Билет 22. Митрополиты свв. Киприан и Фотий.
Правление Киприана прошло в мире. Киприан, имевший авторитет среди литовских князей, являлся деятельным митротворцем между Москвой и Литвой. Русская Церковь при Киприане вновь обрела единство. Киприан совершил объезд всех епархий, удалось ему добиться подчинения Новгорода.
В административно-хозяйственной области он уточнив подсудность. Им введено единообразие в деле обложения духовенства налогами и сборами.
Еще более велики его заслуги в области богослужебной практики, он устранял разные беспорядки в богослужебном чине. Исправлял церковные книги, сам делал переводы с греческого языка на русский.
После Куликовской битвы Орда ослабла, и митрополиты перестали ездить к ханам за ярлыками, а стали получать грамоты на митрополию от вел. князя.
В 1396 году митрополит Киприан прибыл в Литовскую митрополию и посетил некоторые города. В Вильно он виделся с королем Ягайло и великим князем литовским Витовтом. При этой встрече Ягайло предложил Киприану принять католическую церковную унию. Киприан не возражал, но решение этого вопроса возложил на патриарха в Константинополе.
Этими грамотами права Церкви несколько ограничивались. Например, митрополит должен был ставить лошадей на ямы, ставить во время войны свой полк под стяг великого князя, запрещалось митрополиту рукополагать служилых людей и проч.
Митрополит Киприан, благодаря своей гибкой тактике, сумел сохранить добрые отношения с польским королем и с великим князем литовским. Митрополит Киприан скончался 16 сентября 1406 года и погребен в Успенском соборе в Московском Кремле. Русская Церковь причислила его к лику святых.
После Киприана прибыл из Греции (1408 г.) митр. Фотий. Витовт требовал, чтобы Фотий жил в Киеве, но тот там и года не прожил, а уехал в Москву (в 1410 г.). Фотий имел большой опыт в административной работе. Кроме этого, был иноком строгих правил. В ном сочетались качества молитвенника, большая культура и хозяйственно-административные способности. Период его управления был тяжелым. Он всячески заботился о благоговейном исправлении треб, наказывал духовенство за проступки, добивался возвращения расхищенных церковных угодий.
Но после того, как Фотий уехал из Киева, Витовт стал требовать у патриарха отдельного митрополита. Патриарх отказал. Тогда Витовт в 1414 г. созвал собор епископов из 7 литовских епархий и настоял на избрании особого митрополита. Избран был Григорий Цамблак. Однако, патриарх отказался посвятить Григория. Причины были политические. Византия испытывала напор мусульман, и патриарх не хотел терять связей о Москвой через посвящение Григория. После вторичного отказа из Греции западнорусские епископы посвятили Григория без согласия патриарха (в 1416 г.).
Дело Григория Цамблака сильно огорчило митрополита Фотия. Он написал к православным Великого Княжества Литовского послание, в котором в сильных выражениях порицал митрополита Григория и епископов, его посвятивших. Он сообщал, что Григорий ездил в Константинополь для поставления в митрополиты, но там его лишили сана и хотели казнить, и он спасся лишь бегством. При этом Фотий увещевал православных не общаться с Григорием и своими епископами, учинившими разделение в Церкви. Послание это не нашло отклика в Великом Княжестве Литовском.
Оскорбленные выступлением митрополита Фотия епископы Литовской митрополии составили новое послание и разослали его для общего сведения.
В следующем году (1417) Витовт послал Григория на Констансцкий собор для решения вопроса о соединении Церквей — православной с католической. Григорий, однако, оказался строгим православным и покинул собор, когда латиняне стали настаивать на принятии своих нововведений. Известен митр. Григорий и как глубокий богослов и ученый.
После смерти Григория (1419 г.) нарушенное единство Русской Церкви опять восстановилось, и Фотий снова начал управлять всей Русской Церковью.
В последние годы своей жизни Фотий оказывал большое влияние на гражданские дела. Он утвердил в Москве новый порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству, как в старое время. Своей духовной властью он примирял князей, усмирял, и как только Фотий умер (1431 г.), усобица вспыхнула с небывалой силой, тем более, что после Фотия долго не было митрополита.