Беседа Иисуса Христа с самарянкой. Заочное исцеление сына царедворца.
Был жаркий полдень, когда Христос со Своими учениками подошел к древнему городу Сихем (Сихарь). Утомленный, Иисус Христос сел отдохнуть у колодца Иакова, из которого окрестные жители черпали воду с незапамятных времен. Ученики тем временем отправились купить пищи в город. Между тем к колодцу с кувшином подошла женщина самарянка, чтобы набрать воды. Он обратился к ней с просьбой: «Дай Мне пить».
По одежде и языку женщина сразу увидела, что незнакомец иудей, и удивленно ответила Ему: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются».
Спаситель, увидев простодушие и искренность самарянки, захотел просветить ее великими истинами, постигнуть которые не дано было величайшим мудрецам древнего мира. Возводя её мысль от простой вещественной воды, утоляющей временно телесную жажду, Он напоминает ей о существовании другой «воды» — благодати Божией, утоляющей жажду духовную. «Если бы ты знала дар Божий, — сказал Он удивленной женщине, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».
«Господин, — Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?»
Христос говорит самарянке, что «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек...».
Под «живой водой» Господь имеет в виду Свое благодатное учение, которое утоляет духовную жажду души человеческой и приводит ее к вечной жизни. «Напившись живой воды» — благодатного учения Христова, человек уже сам становится источником этого учения, ведущего людей в жизнь вечную.
Но самарянка, сердце и сознание которой были заполнены суетой мира сего, не смогла сразу уразуметь смысла слов Господних. Она все думает о физической воде и просит Христа: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».
Желание избавиться от труда и хорошо устроиться в материальном плане без духовного совершенствования — это свойственно не только самарянке... Он говорит ей: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Эти слова болезненно подействовали на совесть женщины, и она смущенно ответила Ему: «У меня нет мужа».
Господь одобряет ее искреннее признание и добавляет: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе...». Она стала спрашивать Иисуса Христа о глубочайших вопросах духовной жизни, о том, что составляло «святая святых» ее души, — Кто есть Бог и где Ему молиться: на горе Гаризим или в Иерусалиме? Чья вера правильная — иудейская или самарянская?
«Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, инее Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Этой простой неграмотной женщине Спаситель говорит о глубочайшей сущности религии духа и впервые открывает ей тайну Своего пришествия.
Между тем пораженная и изумленная самарянка, оставив водонос, побежала в город рассказать людям о своей чудесной встрече. Вместо вещественной воды она несет в Сихем «воду живую».
А в это время у колодца ученики предлагали Иисусу пищу. Господь же ответил им, что Его пища заключается в том, чтобы творить волю Отца Его Небесного. Затем, указывая им на приближающиеся толпы самарян, Господь сказал: «Вы говорите, что еще четыре месяца до жатвы. Взгляните на эти поля, как они пожелтели для духовной жатвы. Вы будете радостно пожинать жатву, которую Я посеял трудом и страданиями» .
Многие самаряне уверовали во Христа, а Господь, пробыв у них два дня, пошел из Сихема в Галилею. Церковное предание говорит, что самарянка впоследствии стала мученицей с именем Фотина.
2. События Великой Среды. Великий Четверг: Тайная Вечеря.
Христос сказал апостолам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие». Сказав эти печальные слова, Господь поднялся и вместе с учениками направился в Вифанию.
А тем временем в Иерусалиме, в доме первосвященника Каиафы члены Синедриона собрались на тайное и беззаконное совещание. Всенародное обличение их в храме Иисусом вызвало у них страшное негодование, и они решили поскорее покончить с Проповедником. При этом они опасались только одного: как бы не вызвать бунта среди народа. Поэтому первосвященники решили убить Христа после праздника, когда многочисленные паломники разойдутся из Иерусалима.
Но врагам Иисуса не надо было ждать так долго, — к ним на помощь под покровом ночи из Вифании спешил один из двенадцати учеников Спасителя Иуда Искариотский. Он, вероятно, уже давно носил в себе мысль о предательстве своего Учителя, и вот теперь явился к первосвященникам, предлагая им свое предательство за деньги. «Что вы дадите мне, и я вам предам Его», — сказал Иуда членам Синедриона. «Не бойтесь взять Его во время праздника, — продолжал Иуда свою речь, — Я предам Его вам так секретно, что народ ничего не будет знать об этом». Пораженные и обрадованные предательством одного из ближайших учеников Христа, члены Синедриона предложили ему тридцать сребреников. Иуда взял деньги и с этого времени стал искать удобного случая, чтобы выдать Синедриону своего Учителя.
За два дня до Пасхи, в четверг утром, Спаситель сказал ученикам: “Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.”
В это время собрались первосвященники, книжники, и старейшины народа иудейского и на совете решили взять хитростью Иисуса и убить. Тогда к ним пошел Иуда Искариот, один из апостолов, и сказал: “Что вы дадите мне, если я предам Его вам?” Они предложили ему тридцать сребренников (серебряных монет), и с этого времени Иуда искал удобного случая предать Его.
Когда настал вечер, Иисус пошел с учениками Своими в Иерусалим и возлег в приготовленной для празднования Пасхи большой комнате.Встав во время вечери (ужина), Иисус снял с Себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем и, влив воды в умывальницу, начал омывать ноги ученикам Своим, вытирая затем полотенцем. Этим омовением ног Иисус Христос показал апостолам пример смирения. Потом Господь сказал им: “Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите. Итак, если Я — Господь и Учитель — омыл вам ноги, то и вы должны делать то же, что Я сделал вам. Раб не больше господина своего, и посланник не больше того, кто послал его.”
Умыв ноги ученикам, Иисус снова возложил на Себя одежду и продолжал вечерю. Во время беседы Он сказал ученикам: “Очень хотел Я есть с вами Пасху перед Моими страданиями. Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.” Это очень удивило учеников, они опечалились, стали переглядываться и говорить между собой: “О ком Он говорит?” Потом один за другим стали спрашивать: “Не я ли, Господи?” А Иоанн, любимый ученик Иисуса Христа, наклонился к Господу и тихо спросил: “Господи, кто это?” Он же сказал в ответ: “Тот, кому Я подам кусок хлеба.” Потому что Он знал предателя Своего. Он обмакнул кусок в блюдо и подал его Иуде Искариотскому. После этого Иуда тотчас же вышел. Была ночь.
Когда они ели, Иисус взял хлеб, благословил, преломил и, давая ученикам, сказал: “Примите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое во оставление грехов. Сие творите в Моё воспоминание.” Потом взял чашу с вином, возблагодарив Бога, благословил её и подал им, говоря: “Пейте от неё все. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Моё воспоминание.” Так было установлено таинство Причащения Тела и Крови Христовой.
Пропев по обычаю хвалебные гимны, Иисус Христос и апостолы вместе пошли после вечери в Гефсиманский сад на Елеонской горе.
Билет 16