Билет 6. Начало Русской митрополии. Митрополиты - греки. Митрополиты из русских.

Русская Церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриарха. Первым ее митрополитом был приехавший с Владимиром из Корсуня митр. Михаил (+992). Все время его святительства прошло в распространении христианства, в путешествиях, и кафедра его была “в лодке”. Правильное же устройство дал митрополии его преемник Леонтий (+1008), который в 992 г. разделил ее на епархии и назначил архиереев. Кафедра митрополичья была в Переяславе, и лишь при Ярославе, когда был построен Софийский собор с митрополичьим домом, митрополиты перешли в самый Киев.

Русские митрополиты избирались и посвящались в Греции патриархом, с согласия императоров и, разумеется, из греков или выходцев из национальных меньшинств, населяющих Византию.

За время от 1015 по 1125 только о двоих — Илларионе и Ефреме — положительно известно, что они были коренными русскими.

Константинопольские патриархи предоставляли русским первосвятителям полную самостоятельность. Русский митрополит имел такие же права, какие патриарх в Константинополе. Он осуществлял контроль над епископами, рассматривал жалобы на решения епископских судов. Своим поведением митрополиты греки но давали никаких поводов к подозрению, и нет оснований отрицать, что они были такими же доверенными советниками для князей, как митрополиты из русских.

МИТРОПОЛИТЫ ИЗ РУССКИХ

У великих князей рано явилась мысль об избрании митрополитов из русских. После смерти митрополита Феопемпта греки три года не присылали нового митрополита. В Европе только что окончилась война Ярослава с греками, в которой греки ослепили 800 у русских пленников. И вот в 1051 г. “Бог князю вложи в сердце” избрать митрополита из русских. Собором русских епископов был поставлен Илларион, священник княжеского села Берестова.

Кандидатура Иллариона, ввиду громадного его авторитета, была одобрена и патриархом, и избрание его, без предварительного сношения с патриархом, не создало конфликта. Он был мужем благочестивым, часто уединялся для молитвы в пещеру, которую выкопал в горе недалеко от своего села, и, кроме того, был известен как выдающийся церковный писатель.

Несколько времени спустя, в конце XI в., видим еще митрополита из русских, св. Ефрема. Он был известен как святой муж и чудотворец. С вое управление митрополией он ознаменовал построением многих церквей, больниц и странноприимец. Впрочем, поставление на митрополию он получил не на Руси, а в Греции.

После Иллариона другой пример независимого поставления митрополита из русских видим в 1147 г. при Изяславе Мстиславовиче.

В 1145 г. митр. Михаил, но находя в себе достаточно сил размотать клубок междоусобных интриг, удалился в покой в Византию. Поставление преемника задержалось, кажется, вследствие неурядиц в самой Константинопольской патриархии. И Киев два года оставался без первосвятителя.

Князь Изяслав Мстиславич в 1147 г. созвал собор епископов Русской Церкви (присутствовало 9 святителей) и указал желанного ому кандидата. Им был Климент Смолятич. Лучшего выбора нельзя было сделать. Высокого духа монах, схимник-затворник, человек огромного ума и образованности, философ, каких, по словам летописи, “№а Руси не бывало”.

За киевское княжество шла борьба между Изяславом и ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким. Два раза Киевом овладевал Юрий и оба раза вместе о Изяславом удалялся из Киева и поддерживающий его Климент.

После смерти Изяслава (1155 г.) Киевом овладел Юрий, он удалил Климента во Владимир Волынский, требуя нового митрополита. Прибывший в 1156 г. митр. Константин сгоряча запретил в служении всех священников, рукоположенных Климентом. Но в 1158 г. дети Изяслава водворились в Киеве, и на княжеский престол сел Ростислав Смоленский. Константин удалился в Чернигов, а Климент возвратился в Киев. Однако Ростислав добился присылки из Константинополя митр. Феодора, но тот скоро умер. А Климент вое еще оставался в живых. Ростислав тогда стад ходатайствовать об утверждении Климента. Но послы Ростислава по дороге встретились с ехавшим в Киев новопоставленным митр. Иоанном IV: Клименту пришлось ограничиться епархиальным архиерейством. После этого с Константинопольской патриархией восстановились спокойные взаимоотношения. Патриархи о этого времени стали считаться при поставлении митрополитов с мнением великого князя.

Наши рекомендации