Краткие сведения о Евангелии. Святые евангелисты.
Слово евангелие означает благая (добрая) весть. Евангелия содержат Благую весть, проповеданную Иисусом Христом, излагают Его учение, рассказывают о Его чудесах, и, самое главное – о Нем Самом, о спасении, которое Он принес миру через Свои смерть и воскресение. Около 30 лет после смерти и воскресения Иисуса Христа апостолы проповедовали Евангелие устно. За это время собирались записи Его изречений и рассказы о Его делах. Так возникли евангелия. Первые три Евангелия обнаруживают между собой большое сходство, тогда как Евангелие от Иоанна сильно отличается от них и по материалу и по общей тональности повествования. Первые три евангелия традиционно называются синоптическми (от греч. – смотрящий в одну точку, т.е. эти евангелия сходны по взгляду на евангельские события и по методу их изложения.
Апостол Матфей написал свое евангелие для христиан из евреев, первоначально на арамейском языке, затем оно было переведено на греческий. Матфей был сборщиком податей, призванный Иисусом к апостольскому служению.
Евангелие от Марка, согласно мнению большинства исследователей признается первоисточником для евангелий от Матфея и от Луки, значит это самое раннее Евангелие, написанное в 60-х гг. Иоанн Марк упоминается в книге Деяний апостолов, как активный член Иерусалимской общины. Главным источником сведений для Марка был апостол Петр. Предположительно юноша, который во время взятия Иисуса под стражу убежал нагим, вырвавшись из одеяла, в которое завернулся – был сам Марк, поскольку в других евангелиях этот эпизод не упоминается.
Апостол Лука адресовал свое Евангелие в первую очередь христианам из язычников; непосредственно адресует его некому Феофилу (как и продолжение – книгу Деяний). Сам Лука – врач, обращенный из язычников, спутник апостола Павла в его многочисленных путешествиях.
Евангелие от Иоанна сильно отличается от других. Цель его написания – «чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий» (20, 31). Автор – называет себя «учеником, которого любил Иисус» - Иоанн Апостол. Самое позднее из Евангелий. Пролог (Ин. 1, 1-18) читается за пасхальной Литургией и на этом экзамене на греческом языке.
2. Исповедание апостолом Петром тайны Сына Человеческого.
Вскоре после чуда насыщения множества народа семью хлебами, Христос с учениками направился в окрестности Кесарии Филипповой. Шел последний год Его общественного служения. Но надо было после Себя оставить на земле преданных учеников, готовых продолжить строительство Царства Божия среди всех народов. А для этого необходимо было много времени проводить наедине с учениками, чтобы очистить их сознание от ложных представлений и заполнить его истинным учением о Мессии.
Апостолы, как и все евреи, ожидали, что Мессия возведет Свой народ на вершину почестей и могущества; а Христос проповедовал им смирение сердца и сокрушение о грехах. Они ожидали, что с явлением Мессии язычники преклонятся перед Израилем; а Он провозглашал, что язычники будут равными с народом Божиим. а Он учил, что Царство Мессии приблизится лишь незримым могуществом Слова и Духа Божия, постепенным незримым могуществом Слова и Духа Божия, постепенным преображением человеческих сердец.
Но апостолам трудно было отказаться от ложных представлений о Мессии, и только Дух Отца Небесного мог открыть им тайну Сына Человеческого.
Однажды, когда Христос с учениками шел по дороге к Кесарии Филипповой, Он спросил их: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Апостолы ответили Иисусу, что в народе существуют различные мнения о Нем. Одни почитают Его «за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков».
Тогда Господь спросил их: «А вы за кого почитаете Меня?» От лица всех апостолов ответил Ему Симон Петр: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго?» На это Господь сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах...».
Исповедание Петра было высказано так твердо, решительно, что Христос сказал ему: «Ты — Петр (камень) и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...».
Господь обещал, что на такой, как у Петра, горячей вере Он, Христос, создаст Свою Церковь, которая будет непоколебима, как скала среди бушующего моря, так что никакие силы ада не смогут ее разрушить. Поэтому сила Церкви будет заключаться в непоколебимом, как камень, открытом исповедании людьми их веры во Христа — Сына Божия.?»... И дам тебе ключи Царства Небесного, — продолжал Христос, обращаясь к Петру, — и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Этими словами Господь дал ап. Петру, а впоследствии и всем Своим апостолам великую власть «вязать и решить» (Ин. 20:28; Мф. 18:18), т. е. прощать или не прощать грехи людям.
Итак, Отец Небесный через ап. Петра открыл ученикам, а через них и всему человечеству тайну Иисуса Назарянина. Тайна Иисуса — это тайна Бога, принявшего человеческую природу для спасения всего человеческого рода.
С этого времени Иисус Христос начал открыто говорить Своим ученикам, что Ему для спасения людей надлежит много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников и быть убитым, и в третий день воскреснуть.
Это откровение Христа очень смутило учеников. Пылкий ап. Петр отвел Иисуса в сторону и стал уговаривать Его: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою?»
Из этих слов Петра видно, что он имел иудейское понятие о Мессии и не понимал еще учения о спасении людей через страдания Христа, в нем еще преобладали чувства земные над духовными. Просьба Петра была подобна искушению диавола, который также предлагал Господу вместо духовного — земное, вместо Царства Небесного — царство мира сего. Вот почему на просьбу Петра Христос ответил следующими словами: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». После этого ап. Петр прекратил свой спор, а сатана отступил.
Тогда Господь сказал Своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Билет 2