Билет 15. Устройство Киево-Печерского монастыря. Значение Киево-Печерской обители. Другие замечательные монастыри.
С самого начала своего игуменства проп. Феодосий принялся за устроение монастыря. Он ввел в обители устав Студийского монастыря, и в соответствии с ним в монастыре строжайше вводилась общность имущества, вплоть до носильной одежды и пищи. Устав определял также количество, ассортимент, время и порядок принятия пищи. Смирение и абсолютное послушание были первейшим правилом иноческой жизни. В труде и молитве проходила вся жизнь инока.
Примером для всех служила жизнь преп. Феодосия — строгого молитвенника, ласкового отца, смиренного, в одежде с заплатами старца.
В иноки Печерского монастыря принимали с великим испытанием. Новопоступившие должны были убедиться в твердость своих намерений.
По высоте и чистоте иноческой жизни Киево-Печерский монастырь был истинным водителем русских обителей. Он был неисчерпаемым источником для поставления игуменов и настоящей школой архиереев. За 150 лет более 50 иноков получили святительский сан. Иноков с Печерской горы, бесстрашных и неутомимым проповедников слова Божия, можно было встретить во всех уголках русской земли. Но где бы и какой бы иерархический пост не занимал печорский выходец, он всегда думал словами преп. Симона Владимирского: “Всю эту славу и власть вменил бы я в прах, лишь бы Бог привел мне хоть хворостиною торчать за вратами, или сором валяться в монастыре Печерском и быть попираему людьми”.
Поток паломников со всей Руси, пожертвования князей и лепты бедняков превратили обитель в богатейший в мире монастырь; построенные им храмы были великолепнейшими в стране. Иноки по— прежнему вели более чем убогий образ жизни, но благотворительность достигла небывалых размеров.
Однако но этим просияла обитель, а сонмом великих угодников Божиих.
Славу Церкви, кроме основателей обители, составляют: Исаия Ростовский; Стефан, еп. Волынский; затворник Моисей Угрин; затворник Исакий, 12 лет пробывший в затворе в непрерывных слезах; Иоанн Многострадальный, 30 лет проживший в пещере, закопавший себя в землю по грудь на весь Великий пост; князь луцкий Никола Святоша, 6 лот проведший в унизительной для князя службе в поварне и привратником; первый иконописей Алипий; первый летописец Нестор и многие другие.
Преп. Антоний скончался в 1073 г., преп. Феодосии — в 1074 г.
Вслед за Киево-Печерским монастырем возникли новые обители. В Киеве к концу ХII в. было не менее 17. По неполным данным в Смоленске было 5 монастырей, в Переяславе (Южном) и Чернигове по 4; в Галицком княжестве — 3. В Новгороде было до 20 монастырей.
Сохранились краткие сведения о древних монастырях в Беларуси, которые суть нижеследующие.
Монастыри виленские. Свято-Троицкий мужской, основанный в середине 1330 г. в Вильно. Спасский женский в гор. Полоцке, основанный святой Евфросинией, княжной Полоцкой До основания этой обители здесь существовала древняя церковь Спаса, в которой были погребены полоцкие епископы, среди них Мина, поставленный в 1105 году. Основание монастыря относится к 1125 году.
Гродненские монастыри. Гродно — один из древнейших западно-белорусских городов. Он был столицей Гродненского княжества.
Уже в 1185 году в нем было много каменных церквей. К ХII веку относится построение на высоком берегу р. Неман каменной Борисоглебской церкви на Каложи, отчего церковь и получила название Каложской. Лавришевский на берегу р. Неман, мужской, основанный в 1262 году великим князем литовским Войшелгом, в иночестве Лаврентием.
Это же время характеризуется продвижением монастырской жизни на север и северо-восток Руси. Большинство монастырей строилось в городах; каждый удельный князь считал себя обездоленным и “худым”, пока в его стольном городе не возникало иноческой обители. Но наряду с этим на севере вое более видное значение приобретают монастыри, основанные отшельниками в безлюдных местах, преимущественно в лесных дебрях.
В это же время начинает практиковаться пожертвование мирянами недвижимых имуществ.
Билет 16. II период. Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни. Отношение монголов к христианству. Мученики за веру.
В середине ХIII века Русь постигло величайшее бедствие. Монголо-татары, под предводительством Батыя, вышли из Азии и вторглись в пределы русских удельных княжеств. В 1237 году они сожгли Рязань, Коломну, Москву и ряд других городов и двинулись на Киев. Русские князья со своими дружинами мужественно защищались от татар, но не могли отразить надвигавшиеся многочисленные орды монголов, неведомых до того времени на Руси. Разорив Киев зимой 1240 г., они опустошили Беларусь и Галичско-Волынское княжество и ушли на запад: в Польшу, Богемию и Венгрию, угрожая Вене. Нигде не задержавшись, они возвратились за р. Волгу и в заволжских степях расселились на постоянное жительство. Недалеко от нынешнего города Астрахани Батый построил свою столицу — Сарай или Золотую Орду и организовал здесь ханство, заставив русских князей платить ему дань. Татарское владычество на Руси продолжалось около 300 лет и известно в истории под названием “Татарское иго.”
Во время татарского нашествия русские города были сожжены, храмы и монастыри разрушены, население и монахи спасались в лесах либо были убиты, а молодые уведены в плен. В печальном состоянии находился в то время Киев, столица киевских митрополитов. Римский монах Иоанн Плано Карпини, путешествовавший в 1246 году через Киев и Золотую Орду к татарскому хану с письмом от папы Иннокентия IV, писал в своих записках, что в Киеве он застал не более 200 уцелевших домов. Эти записки свидетельствуют о степени разорения города. Татарское нашествие было огромным народным бедствием.
1250 г. патриарх посвятил его на киевскую кафедру. По возвращении из Константинополя митрополит Кирилл поселился не в Киеве, где была его кафедра, а отправился в город Владимир-на-Клязьме. Великим князем здесь был Александр Ярославич, который уговорил митрополита Кирилла поселиться в городе и устроить в нем свою кафедру.
В Киеве и Галичской Руси были недовольны переселением митрополита на северо-восток. Недовольны были и в Великом Княжестве Литовском. Для православных этих областей Руси Киев был не только “матерью городов русских,” но и колыбелью Православия.
При завоевании Руси монголы были язычниками. Они признавали единого Бога, но поклонялись и разным другим богам — солнцу, луне, воде, огню, идолам, теням умерших ханов, верили в очистительное значение огня, в колдовство и держали у себя целые толпы шаманов и заклинателей. В Орде едва ли даже и была одна какая-нибудь господствующая религия. В состав орды входили воины различных вер (больше всего буддисты и мусульмане), и ханы не препятствовали совершению различных религиозных обрядов. В своей книге “Ясе” (книга запретов) Чингис-хан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были.
В Орде свободно отправлялись всякие богослужения, и ханы сами участвовали в совершении и христианских, и магометанских, и буддийских обрядов, уважали и духовенство всех вер.
Летописи донесли до нас имена очень небольшой части тех из умерщвленных, которые не могли оказать вооруженного сопротивления: в числе их смиренные старцы еп. Владимирский Митрофан, еп. Черниговский Порфирий, еп. Переяславский Симеон, архимандрит Феодосии, многие иноки Печерского монастыря. Бесследно исчез Киевский митр. Иосиф. Не один из этих мучеников был убит не на крепостной стене, а за молитвой в церкви или в убогой иноческой келье. Всех их почти перед смертью зверски мучили.