Билет 20. Митрополиты свв. Петр и Феогност.

Св. Петр, родом из Волыни, с 12 лет поступил в монастырь, где удивил братию своими подвигами. Вскоре он ушел в уединение на р.Рату, где основал свой монастырь. Св. Петр обратил на себя внимание Юрия Львовича, великого Галицкого князя, и тот послал его к патриарху для посвящении в митрополиты для Галича. Патриарх, однако, поставил Петра митрополитом не Галицким, а Киевским и всей Руси.

Приехав в 1308 г. от патриарха, св. Петр не остался в Киеве, а поехал на северо-восток, направился туда, “где горе слышится, где трудно дышится...”. Временно резиденцией своей он избрал Владимир на Клязьме,

После всего происшедшего дальнейшее пребывание митрополита Петра во Владимире-на-Клязьме становилось в тягость прежде всего ему самому. Он начал помышлять о переезде на жительство в Москву, где княжил благочестивый Иван Калита. Москва тогда начинала только развиваться и еще не была большим городом. В старинном житии святителя Петра говорится: “Преходя грады обрете святый святитель град честен кротостию, зовомый Москва, в немже обрете князя благочестива, именем Ивана, сына Данилова, внука Александрова, милостива до святых церквей и до нищих, самого горазда святым книгам, послушателя святых учений. Обитав (святитель) во граде том и рече богочтивому князю: о сыну! Многое твое благочестие, послушай мене днесь. Благочестивому князю обещавшуся и рече святой митрополит: “да зиждется церковь камена во граде твоем святая Богородица;” благоверный князь поклонися и рече: “твоею молитвою святый отче, да будет." Храм был построен в честь Успения Божией Матери, это известный ныне Успенский собор в Кремле. Митрополит Петр скончался в Москве в декабре 1326 года и погребен в тогда еще не вполне законченном храме. Русская Церковь почитает митрополита Петра как святого.

Святителю Петру суждено было окончательно утвердить митрополичью кафедру в Москве. Со временем здесь образовался церковный центр всей Руси. Живя в Москве, митрополиты продолжали величать себя титулом “Киевский и всея Руси.” С канонической точки зрения самовольное перенесение епископской кафедры в другой город не оправдывается церковными правилами. Карфагенский собор своим правилом 71 (82) запрещает это словами: “Да не будетъ позволено никакому епископу оставляти главное место своей кафедры и отходить к какой-либо церкви, в его епархии состоящей, и оставляти попечение и прилежание о своем престоле.”

По этому правилу, митрополиты Кирилл и Максим не должны были переселяться из Киева во Владимир, а святитель Петр — в Москву.

Следствием перенесения митрополичьей кафедры в Москву было то, что этим Москва приобретала значение главного города всей земли, т.к. князей было много, а митрополит — один. Митрополит, естественно, и действовал всегда в пользу московского князя. Создание Галичской митрополии побудило великого князя литовского просить Константинопольского патриарха учредить в его государстве особую митрополию. Важно при этом установить, в каком именно году была учреждена митрополия и кто был первым митрополитом. По мнению того же Голубинского, это событие относится к 1316 или 1317 годам.

История не сохранила имени первого литовского митрополита. Но имеются исторические заметки в патриарших актах, что в 1329 году заседал на Константинопольском соборе литовский митрополит Феофил. Эти заметки дают основание предполагать, что первым литовским митрополитом был тот же Феофил, посвященный патриархом из греческого духовенства.

После кончины митрополита Феофила Константинопольский патриарх не назначил нового митрополита в Литву. Зато с мая 1328 года сидел “на месте святого Петра” в Москве митрополит всея Руси Феогност, назначенный патриархом из своего духовенства. После смерти митрополита Феофила митрополит Феогност просил Константинопольского патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого митрополита, потому что он занялся объединением всей Руси под своим омофором. Ему помогал в этом деле великий князь московский Иван Калита, которому это было выгодно в государственных целях, потому что он сам стремился объединить всю Русь под своей властью.

Решение Константинопольского патриарха о передаче в управление митрополита Феогноста всех епископий Юго-Западной Руси и о закрытии там митрополий Галичской и Литовской должно было вызвать большое недовольство среди православных этих митрополий, особенно местных князей. У них было желание иметь своего митрополита, если не в Литве, то в Галиче.

Существование митрополии Галичско-Литовской не давало покоя митрополиту Феогносту. Воспользовавшись тем, что в 1345 году обрушилась апсида в храме Святой Софии в Константинополе, митрополит Феогност отправился в Константинополь с крупной суммой денег на ремонт.

Патриарх удовлетворил просьбу Феогноста после получения подарка. Через два года, именно в 1347 году, Галичская митрополия была закрыта.

Пока продолжалась волокита с Феодоритом, 11 марта 1353 года скончался митрополит Феогност. Ольгерд решил немедленно ходатайствовать перед патриархом о назначении митрополита для Великого Княжества Литовского.

Митр. Феогност дважды ездив в Орду, во второй раз хай потребовал у него платежа за все духовенство, причем всячески оскорблял святителя. Феогност, перенеся все лишения, раздарил 600 рублей в Орде и испросил прежние льготы Церкви. Умер митр, Феогност в 1353 г. вместе с московским князем Симеоном Гордым от моровой язвы. Митр. Феогност ввел начало церковного года с 1 сентября в честь Симеона (до этого год исчислялся с 1 марта).

Наши рекомендации