Восьмая Заповедь Закона Божия «Не укради»
Священное Писание называет кражу среди тягчайших преступлений, таких как богохульство, убийство и других, исходящих из сердца (ср:Мк.7,22). Святой апостол Павел говорит: «Воры – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6,10).
Грех против восьмой Заповеди может иметь следующие виды:
1. Воровство, т.е. тайное похищение чужого добра.
2. Обман или присвоение чужого хитростью; например, когда платят поддельными деньгами.
3. Святотатство или присвоение того, что посвящено Богу и Церкви.
4. Взяточничество
5. Тунеядство, когда получают жалованье за неисполненную работу.
6. Разбой или грабительство, когда открыто отнимают чужое насилием.
7. Лихоимство, когда берут большие деньги с нуждающихся людей, пользуясь чужой бедой. Например, когда больному продают лекарства по завышенной цене.
Запрещая кражу во всех ее видах, восьмая Заповедь предписывает следующие добродетели:
1. Добросовестный труд. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Учись работать, чтоб не учиться просить милостыню».
2. Бескорыстие. «Бог для того дал тебе с избытком, чтобы ты дал другим», – учит преподобный Ефрем Сирин.
3. Милосердие.
Высшей добродетелью, к которой призывает восьмая Заповедь, является нестяжание или добровольное отречение от собственности. «Если хочешь быть совершенным, – заповедует Спаситель, – пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» (Мф.19,21). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя эти слова Господа Иисуса Христа, говорит: «Здесь, несовершенным христианам Спаситель заповедует добродетель милосердия».
Билет 28
Девятая заповедь Закона Божия. Общее содержание заповеди. Виды грехов, запрещаемых этой заповедью.
Девятая Заповедь Закона Божия «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна»
Девятая Заповедь запрещает вредить окружающим нас людям даже словом, и этим ещё больше расширяет нашу любовь к ближним. Эта Заповедь говорит о недопустимости всякой лжи, будь то в частной жизни, будь то в общественных делах, будь то на суде.
О том, что ложь имеет прямое отношение к миру зла, свидетельствуют следующие места Священного Писания. Так премудрый Соломон возвещает: «Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч.12,22). В Новом Завете Спаситель прямо указывает на то, что ложь исходит от сатаны, который есть «лжец и отец лжи» (Ин.8,44). Святые апостолы очень резко выступали против лжи. Апостол Иаков пишет: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1,26). «Всякая неправда есть грех», – пишет апостол Иоанн Богослов. (1Ин.5,17). Апостол Павел призывает: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг другу» (Еф.4,25).
Запрещая ложь, девятая Заповедь предписывает следующие добродетели:
1. Внимательное отношение к самому себе, через постоянное самоосуждение и рассматривание своих грехов. «Если охранишь уши свои, – учит преподобный Исаия Отшельник, – не погрешит язык твой».
2. Нужно отзываться о ближних обдуманно и скромно.
Если мы видим недостатки и слабости других, то нужно молитвенно просить у Бога, чтобы Он помог нашим ближним исправиться. Бывают такие моменты в жизни, когда приходиться уклониться от правды. «Кто хочет, по необходимости изменить слово, – рассуждает авва Дорофей, – пусть делает это со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение своё и необходимость, и тогда он будет прощён, но вред он всё-таки получает».
Билет 29
Десятая заповедь Закона Божия. Содержание заповеди. Грехи, запрещаемые десятой заповедью. Зависть. Порочные мысли - семена греховных дел. Обязанности, налагаемые десятой заповедью, и средства к их исполнению. Притч. 15,26; 2 Кор.7,1; МФ. 15,19; Иак. 1,14,15; Мф.23,26; 1 Кор.7,20,21; Евр. 4,15; 2,18; Лк.4,18,19; МФ, 1 1,28.
Десятая Заповедь Закона Божия «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего»
В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом и словом. Десятая заповедь запрещает даже всякую нечистую мысль против ближнего.
Греховные желания запрещаются прежде всего потому, что они уже сами по себе делают душу нечистой пред Богом. «Мерзость Господеви помысел неправедный» (Притч.15,26). К тому же от беззаконных желаний, как от семян, рождаются все греховные деяния. Поэтому для спасения недостаточно иметь только внешнее благочестие. Христианин должен постоянно следить за своими мыслями, не допуская их до страстных мечтаний. Как пишет премудрый Соломон: «Падению предшествует надменность (злопомышление)» (Притч.16,18). В Новом Завете Спаситель говорит: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15,19). «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью, – пишет апостол Иаков, – похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1,14,15).
По учение преподобного Иоанна Лествичника ко всякому незаконному действию ведут следующие греховные ступени:
1. Прилог – простое слово или мысль, вновь являющаяся уму и вносимая в сердце.
2. Сочетание – есть собеседование с явившейся мыслью или образом. Это собеседование или мечтание может быть со страстью или бесстрастно.
3. Сосложение – есть согласие души с представившимся помыслом. Это согласие обычно сопровождается услаждением.
4. Желание – есть насильственное и невольное увлечение сердца.
5. Борьба – состояние души, когда человек осознает внутри себя равенство добрых и злых сил.
6. Страсть – сам порок, сделавшийся через привычку природным свойством души.
Десятая заповедь предписывает следующие добродетели:
1. Хранение чистоты своего сердца, через постоянное самоукорение и исповедь духовнику. «Очисти, прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их», – заповедует Спаситель (Мф.23,26). Апостол Павел пишет: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что достославно, что только добродетель и похвала – о том помышляйте, и Бог мира будет с вами» (Фил.4,8,9)
2. Благодарность Господу за свое состояние. «За всё благодарите» (1Фес.5,18), «Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь, что есть» (Евр.13,5), – пишет апостол Павел. «Благодарность приемлющего, – говорит преподобный Исаак Сирин, – побуждает Дающего подавать дары большие прежних».
Общая суть десяти заповедей Моисеева Закона в Новом Завете так изъясняется Господом Иисусом Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,38,39). Как известно, эти 2 Заповеди расположены в двух разных Моисеевых книгах (Втор.6,5; Лев.19,18).
Билет 30
Употребление учения о вере и благочестии в жизни. 2 Петр. 1,3; 1 Кор. 13,13; Ин.13,17; Лк. 1 2,47; Лк.1 1,28; Иак. 1,22,25; 2 Петр. 2,21,22; Евр. 2,1-4; Ин. 13,17; 2 Кор. 1,19; Лк. 1 7,10.
Знание Божественных Заповедей должно быть связано с посильным их практическим применением. Как учит Господь Иисус Христос: «Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11,28). «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин.13,17). «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк.12,47).
не заботясь об исправлении своей жизни, пришли в такое ожесточение, что убили Господа. О таких людях святой апостол Пётр пишет так: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину», и «вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр.2,21,22).
Идеал нравственного совершенства для христиан очень велик. Спаситель говорит: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). Поэтому как бы много мы не преуспели в деле исполнения Заповедей Божиих, мы всегда должны помнить слова Спасителя: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие; потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17,10).
Предостерегая христиан от высокого мнения о себе, святой апостол Павел пишет: «Кто думает, что стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10,12).
Таким образом, христианский путь должен вести к тому, чтобы человек смог увидеть величайшую поврежденность своего существа. Ради восстановления людей воплотился Сын Божий. Но если человек не осознает своей поврежденности, то становится неспособным к усвоению искупительных заслуг Спасителя. Как говорит Господь наш Иисус Христос: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19,10).