Восьмая Заповедь Блаженств «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное»
В этой Заповеди под «правдой», по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, следует понимать веру христианскую и жизнь по Заповедям Христовым:
Как говорит Сам Господь: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15,20). «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, – свидетельствует святой апостол Павел, – будут гонимы» (2Тим.3,12).
Во-первых, ревность к правде должна быть нелицемерной.
Во-вторых, искреннее и твердое убеждение ревнующего о правде должно быть нераздельно связано с его собственной жизнью и памятью о своих недостатках.
В-третьих, ревнующие о правде Божьей надеются «не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых» (2Кор.1,9).
Блаженные в первой и в восьмой Заповедях Христовых обретают награду: Царство Небесное. Первые победили гордость, вторые отринули тщеславие, противоположное Божией славе.
Девятая Заповедь Блаженств «Блажени, есте егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»
Следует отличать мужество Христовых мучеников от фанатизма (от лат. «фанатикус» – «исступленный»). Фанатик отличается крайней нетерпимостью к взглядам окружающих. Самоотвержение фанатика – есть следствие его упрямства, ослепления, злобы и ревности не по рассуждению (ср.Рим.10,2). Мученик же Христов самоотвержен в силу своей любви к Богу и ближним. Как говорит об этом апостол Павел: «Если я отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13,3).
О том, что любовь и вера являются средствами, помогающими перенести мучения, свидетельствуют богослужебные тексты. Таким образом, степень будущего блаженства зависит от того, насколько мы с помощью веры и надежды исполнили заповедь о любви к Богу и ближнему.
Билет 14
Часть третья. О Любви. О союзе между верой и любовью. 1 Ин. 5,3; Ин. 14,21; 1 Ин. 3,18; Иак. 2,26; 1 Ин. 3,14; Еф. 2, 8, 9; 1Кор. 13.
Определение: «Христианская любовь – есть способность верующего стремиться к Богу, как высочайшему благу, и уподобляться Ему путем исполнения Его воли».
Священное Писание свидетельствует, что любовь проистекает от сущности Божией. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем» (1Ин.4,16), – пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Истинную любовь может иметь только тот, кто исполняет волю Божию, которая отражена в Заповедях: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали Заповеди Его» (1Ин.5,3). «Кто имеет Заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет и Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14,21). Главенство любви среди всех Заповедей подтверждают и следующие слова Господа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин.13,34).
О том, что невозможно быть христианином, не имея заповеданной Богом любви, говорит и святой апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И, если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор.13,1-7). Любовь должна иметь проявление в делах. «Станем любить не словом или языком, – пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, – но делом и истиною» (1Ин.3,18).
Отметим, что неразрывность веры и любви – залог их истинности.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2,8,9).
Билет 15
О законе Божием и заповедях. Закон Божий внутренний или закон совести. Рим. 2,13-16; Ин. 8,7-9; Гал. 3,19; Ис. 20, 2-17.
Отношение Евангельского Закона к Закону ветхозаветному определил Сам Господь Иисус Христос, сказав: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5,17).
Будучи созданы Богом «на добрые дела» (Еф.2,10), люди получили от Творца средства к тому, чтобы отличать добро от зла. К этим средствам относятся:
1. Закон Божий внутренний или свидетельство совести. Святой пророк Иеремия называет этот Закон «скрижалями сердца» (Иер.17,1).
2. Закон Божий Внешний или Заповеди Божии. В Священном Писании Внешний Закон называется «каменными скрижалями» или «скрижалями завета» (Втор.9,9).
Определение: «Совесть – это голос Божий, дающий ведение воли Божьей, относительно того, что должен и чего не должен делать человек, как разумно-нравственное существо».
Святой апостол Павел говорит, что голос совести есть даже у язычников. «Они показывают, – пишет апостол о язычниках, – что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2,15).
Святой апостол Павел пишет: «Закон преподан чрез Ангелов, рукою посредника» (Гал.3,19).
Основной текст Синайского законодательства выглядит так:
1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботный, еже святити его; шесть дний делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх.20,1-17).
Билет 16
О разделении заповедей на две скрижали. Значение этого разделения. Мф. 22,36-39; Ин. 15,13; 1Кор. 10, 24; Мф.10, 37, 38; 1Тим. 5, 8.
Господь Бог изобразил Заповеди на двух скрижалях. Это разделение указывало на то, что Закон заповедует два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Чтобы люди могли лучше представлять свои обязанности по отношению к Богу и ближнему, Закон был разделён на 10 Заповедей:
В 1-й предписывается познавать и чтить истинного Бога.
Во 2-й – уклоняться от ложного богопочитания.
В 3-й – не нарушать богопочитания даже словом.
В 4-й – наблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.
В 5-й – предписывается любить и почитать ближних, начиная с родителей.
В 6-й – не вредить жизни ближних.
В 7-й – не вредить чистоте нравов наших ближних.
В 8-й – не вредить их собственности.
В 9-й – не вредить им словом.
В 10-й – даже не желать вредить нашим ближним.
Нашим ближним является прежде всего Господь Иисус Христос, ибо Он Сам сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10,37).
«Итак, доколе есть время, – пишет святой апостол Павел, – будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6,10).
Билет 17
Первая заповедь. Обязанности внутреннего и внешнего Богопочитания. Прем. 1, 4; Мф. 5,8; Рим. 12,2; Рим. 8, 7.