Билет 48. Митрополиты: Кирилл, Антоний, Дионисий.
Преемником св. Филиппа явился архимандрит Троице - Сергиева монастыря Кирилл, возведенный на митрополичий престол через два дня после низложения св. Филиппа. Митрополит Кирилл не решался вслух обличать царя и молчал. Именно при нем и состоялся опустошительный поход на Новгород, причем царь не щадил и духовенство.
В 1571 году разразилось новое бедствие: пользуясь неурядицами и отсутствием в Москве царя, крымский хан Девлет-Гирей вторгся в Россию, дошел до Москвы, грабя, истребляя и пленяя жителей. С большим трудом удалось отогнать татар от Москвы. В 1572 году митрополит Кирилл скончался. Он успел все же вызвать неудовольствие царя и был похоронен не в Кремле, а в митрополичьем Новинском монастыре.
В мае 1572 г. московским митрополитом был избран архиепископ Полоцкий Антоний. При нем получило продолжение ограничение церковного землевладения. На соборе 1573 г. были запрещены земельные пожертвования в большие монастыри. Передача земель в бедные монастыри дозволялась только с разрешения царя. В 1580 г. состоялся новый собор, на котором вновь был поднят вопрос о церковном землевладении. Разоренное тиранической политикой государство нуждалось в средствах, и взор царя вновь обратился к церковным имуществам. Собор запретил отдавать в монастыри земли "на помин души", и повелел заменять их стоимостью сел, отдаваемых дальним родственникам или государю. Также запрещено было монастырям и епископату покупать земли и брать под залог, и вообще увеличивать земли. В случае необходимости земель для пропитания (например, при основании нового монастыря), ведено было обращаться к царю - "бить челом государю".
Так или иначе, был сделан крупный шаг вперед и к подчинению Церкви государству, и характерно, что это произошло при властолюбивом и жестоком Иване Грозном. В начале 1581 года митрополит Антоний скончался. На его место был поставлен митрополит Дионисий. до этого - игумен новгородского Варлаамо - Хутынского монастыря. При нем Иван Грозный скончался (в марте 1584 г.), приняв монашество с именем Ионы. Митрополит Дионисий венчал на царство в мае того же года Феодора Иоанновича. Новому царствованию досталось тяжелое наследство. Летом 1584 г. был созван церковный собор, целью которого было помочь государству. Подтвердив решения собора 1580 г., иерархи пошли далее. Были введены платежи госу-дарственных податей с церковных земель, которые ранее их не платили, "ради оскудения, воинского чина... пока земля не поустроится". Также был введен государ-ственный налог и на церковную торговлю. Правда, вскоре эти налоги были отменены. Митрополит Дионисий вступил в конфликт с всесильным при царе Феодоре Борисом Годуновым, выступал против его злоупотреблений властью. Это столкновение церковной и светской власти кончилось, как обычно, поражением митрополита, лишенного кафедры в 1587 году. На его место взошел архиепископ ростовский Иов, вскоре получивший титул патриарха.
Билет 49. Миссионерская деятельность Церкви в ХVв.
Проповедь веры племенам, населявшим окраины Русского государства, составляла постоянную заботу Русской Церкви. Этот апостольский подвиг совершался непрерывно, из века в век, с постепенным проникновением русских на север, восток и юг. В Перми в середине XV в. благовествовал св. епископ Питирим. Этот епископ известен своей просвещенностью. Ему принадлежал древнейший сохранившийся русский список творений св. Дионисия Ареопагита; сам он составил службу и житие митрополита московского Алексия. При его дворе велось летописание. Св. Питирим постоянно объезжал край и усердно проповедывал. Однажды, когда он возглавлял крестный ход из города Усть-Вымь к реке, произошло внезапное нападение язычников, которые и умертвили епископа в 1455 году. Его преемником был св. епископ Иона, правивший епархией с 1455 по 1470 гг. Ему удалось значительно распространить веру, обратив к ней князя великой Перми. Труды св. Ионы достойно продолжал епископ Филарет (годы правления 1471-1501), он проповедывал сам на пермском языке, рассылал грамоты, но его усердие тормозилось нерадением низшего духовенства. С пастырскими посланиями к пермскому князю и населению обращался и митрополит Симон в начале XVI века. Постепенно язычество отступало, благодаря непрекращавшимся усилиям Церкви. По свидетельству Герберштейна, (в 1526 году) идолопоклонники еще встречались кое-где в лесах, но туда постоянно отправлялись миссионеры для их обращения.
Не менее усердно совершалась проповедническая деятельность и на Севере. Особенно большое значение для просвещения Севера имел Новгород. Форпостом миссионерской деятельности являлся Соловецкий монастырь с самого момента его основания свв. Германом, Савватием и Зосимой в 30-х гг. XV века. Начиная с 1526 г., по сохранившимся сведениям, местные племена по побережью Белого моря неоднократно сами обращались в Москву и Новгород с просьбой о крещений и создании храмов.
Выдающимся миссионером был св. Феодорит, именуемый просветителем лопарей. Он родился в г. Ростове и в 14 лет принял постриг в Соловецком монастыре. Другим замечательным подвижником на поприще миссионерской деятельности был св. Трифон Печенгский. Он родился в 1495 году в новгородских пределах. В поисках уединения он удалился на крайний север за реку Печенгу, где проповедывал местным племенам с опасностью для жизни. Из других миссионеров Севера известно имя иеромонаха Илии с двумя помощниками, посланного архиепископом Макарием около 1534 г. в земли Вотской пятины для истребления идолопоклонства и укрепления христианской веры. На юге проповедь христианства была распространена до Каспийского моря вслед за покорением в 1554 г.Астраханского ханства. Вскоре туда был послан игумен Кирилл, который устроил в 1568 году монастырь во имя Пресвятой Троицы.