Билет 27. Естественная и христианская добродетель
Как уже говорилось выше, христианская добродетель представляет собой стремление человеческого духа при помощи благодати Божией, сообразовать свою деятельность с велениями Евангельского закона.
Добродетель естественная есть стремление человека согласовывать свои действия с естественным нравственным законом, возвещаемым нам посредством разума и совести.
Нельзя лишать человека имени добродетельного, если он, руководствуясь только естественным законом совести и разума, творит добро. Апостол Павел в послании к римлянам пишет: «слава и честь, и мир всякому делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину. Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 10).
Но христианская добродетель имеет огромное преимущество перед добродетелью естественной. Естественная добродетель руководствуется нравственным законом, имеющим основанием своим разум и совесть человека, и поэтому может погрешать. Добродетель же христианская следует Евангельскому закону, возвещенному безгрешным Господом Иисусом Христом.
Побуждением для естественной добродетели могут служить: преклонение перед красотой добродетели, понятие чести, долга, ожидание личной выгоды и т.п. Христианская же добродетель, одушевляется сыновней любовью к Богу и благодарностью за его милости в деле нашего искупления и т.д.
Если естественная добродетель осуществляется собственными силами человека склонными ко злу, то возрастанию христианской добродетели вспомоществует как Божественная благодать, так и Слово Божие, указывающее христианину образ нравственного совершенства в лице Господа Иисуса Христа.
Христианская добродетель своей конечной целью имеет спасение души и жизнь вечную. Естественная же добродетель не доставляет человеку успокоения в Боге и её недостаточно для спасения. Так, например, Корнилию сотнику, ведущему благочестивую жизнь, но стоящему вне христианства, было указано свыше, что для спасения необходима вера Христова (Деян. 10, 5-7).
Билет 28. Единство добродетели
Имеющая одну основу и один источник — Господа и Его закон любви — добродетель представляет собой одно органическое целостное единство, одно гармоническое целое, и, по существу своему неразрывна, ибо между отдельными добродетелями имеется такая взаимная связь и зависимость, что только при полной их совокупности возможна истинная полная добродетель. Эта полная добродетель находится в Любви, которую ап. Павел поэтому и назвал "союзом совершенства", и из нее-то, как лучи из солнца, вытекают все частные добродетели. Но эта целостность добродетели Любви не мешает человеку развивать в своем личном духе какую-нибудь одну сторону этой любви к Абсолюту-Богу и раскрывать свою личность в каком-нибудь определенном направлении благочестия, возрастая в какой-нибудь одной, особой добродетели так, что она становится центральной, причем прочие добродетели от этого не только не отстраняются, но и усовершаются. Господь Сам способствует таким разделениям благодатных даров. Ап. Павел по этому поводу говорит: "Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело — так и Христос" (1Кор.12:4-12). Почитая разные виды добродетели, как разные божественные дары, православная Церковь ублажает одних святых как исповедников, других — как мучеников, иных — как столпников, иных — как Вселенских Учителей и т. д., — научая нас разными путями стяжать Благодать Добродетели, но наивысшее осуществление всей полноты Добродетели — указано нам в Личности и Жизни Христа, идеально полно целостно единой и совершеннейшей.
Билет 29. Грех
Человек в духовной природе своей ощущает стремление к добру и в то же время обнаруживает в себе склонность ко злу или нарушению нравственного закона. Любовь, которую светская культура воспевает как высшее чувство (готовность пожертвовать всем и вся ради другого человека, пойти за ним на край света, переступить через принципы и т.д.) несет в себе много греховных стремлений, а следовательно, отдаляет человека от Бога. Грех- это не только дурной поступок. Грех – это прежде всего отдаленность от Бога, сознательное противление воли человеческой воле Божией, сознательное нарушение Евангельского Закона.
Вопрос о происхождении и существовании греха и зла в мире занимал умы мыслителей всех времен и народов, но к определенному выводу они никак не могли прийти.
Ясное указание о происхождении греха дается нам в Священном Писании. Грех родился, когда безгрешные прародители наши общению с Богом и покорности Его святой воле предпочли наслаждение красивым, но запретным плодом. Таким образом, грех получил начало не от природы, а вследствие свободного выбора и решения человеческой воли или, точнее, от злоупотребления нравственно разумных существ своей волей.
В момент грехопадения прародители Адам и Ева представляли собой все человечество, и поэтому их греховная природа путем естественного рождения переходила на потомство, располагая их волю ко греху. Апостол Павел подтверждает это в послании к римлянам следующими словами: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12).
Каждый из нас, потомков Адама, уже от природы носит в себе наклонность ко греху в виде греховного пожелания или «похоти», по выражению ап. Павла. Это врожденная человеку похоть есть самый глубокий и первый источник искушения, с которого начинается всякий грех. «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1, 14), – говорит ап. Иаков.
Но прежде всего, первый виновник зла – диавол, пользуясь слабостью воли человека, возбуждает в нем всевозможные нечистые мысли и пожелания и затемняет в сердце человека заповеди Божии. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», – предупреждает апостол Петр (1Петр. 5, 8). Способ образования греха из мысли в дело показан на основании труда святителя Феофана: «Начертание христианского нравоучения».
В силу этого условно можно выделить следующие виды грехов.
1. Грехи опущения.
2. Грехи мысли и дела.
3. Грехи вольные и невольные.
4. Грехи по немощи и тяжкие.
5. Грехи смертные или непростительные.
Смертные грехи разделяются на три вида.