Билет 11. Общий взгляд на богослужение. Первые храмы. Святыни храмов – святые иконы, святые мощи. Значение храмов. Новые русские праздники.
Первым строителем церквей является св. Владимир, повелевавший “рубить церкви по градам”.
В Киеве им была поставлена церковь св. Василия (своего ангела), вторую — каменную — во имя Успения Пр. Девы Марии построил на месте убиения варягов Феодора и Иоанна, украсил ее серебром и золотом и назначил на содержание ее десятину своих доходов, от чего и получила название Десятинной. Остались после него храмы в Берестове, Васильеве, Вышгороде и других местах.
Усердными строителями храмов были и дети Владимира — Мстислав и Ярослав.
Последний построил богатую Киевскую Софию, сохранившуюся до настоящего времени, затем церковь Благовещения на Златых вратах Киева. Сын его Владимир построил Софию Новгородскую.
С течением времени церквей по городам, стало очень много, о чем можно сулить по летописям, где говорится о разных городских пожарах. Например, в Киеве в 1124 г. сгорело до 600 церквей, во Владимире в 1185 г. — 32, в Новгороде в 1217 г. до 20. Церкви были в большинстве деревянные, а каменных было немного.
Православные храмы в Беларуси строились в большом количестве. Князья, бояре и народ любили созидать их. На это не жалели ни средств, ни труда. Любовь к храмостроительству, развившаяся в раннюю пору Христианства на Руси, сохранилась в русском народе до последних времен. О количестве церквей в городах можно судить по следующим летописным свидетельствам. Так, в одном Киеве к концу жизни святого Владимира (ум. 1015) было до 400 храмов. По Никоновской летописи в киевском пожаре в 1017 году сгорело до 700 храмов. Лаврентьевская летопись сообщает, что в 1124 году сгорело 600 церквей, в Турове к концу XVI века было до 80 церквей. Для небольшого города, каким был в то время Туров, давно переставший быть столицей княжества, это число храмов весьма велико. В Вильно в первой половине ХVI в. существовало до 20 церквей. Гванини в своем описании “Европейской Сарматии” (1578 г.), говоря о вере православных, писал, что в Вильно находилась митрополичья кафедра в храме Пречистой. О храмах в других городах Беларуси не сохранилось летописных указаний. Это объясняется тем, что летописи погибли в огне пожаров церквей и монастырей, где они хранились.
Эти христианские святы ни, кроме религиозного, получили и общественное значение. На погосте церковном собирались всякие сходки, решались общественные дела, происходили торги, здесь же стояла школа, в которой учило местное духовенство, и приходская богадельня. От этого наша древняя община всегда носила не столько юридический, сколько религиозно-братский характер.
Лучшим выражением такого религиозного братства ее членов служит древняя приходская братчина. В приходские праздники братство из соборного солода готовила общее братское пиво и вместе праздновало праздник. С течением времени эти временные братчины обращались в постоянные союзы — братства, заботившиеся обо всех приходских нуждах, храмах, причте, школах.
Чем был приходский храм для приходской общины, тем был собор для города и для целого удела. Около него сосредоточивалась вся городская жизнь, жили владыки и князь, собирали во звону соборного колокола вече. Самый город считался как бы принадлежностью собора.
Первые святыни храмов, св. иконы, были вначале не русского мастерства, а получались из Греции или Болгарии. Много принес их с собой св. Владимир из Корсуня и царевна Анна из Царьграда. Древнейшие иконы у нас так и называются общим именем корсунских или цареградских.
Для расписывания храмов иконописью вызывались мастера из Греции. Потом от греческих мастеров иконописное искусство стали принимать и русские. В XI в. встречаем в Киево-Печерском монастыре первого известного по имени иконописца Алипия, который из безвозмездного писания икон для церквей и частных лиц сделал для себя христианский подвит.
Издревле существовал обычай украшать иконы богатыми ризами. Особенно украшались и чествовались иконы чудотворные. Самыми замечательными из них были: 1) икона Богоматери Печерская, принесенная из Цареграда греческими мастерами; 2) икона Богоматери Смоленская (“Одигитрия”); 3) Владимирская; 4) икона “Знамения Божией Матери” в Новгороде; 5) Святителя Николая Зарайского, в 1224 г. принесенная из Корсуня в Зарайск.
Спасский женский в гор. Полоцке, основанный святой Евфросинией, княжной Полоцкой, которая в нем жила и подарила крест с надписью.
Наличие точной даты изготовления 1161 год и имени мастера, указанных на кресте, дают основания считать полоцкий шедевр великой драгоценностью культуры Древней Руси. Полоцкий крест к тому же — всеправославная святыня, драгоценная реликвия вселенского христианства. Шестиконечная форма креста, по мнению богословов, символизирует первобытный свет: шесть концов означают шесть дней творения мира. Изображения на Кресте иллюстрируют почти всю историю Нового Завета и древней церкви.
Крест украшен драгоценными камнями и металлами. Изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, четырех евангелистов, апостолов Петра и Павла, святой Ефросинии и других святых угодников выполнены на пластинах перегородчатой эмали — это исключительно сложная ювелирная техника средневековья.
Особую ценность придают реликвии частицы святых мощей, размещенных в Кресте. На лицевой стороне — Кровь Христа в верхнем перекрестье, «Древо Животворящее» в нижнем перекрестье. На обратной стороне — камень от Гроба Пресвятой Богородицы в верхнем перекрестье, частица Гроба Господня в нижнем перекрестье. В Крест вложена также кровь святого Дмитрия, частицы мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона и иных угодников Божьих. Эти святые реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую направила в Византию преподобная Ефросиния.
СВЯТЫЕ МОЩИ. Другою чтимою святынею были мощи. Их доставлял на Русь Царьград, бивший тогда хранилищем мощей из разных мест Востока, захваченных магометанами. Открывались мощи и русских святых: в 1007 г. были открыты мощи св. великой княгини Ольги, в 1020 г. — свв. Бориса и Глеба, в 1091 г. — преп. Феодосия Печорского, затем свв. Леонтия, Исаии, Авраамия ростовских и др.
Обретение мощей русских угодников Божиих, чудеса, например, чудо “Знамения Богородицы” во время осады Новгорода в 1170 г., чудо от икон Спасителя, Богоматери и Честного Креста в победе 1 августа князя Андрея Боголюбского над болгарами (1164 г.) и другие события делались поводом ж установлению новых праздников. К концу XI или в начале ХII в. явился новый праздник перенесения мощей св. Николая из Мир Ликийских (в М.Азии) в г.Бар в Италии (оно происходило в 1087 г. по причине занятия Ликии турками), праздник, которого греки но праздновали.