугу отца перед Церковью, так, например, трем святителям усваивался этот титул – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Что касается наиболее раннего свидетельства об общецерковном признании, то это послание имп. Юстиниана 5-му Вселенскому собору 553 г., где перечисляются 12 отцов – 8 греческих и 4 латинских. Греческие - Афанасий Алекс., Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский (гонитель Златоуста), Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл К-польский. Латинские – ИларийПиктав., Амвросий Медиоланский, блж. Августин Гиппонский, папа Лев Великий.
В догматич. отношении церковная письменность, наследие отцов - сохраняет Церковное Предание, и здесь ее значение особенно велико. Мы видим, что те или иные догматич. положения соборов подтверждаются цитатами или из Св. Писания, или из отцов Церкви.
Но как и всякое письменное произведение, церковная письменность может рассматриваться и как литературные памятники. Здесь тоже есть свои критерии рассмотрения – объем, время написания, подлинность, наличие исправлений, интерполяций. Есть и определенный историч. аспект. Значительным является и момент, связанный с личностью автора, его жизнь, характер, а также и среды влияний (философских, культурных – той эпохи), в к-рых складывались его мысли – их тоже надо вычленять и учитывать.
О методе патрологии – историко-критический метод. Каждый зафиксированный факт д. быть точно установлен в отнош. степени его достоверности и историч.ценности. Разные исследователи могут держаться разных гипотез.
Периодизация патристики. Существуют разные подходы к ней. В основном – делится на три главных этапа: доникейский период, период Вселенских соборов (4-8 век), период поздневиз.патристики (9-15 век). Каждый из них можно подразделить еще на отдельные временные промежутки.
В доник.период: соч.мужейап.,соч.апологетов, соч.противогностические и творения представителей двух школ – североафриканской и Александрийской.
Мужи Апостольские
Это христ. авторы 1го века – нач.2 в. Их учение м.рассматривать как непоср.эхо апостольской проповеди. Либо они сами непоср. общались с апостолами, либо были их непоср. учениками, либо ученики учеников. Это оч. важно. Сам термин «апостольские мужи» был введен в 17 веке, в 1672 г. – по отнош. к таким авторам, как священномученик Игнатий Богоносец Антиох., священномученик Климент Рим., священномученик Поликарп Смирнский, а также посл. Ап. Варнавы и Пастырь Ерма. Сюда также позднее стали прибавлять Посл. к Диогнету и Дидахэ.
Ряд характерных черт этих произведений –
Носят пастырско-наставительный характер,
По систематич. изложению - писались по внутренним нуждам Церкви, необх. для Церкви (содержатся догматические мысли).
Обычно цели произв. всегда конкретные – напр., уврачевание раскола в Церкви и др.
С т. зрения содержания и стиля – примыкают к Новозаветной письменности. Т.е.они м.быть рассматриваемы как связующее звено между НЗ письменностью и всей последующей святоотеч.традицией.
По духовной традиции авторы близки апостолам.
Также – ярко выраженный эсхатологич.характер. Подчеркивается преходящий характер всего земного.
Затем – харизматичность, тема духовных дарований, к-рые распространены на всех членов Церкви.
Отсутствие всяких философских влияний (за редк.исключением – напр., у Климента Рим.находятнекрыестоич.мотивы)
Полная отрешенность ап. мужей от нехристианских, языческих идей того времени. Идет, правда, полемика с иудеями и гностиками – но как с еретиками, как еретич.обычаями. Все их произведения имеют внутрицерковную направленность.
В произведениях мужей ап. учение излагается как самоочевидные, непререкаемые и несомненные истины.
Дидахе (Учение 12 апостолов)
В переработанном виде сочинение вошло:“Послание Варнавы”, “Каноны святых Апостолов” и “Апостольские постановления”. Основу его составляет учение о Святой Троице.
“Дидахе”втор. пол. II в. (60 – 80). Место напис.: Сирия,возможно Египет. Состоит из четырех частей:
Первая часть(гл.1-6) содержит учение о двух путях
Спаситель несколько раз именуется в сочинении “Отроком Божиим”. Автор передает и Божественное достоинство и человеческ. сущность. Именуется Святою лозою Давида. В идее “двух путей”, истоки которой можно проследить как в Ветхом, так и в Новом Заветах толкованием известных заповедей (возлюбить Бога и ближнего). Соблюдение этих заповедей есть “путь жизни”, а нарушение их - “путь смерти”. Первый путьпредполагает воздержание“от плотских и мирских похотей”, любовь к ближним и к врагам, нестяжание и т.д.; второй путьявляется полной противоположностью первого.
Вторую часть(гл.7-10) можно назвать “литургической”, ибо она содержит предписания относительно того, как должно совершать Таинство Крещения. Содержатся свидет.-ва о необходимости поста и молитвы; особое место здесь уделяется также таинству Евхаристиии “агапам”. По словам К. Попова, “учение о Церкви служит общим пунктом, объединяющим все содержание “Дидахе”. Автор этого сочинения изображает Церковь религиозно-нравственным обществом верующих во Христа.Жизнь в Церкви усовершение в любви Божией и святости, в приготовлении для восприятия веры, ведения и бессмертия; конечная задача - достижение Царства Божия.Церковь же составляет единое Тело, подобно хлебу, испеченному из многих хлебных зерен”. Церковь свята. Упоминается только о постах в среду и пятницу; Важно соблюдать пост. О молитве говорится, что верующие должны трижды в день обращаться к Богу с молитвой Господней. Крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа, в воде живой, если не имеешь живой воды, то крести в другой воде (т.е.стоячей), если не можешь в холодной, то крести в теплой. А если не имеешь ни той, ни другой, то возлей трижды на главу во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В третьей части(гл.11-15) трактуются канонические и церковно-дисциплинарные вопросы.О паломнике. Если останавливается на три дня, то живет бесплатно, если <