Билет 1. Понятие о науке Истории Русской Церкви, Источники науки. Разделение на периоды. Христианство в пределах России до начала Русского государства.
История Русской Церкви как наука систематически изображает ход постепенного внешнего и внутреннего развития Христовой Церкви на Руси.
Она выясняет: как распространялось христианство среди русских людей и инородцев, живущих на территории Руси; какое было внутреннее иерархическое устройство; какие были отношения к государству; как усваивались законы Вселенской Церкви Русской Церковью, какие особенности под влиянием народных понятий и местных жизненных условий обнаруживались в православном богослужении Русской Церкви и как под влиянием Церкви шло нравственное преуспеяние русского народа.
РАЗДЕЛЕНИЕ НА ПЕРИОДЫ. История Русской Церкви разделяется на четыре периода:
1 период — КИЕВСКИЙ — от начала Русской Церкви до перенесения митрополии из Киева на север. Церковная жизнь в этот период развивается преимущественно на юге с центром в Киеве под непосредственным влиянием Греческой Церкви.
II-й период — МОСКОВСКИЙ — от утверждения митрополичьей кафедры в Москве до конца патриаршества. Жизнь обеих митрополий текла отдельными руслами. Для Московской митрополии наступил период внутреннего преуспеяния, а Киевская митрополия терпела бедствия от иноверных польско-литовских государей.
III-й период — ПЕТЕРБУРГСКИЙ (синодальный). С начала ХVIII в. настало новое время для всей русской жизни. Русская Церковь на протяжении всего этого времени была под сильным нажимом и влиянием государства.
IV-й период — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
Характерной особенностью этого периода является — отделение Церкви от государства и лояльное отношение государства к Церкви и Церкви к государству, а также — восстановление патриаршества.
ИСТОЧНИКИ И ПОСОБИЯ. Одни источники бывают общие с общей церковной историей (вещественные памятники и литературные произведения), иные — частные, относящиеся непосредственно к церковной жизни на Руси. Таковы: правила, грамоты и законы русских князей и иерархов, предания, проповеди, легенды, обряды, обычаи, жития святых. Пособиями при изучении истории Русской Церкви являются: “История Русской Церкви” митр. Макария Булгакова в 12-ти томах.
Больше всего следов раннего христианства мы можем видеть в Закавказье. Предания говорят о проповеди Слова Божия апостолами из числа 12-ти (в т.ч. Андреем Первозванным) и из числа семидесяти на территории нынешней Армении. Очень рано, уже в 1 в. по Р. Хр., христианство проникает в Грузию.
Ап. Андрей Первозванный проповедовал как среди коронного населения Восточного Причерноморья, так и среди обитателей многочисленных греческих колоний, внедрившихся в этом районе за V-VII веков до Р. Хр.
Но самые крупные и многочисленные колонии греков были в Крыму. И по преданиям, вполне основательным, ап. Адрей направляется туда. Сосланный в Крым в 94 г. муж апостольский, римский еп. Климент ужо нашел там до двух тысяч христиан в одном только городе Херсонесе. Тот же ап. Андрей Первозванный, по преданию, пошел из Крыма к северу, поднялся вверх по Днепру. Предание рассказывает, что ап. водрузил Крест на склоне горы, где позже вырос Киев, и предсказал славное будущее этому месту (“на этих горах воссияет благодать Божия, имеет быть на них построен великий город и Бог воздвигнет на них многие церкви”).
В VI-VII вв. восточные славяне были связаны о многими другими народами и странами. Мирные и военные встречи с Византией очень способствовали продвижению христианства в восточно-славянские земли. Предания говорят нам о трех случаях массового крещения восточных славян. Около 790 г. новгородская варяго-русская дружина приняла крещение в крымском городе Сурож. Вскоре после этого какая-то дружина “россов”, после неудачного нападения на греческий город Амастриду, тоже просила крещения. Наконец, в 864 г. киевские князья Аскольд и Дир, потерпевшие, благодаря чудесной помощи Божией Матери грекам, поражение в попытке овладеть Константинополем (Царьградом), попросили у патриарха Фотия епископа проповедника, и тот, прибыв в Киев, крестил князей и многих киевлян.
Билет 2. Крещение великой княгини Ольги. Обстоятельства крещения святого Владимира. Крещение русских в Киеве. Образование Русской Церкви.
В конце IX в. складываются основы древнерусской государственности. Киев, Полоцк и Новгород почти одновременно делаются притягательными центрами для окрестных и даже для сравнительно отдаленных славянских племенных княжеств.
Как широко известно, князь Олег совершил большой, блистательно успешный набег на Царьград в 911 (912) г., в результате победы значительно усилились мирные торговые сношения Руси с Византией на очень выгодных для Киева условиях.
Около 944 г. преемник Олега, кн. Игорь, повторил набег на Царьград. Несмотря на неудачу похода в военном отношении. Есть свидетельства о том, что в Киеве были уже христианские Церкви, среди которых выделяется Церковь св. Илии, именуемая “сборной” (скорое всего, в смысле соборной, в отличие от приходских).
После смерти Игоря в 945 г. великокняжение на двенадцать лет переходит к его вдове Ольге (во св. Крещении — Елена) (890 г.), и первой женщине правительнице Руси, и к тому же мудрой правительнице. Умудренная немалым житейским опытом Она сама принимает св. веру, и ее примеру следуют многие киевляне.
В 957 году, передав управление государством сыну своему Святославу, она предпринимает путешествие в Царьград в сопровождении большой свиты, причем ближайшим спутником княгини был священник Василий, вероятно, ее духовник и наставник ее в св. вере. Имп. Константином Багрянородным (Порфирогенитом) и патриархом она была встречена весьма торжественно и уже как христианская правительница, соседка и союзница. Исторически считают, что цель ее визита была не столько гражданско-государственная, сколько — религиозная. Современная византология сомневается в принятии ею св. Крещения в самом Константинополе.
Третий сын князя Святослава Игоревича Владимир (978-1015) от бабки своей Ольги он унаследовал ее христианскую настроенность и опыт державной деятельности, от отца — его прямой, открытый нрав, решительность в действиях и несгибаемую волю к честному одолению своих врагов.
Внимательное изучение русских летописей и иноземных письменных источников приводит к выводам, что, во-первых, Владимир принял св. крещение, будучи вел. князем, во-вторых, что крестился он, по видимому, в Киеве между 986 и 988 гг.
Широко известно предание об “испытании вер” Владимиром. Вкратце его содержание сводится к следующему: в 986 г. к Владимиру приходили с предложением своих вер посланцы мусульман (с Волги), иудеев (из Крыма), Римского папы и византийских греков.
Владимир сразу отверг предложения мусульманства, противного ему обрядом обрезания и запрещением винопития и употребления свинины; отклонил иудейство, сочтя рассеяние иудеев по всему миру знамением возмездия Бога за грехи этого народа; отрицательно отнесся к “латинской воре”, заметив, что прежние поколения русских христиан и св. кн. Ольга отвергали “римские” особенности обрядов и обычаев. Более всего его убедили впечатляющие речи греческого философа.
Однако Владимир и ему заявил о своем намерении подождать и подумать прежде, чем решиться на принятие христианства. В следующем 987 г. Владимир снарядил 10 “добрых и смышленых мужей”, “слов” в разные страны для ознакомления с перечисленными выше верами на местах.
Послы (по-древнерусски “слы”) возвратились, неотразимо очарованные византийским храмом и богослужебным великолепием, с весьма холодными впечатлениями от других вер. Владимир окончательно склонился к христианству.
Такова реальная основа предания.
В 988 г. Владимир во главе войска идет походом на крымские владения Византии. Поход носил карательный характер. Дело в том, что в соответствии с греко-русским договором (подписанным еще при Игоре) о взаимной помощи Владимир помог византийским импер. Василию и Константину преодолеть серьезную угрозу их власти со стороны одного из своих полководцев. В награду греки обещали многое; в числе обещаний был и брак Владимира с сестрой императоров Анной.
Однако греки столь упорно оттягивали обещанное, что Владимир решился на названный поход. Русские овладели крупнейшим крымским форпостом Византии, городом Корсунь (Херсонес). Анна с большой свитой и сонмом духовенства была привезена в Корсунь. Там в торжественной обстановке было совершено христианское бракосочетание Владимира 6 Анной и одновременно крещение дружины Владимира.
В Киев Владимир возвратился с большим числом священников. Нужно полагать, что далеко не все они были греками по национальности, совершенно очевидно, что многие из них были славянского происхождения, к болгарской народности принадлежал и первый поставленный для Руси Константинопольским патриархом и вскоре прибывший киевский митрополит Михаил.
И после того, как под здание святого дела был подведен могучий фундамент, приступили к истреблению языческих идолов; со дня на день увеличивалось количество христиан. Наконец, последовал указ о явке всех некрещеных русских киевлян на р.Почайну и совершился великий исторический акт. Христианство волей Божией становилось государственной религией Киевской Руси.
После крещения князя и киевлян получила начало и Русская Церковь. С Владимиром приехало на Русь, кроме митр. Михаила, 5 епископов и священники. Стали строиться храмы, совершаться богослужения, словом, началась историческая жизнь Русской Православной Церкви.