Билет 18. Борьба с католичеством на Северо-Западе и в княжестве Галицко-Волынском. Православие и борьба его с католичеством в Литве. Успехи католичества при Ягайле.
В ХIII в. против православной Церкви на Руси поднимаются целые крестовые походы католиков из Швеции и Лифляндии с целью распространения католичества на Руси.
В 1240 г. на Русь напал король Биргер. На Неве, однако, встретил его новгородский князь АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ и нанес шведам страшное поражение.
Другой раз разбил латинян тот же Александр Невский на Чудском озере в 1242 г. Это было знаменитое Ледовое побоище, в котором погибло большинство рыцарей Ливонского ордена, нападавшего на Изборск и Псков. Папа, видя, что силой русских нельзя победить, послал к А.Невскому в 1248 г. своих послов с увещанием покориться Римской Церкви. Невский отпустил их с решительным отказом.
В 1265 г. появился другой защитник православия, князь ВКЛ ДОВМОНТ, бежавший из Литвы от мщения родичей убитого им кн. Миндовга. Сделавшись Псковским князем, он часто оборонял Русскую землю от литовцев и датчан.
Однако, несмотря на подвиги А.Невского и Довмонта, Ливонский орден усилился в Прибалтике и обратил в католичество ливов, латышей и чудь.
Папы, между тем, подстрекали шведов на борьбу с русскими. В 1347 г. шведский король Магнус предпринял религиозный поход на новгородские земли. Предварительно он отправил послов в Новгород, прося назначить прение о вора с тем, чтобы все приняли ту веру, которая одержит верх.
Владыка Василий ответил, что новгородцам нечего спорит о вере, что они приняли веру от греков, а потому, если король желает узнать, чья вера лучше, так пусть пошлет этих послов к патриарху. После этого король опустошил всю Карельскую и Ижорскую землю и повсюду крестил народ в латинство.
Но по удалении его в Швецию завоеванные моста снова отложились от шведов, а жители возвратились к православию.
Юго-западные (западно-украинские) земли Руси оставались носителями православия на уровне высокого благочестия. Католицизм и здесь применил свои Обычные приемы. Галицко-Волынское княжество сидело “между молотом и наковальней”, под угрозой татаро-монголов с востока и агрессивных католических государств с запада и северо-запада.
Галицко-Волынскому князю Данилу Романовичу (1229-1264) нужно было пристать или к татарам, или к папе. Тяготясь татарским владычеством более всех русских князей, Даниил завязал сношения с папой по поводу совместной борьбы против татар. Папа, к этому же, прислал к Даниилу своих легатов.
Но напрасно князь ожидал от папы (Иннокентия IV) помощи.
Вместо воинов и оружия папа засыпал Галич грамотами, разрешил русским соблюдать греческие обряды, прислал Даниилу королевский венец (1253 г.), дал, наконец, Даниилу право оружием отнимать земли у государств, не признающих главенства папы, и т.п.
Даниил после этого стал разъяснять в своем письме к папе, в какой помощи он нуждается, но папа засыпал Даниила еще большим количеством грамот и посланий, прислал даже в Галич проповедников и своего легата.
На проповедь папы о крестовом походе против татар никто в Европе не откликнулся, и Даниил, наконец, разгадал наглость папы и порвал с ним всякие сношения.
Православие было господствующим на юго-западе до самого пресечения рода князей Галицких. С 1340 г. в Галиции водворилось польское владычество, а Волынь подпала под Литвовску Русь. У православных жителей Галиции католики стали отнимать церкви и обращать в костелы. С 1376 г. латинство уже имело в Галиции свою архиепископию с тремя епископами. Потом братья-доминиканцы завели с благословения папы инквизицию (1381 г.).
В начале ХII в. на арену исторической жизни выступила Литва как новая государственная сила, которая сыграла весьма важную роль в судьбе белорусских племен. Дело началось с грабительских набегов, а закончилось полным покорением Литвою всей Беларуси.
Главная заслуга создания этого государства принадлежала Миндовгу и Гедимину. Они расширили его границы и утвердили свою власть не только в Беларуси, но и на Волыни и во всей Киевской Руси. Продолжили их дело Ольгерд, присоединивший к своему государству Подолье и обширные степные области по нижнему течению р. Днепр, и Витовт, торжественно въехавший верхом на лошади в воды Черного моря в 1415 году, символизируя этим актом установление здесь своей власти. Витовт закрепил свою власть в Смоленске, который надолго остался в границах Великого Княжества Литовского.
Благодаря завоеваниям великих князей литовских, к концу ХIV века Великое Княжество Литовское простиралось на запад почти до берегов Балтийского моря, а на юг — до берегов Черного моря. Оно включало в себя Беларусь, Украину, Подолию, Волынь, Подлясье, Литву, а также части земель калужских, тульских и орловских. Российские историки называют это государство литовско-русским. Столицей его был сперва город Новогородок (Наваградак), а позднее — Вильно.
Гедимин вторым и третьим браком женился на русских княжнах и детям своим но запрещал креститься. Преемник его ОЛЬГЕРД был вначале язычником, при нем были даже христианские мученики — Антоний, Иоанн и Евстафий, но под конец жизни Ольгерд принял православие. Он был два раза женат на русских княжнах, которые и влияли на его грубые нравы.
Великое Княжество Литовское заняло передовое место в истории юго-запада Руси. В ХIV веке оно было могущественнее Московского государства и имело большие возможности укреплять свое могущество и силу. Однако ему не суждено было сохранить это достояние, приобретенное великими князьями Миндовгом, Гедимином и Ольгердом. По превратной воле Ягайло Ольгердовича, захватившего великокняжеский престол после своего отца коварным и насильственным образом, государство утратило свою независимость и могущество.
Заняв великокняжеский престол, Ягайло задумал жениться на польской королеве Ядвиге с целью стать польским королем и соединить Великое Княжество Литовское с Польшей. По его желанию начались переговоры сватов Ягайло и польских послов. Переговоры происходили в замке в Крево возле Вильно. В результате этих переговоров в 1385 г. был заключен договор, на основании которого Ягайло, став мужем Ядвиги и польским королем, обязался принять римо-католичество, крестить в католическую веру своих подданных литовцев-язычников и навсегда присоединить Великое Княжество Литовское к Польской короне. Этот акт известен в истории под названием “Кревская династическая уния.” Кревское соглашение было весьма выгодным актом для поляков и Польши, но для Великого Княжества Литовского это было предательством. Для личной выгоды и сомнительной государственной пользы Ягайло отдавал свое государство Польше.
Положение православных в Литве резко ухудшилось при сыне и преемнике Ольгерда — ЯГАЙЛО. После его брака с королевой польской Ядвигой последовало вредное для православия соединение Литвы с католической Польшей. Ягайло принял в Польше католичество (1386 г.) и обязался ввести его и между литовцами. Он воротился в Литву с ксендзами и начал насильно крестить язычников-литовцев. Потом к католичеству стали принуждать и православных. В 1414 г. была упразднена Галицкая епископия. Католическая пропаганда получила широкий доступ в Литву, православие начинает даже преследоваться. Все православные были лишены права гербов, шляхетства и чиновной службы. Как русские, так и литовцы были недовольны такой политикой Ягайло, которая вела к потере самостоятельности Литвы. После восстания против Ягайло великим князем Литовским был провозглашен двоюродный брат Ягайло — сын Кейстута ВИТОВТ (1392-1430) с ленной зависимостью от Ягайло.
Уже в начале княжения Витовта у поляков зародилось опасение, что он поведет свое государство по пути, который приведет к ослаблению или полному уничтожению династической унии двух государств: Великого Княжества Литовского и Польши. Чтобы не допустить этого, они добились на Виленском сейме в 1401 году в присутствии короля Ягайло и великого князя Витовта особого постановления: после смерти Витовта Великое Княжество Литовское должно быть возвращено под власть польского короля, великолитовцы не избирают себе великого князя без поляков и поляки не избирают себе короля без великолитовцев. Таким постановлением они хотели закрепить связь двух государств, имея в виду в дальнейшем полное их соединение.
В своей политике по отношению к Великому Княжеству Литовскому поляки сознавали, что на пути к осуществлению их плана лежат серьезные препятствия, которые надо упразднить. Препятствиями были различия в религии, национальности, языке и во всем укладе государственной, церковной и народной жизни. Господствующей религией в Великом княжестве Литовском была православная вера, а в Польше — римо-католическая; государственным языком в Великом Княжестве Литовском был белорусский или русский, а в Польше — польский; Великое Княжество Литовское было монархией наследственной, в то время как поляки избирали себе короля. Эти расхождения являлись большой помехой для объединения двух государств в одно.
В те времена важной государственной силой была аристократия и шляхта. В Великом Княжестве Литовском и в Польше эти слои общества играли великую роль в государстве. В своих унийных планах поляки решили обратить внимание на великолитовскую шляхту и аристократию. Первой их задачей было обратить в католичество шляхту и аристократию и полонизировать ее, чтобы таким образом сделать ее послушной в проведении своих планов. На польской стороне были король и фанатически настроенное польско-латинское духовенство. Эти силы действовали дружно, используя все возможности и средства. Первым этапом задуманного плана было проведение закона о том, чтобы все высшие государственные должности в Великом Княжестве Литовском занимали только лица римо-католического вероисповедания и чтобы великолитовской шляхте, принявшей католичество, предоставлены были привилегии, уравнивавшие ее с польской шляхтой. Такое узаконение было проведено в 1413 году на Городельском сейме. Польский король утвердил это узаконение вопреки протестам православных послов, присутствовавших на сейме. На этом же сейме было вынесено постановление, закрепляющее унию между Великим Княжеством Литовским и Польшей, а также введено административное деление Великого Княжества Литовского по примеру Польши на воеводства. Все эти мероприятия поляков на Городельском сейме были направлены против государственных и национальных интересов Великого Княжества Литовского, но зато служили на пользу Польше.
Государственные деятели Великого Княжества Литовского видели наплыв поляков на их родину, но остановить это не имели силы. При составлении “Литовского статута” в 1522-1529 годах они ввели пункты, запрещающие полякам, как иностранцам, приобретать земельные угодья и занимать государственные должности в Великом Княжестве Литовском. Но это запрещение королем и поляками игнорировалось. Полонизация стран княжества продолжалась.
После смерти Витовта литовцы избрали князем Свидригайло (брата Ягайлы). Православие опять восторжествовало, так как Свидригайло был православным, католичество, наоборот, притеснялось.
В противовес Свидригайло католики провозгласили князем, а затем и посадили на трон фанатичного католика, брата Витовта Сигизмунда Кейстутовича (1432-40). Православие тогда дорого поплатилось за свое кратковременное торжество.
Большинство православных церквей в это время было разрушено. Католики, видя, что православных нельзя силой совратить в католичество, решили прибегнуть к унии, чтобы присоединить православных к католичеству обманом.
Билет 19. Церковная иерархия. Митрополиты Кирилл IIи Максим.
Нашествие татар произвело сильное расстройство церковного порядка. При разорении Киева без вести пропал митр. Иосиф. На его место был поставлен новый митрополит из русских Кирилл П.
Не имея удобного приюта в разоренном Киеве, святитель должен был выбрать для своего местопребывания другой город — или Галич, столицу южного великого князя, или Владимир, столицу великого князя северного. Святитель большую часть времени своего управления провел на севере, где резиденцией его был г. Владимир, но и там он подолгу не засиживался, он все время разъезжал по всей стране от Волги до Карпат, где пришлось ему видеть беспорядки в церковном управлении и жизни народа.
Это послужило поводом к созыву собора епископов во Владимире в 1274 г. Митр. Кирил II выступил на соборе с сильною речью против замеченных им нестроений.
Для руководства в церковном управлении митр. Кирилл представил на утверждение собора новый список церковных правил, выписанный им из Болгарии и содержащий в себе полный Номоканон с прибавлением еще не известных до сих пор на Руси новых церковных постановлений и толкований на правила.
Собственно митрополичьей епархией оставалась Киевская; для Владимира был поставлен тогда же на соборе (1274 г.) особый епископ — Серапион.
Земной жизненный путь Кирилла был окончен в 1280 г. в Киеве, где он и был погребен.
Преемник Кирилла блаж. Максим, родом грек, прибыл из Греции в 1282 г. и тогда же отправился в Орду за утверждением в своем сане от хана. Своей энергией и подвижностью он не уступал своему предшественнику. Как и Кирилл, он большую часть времени проводил в объездах своей громадной митрополии, устрояя церковные дела. Особое внимание он уделял северным епархиям. Последние 6 лет жизни (+1305) он провел в г.Владимире на Клязьме, сделав его центром собственно митрополичьей кафедры. Так сделан был первый решительный шаг к перенесению митрополии на север.На юге, в Галиче, неодобрительно отнеслись к этому переходу митрополита во Владимир. Еще при жизни Максима между Югом и Севером видим следы соперничества из-за митрополии, которое с течением времени все разрастается и ведет к разделению Русской Церкви на две половины.
Юго-западные русские земли все более теряли связь о северо-восточными.
Такими мотивами руководился Галицко-Волынский князь Юрий Львович, возбуждая Константинопольского патр. Афанасия учредить особую Киево-Галицкую митрополию, посылая кандидатом на поставление православного, прославленного подвижнической жизнью, св. Петра, игумена Ратского, что на Волыни, монастыря.