Билет 27. Другие замечательные монастыри и их подвижники. Общежитие и отшельничество. Монастырские вотчины. Значение монастырей.
Еще при жизни преп. Сергия явилось несколько монастырей: Киржачский и Голутвин, основанные им самим, Симонов (В Москве), Чудов (тоже в Москве), основанный св. Алексием в память чуда над Тайдулой и другие. Везде первыми игуменами были ученики преп. Сергия.
С половины Х1У века, после прославления Сергиевой пустыни, число новых монастырей быстро стало возрастать по всем краям Великороссии. Москва была опоясана целой линией их, как духовной оградой. Усердными строителями их были митрополит Алексий, великий князь Василий Дмитриевич и другие лица. В Твери было основано 11 монастырей, в Нижнем — 4. Из Нижнего воссиял святостью известный Дионисий Суздальский. Он подвизался здесь сначала в пещере на берегу Волги, потом (около 1330 г.) устроил тут Печерский монастырь. В Боровском княжестве прославился преподобный Пафнутий Боровский, основавший (в 1444 году) свой монастырь. Под его руководством начал свои подвиги после преподобный Иосиф Волоцкий.
В Новгороде по-прежнему являлось более монастырей, чем где-нибудь; их отроили владыки, иноки и простые люди. Особенно известны были по святости подвижников монастыри: Вишерский, основанный (в 1418 г.) преподобным Саввою Вишерским, великим подвижником и столпником, и Клопский, прославленный подвигами юродивого Михаила Клопского из рода князей московских (1452 г.).
Около Пскова возникло до 12 новых обителей. Из них замечателен монастырь преподобного Евфросина Псковского. Жизнь этого монастыря отличалась также строгостью, трудами и длинными бдениями, что один новгородский священник, приходивший в обитель для проверки слухов о ее святости, после отзывался об игумене с братиею: “Это железный с железными”. В белозерской пустыне поселился симоновский постриженник архимандрит преподобный Кирилл (родился 1337, +1427) и сделался основателем Кирилло-Белозерского монастыря, одного из знаменитейших монастырей древней Руси. Недалеко от него и в одно время преподобный Ферапонт, тоже симоновский инок, основал Ферапонтов монастырь. Так развивалось в северных пустынях влияние Сергиевой лавры. Пустыннолюбивые иноки достигали даже до Болото моря. В конце описываемого времени и 1430-х годах преподобный Савватий (+1435 г.), Герман и Зосима, спасавшиеся на Соловецком острове, положили основание знаменитой Соловецкой обители. Преп. НИЛ СОРСКИЙ (1433-1508) — основоположник скитского вида аскетической жизни — происходил из боярского рода Майковых и подвизался вначале в Кирилло-Белозерском монастыре. Преп. ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (1440-1515) отличался другим направлением. Проходя некоторое время монастырское послушание в Боровском монастыре, Иосиф Волоцкий оставил его и начал искать монашества по своему идеалу в других монастырях.
Число братии в монастырях было различно, в одних 100-300 братии, в других 2-6. Различны были и права монастырей. Малые монастыри управлялись настоятелями больших монастырей, большие монастыри управлялись своим настоятелем, а некоторые монастыри были независимы даже от епархиальной власти, т.е. были ставропигиальными и находились в управлении патриарха или митрополита.
Лучшие монастыри держались общежительного устройства, но большинство монастырей, преимущественно малых на Севере, было необщежительных. Монахи в таких монастырях каждый имели свое особое хозяйство, особо совершали келейное правило и вместе сходились только для богослужения.
При устройстве общежития монастыри держались правил св. Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита и др.
Билет 28. Состояние духовного просвещения. Неблагоприятные условия для развития образования. Переводная письменность. Размножение апокрифов. Оригинальная (самостоятельная) письменность. Поучения ХIII-ХV веков. Жития святых.
Духовное образование описываемого времени развивалось при самых неблагоприятных условиях. Татарские нашествия разрушали и школы, и монастыри с их библиотеками. С другой стороны, среди постоянных удельных драк все внимание лучших людей было отвлечено от книги к мечу. Школы, в большинстве случаев, закрывались. Само духовенство плохо удовлетворяло своему просветительскому призванию. Низшее духовенство митр. Киприан обвинял в невежестве и указывал при этом на толстые сельские сборники, которые попы наполняли молитвами о трясавицах и нежитях и разными суеверными оказаниями.
Среди этой скудости в церковной письменности находим очень мало оригинальных произведений; главным источником образования были переводы с греческого.
ПЕРЕВОДНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ в рассматриваемое время значительно усилилась. Русские нарочно ездили на Восток за книгами. При Студийском монастыре жили два новгородца — Иван и Добрило, которые там списывали книги. С тою же далью высоцкий игумен Афанасий, современник митр. Киприана, прожил в Константинополе 20 лет. Митр. Кирилл (1247-1280) выписал из Болгарии перевод Номоканона.
Для религиозного просвещения Руси особенно важное значение имели переводные сборники догматического, нравственного, литургического и канонического содержания, каковы, например, “Пчела” (изречения Св. Писания, отцов Церкви, древних философов, поэтов), “Златая Цепь” (поучения свв. отцов и русские статьи), “Маргарит”, “Измаград” и др.
Любимым родом ОРИГИНАЛЬНОЙ письменности были письменные поучения и послания. Характер их преимущественно обличительный. На смену прежней простоте в проповедях наблюдается многоглаголивость, хитросплетения. Эти риторские замашки были следствием подражания византийскому риторству, а также и умственной работы самих русских.
ПОУЧЕНИЯ ХIII ВЕКА. С самого начала монгольского времени на поприще церковной проповеди являются знаменитые в свое время деятели митрополит КИРИЛЛ и СЕРАПИОН Владимирский. Правило митрополита Кирилла (на соборе 1274 года), обличающее современные ему нестроения, указывает на современные бедствия, как наказание Божие за грехи.
ПОУЧЕНИЯ ХIV ВЕКА. От ХIV века дошли до нас: “Поучение игуменам, попам и диаконам” митрополита Петра, сходное с поучением митрополита Кирилла, Поучение митрополита АЛЕКСИЯ ко всейпастве. Послание Владыки Новгородского ВАСИЛИЯ к тверскому епископу Феодору о рае, замечательное по влиянию на него апокрифов.
ПОУЧЕНИЯ ХV ВЕКА. Особенной простотой и жизненностью отличается еще поучение владыки Новгородского СИМЕОНА к псковичам, похожее на поучение Луки Жидяты.
К этому же разряду поучений положительного характера относятся послания знаменитого игумена белозерского преподобного КИРИЛЛА к великому князю Василию Дмитриевичу.
Кроме поучений, составляются также и жития святых. Так, явились жизнеописания свв. Михаила и Феодора Черниговских, Александра Невского, св. Кирилла Туровского, митр. Петра, митр. Алексия, Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.
Сохранились и благочестивые описания путешествий по св. местам. В ХIV в. путешествовал в Константинополь и Иерусалим новгородец Стефан, оставивший записки о своем путешествии. Сохранилось описание Флорентийского соборе, написанное спутником митрополита Исидора.
С умножением переводов из Греции, Болгарии, Сербии к нам пришло в это время особенно много апокрифов. В сборнике Святослава, Паисиевском сборнике, а также молитвеннике митр. Киприана имеется определение о ложных книгах, запрещенных нашими иерархами.
К таким апокрифам относились: “Адамов Завет”, “Молитва Сифова”, “Заветы 12 патриархов”, “Деяния Павла”, “Хождение Богородицы по мукам”, “Первоевангелия” — Иакова, Фомы, Варнавы и др.
Церковная устная проповедь заменена была учительными посланиями лучших церковных деятелей. В церквах читались только готовые поучения из “Пролога”, “Толкового Евангелия”, “Златоустника” и проч.
Явилось много писанных поучений на разные случаи, например “Поучение князем, егда пойдут на войну”; “Послание о утешении жене о муже умершем” и т.п., которые читались вместо живого слова.