Пятая Заповедь Блаженств «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут»
Поскольку человек состоит из души и тела, то и дела милости могут быть телесные и духовные. Телесные дела милости указаны Господом в притче «О Страшном Суде»: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25,34-36). Как видно из притчи, делом милосердия является:
1. Напитать алчущего.
2. Принять странника.
3. Посетить находящегося в темнице.
4. Посетить больного.
Духовные дела милостыни:
1. Обратить грешника от ложного пути. «Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5,19-20).
2. Научить незнающего истине и добру.
3. Молиться Богу о ближнем.
4. Не отвечать злом на зло. «Прощайте, если что имеете на кого, – заповедует Спаситель, – дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваша» (Мк.11,25).
Наградой для милостивых является то, что они сами будут помилованына Суде Божьем.
Билет 12
Шестая заповедь блаженства. Признаки сердечной чистоты. Отличие чистоты сердца от чистосердечия или искренности. Награда исполнившим эту заповедь. Примеры. ЕФ. 1,18. О седьмой заповеди блаженства. Понятие о миротворцах. Великое звание наречения миротворцев сынами Божиими. Примеры. Рим. 8,14-16; Филип. 2, б-8.
Шестая Заповедь Блаженств «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»
Определение: «Чистые сердцем – есть те люди, у которых действия, мысли, желания и нравственные правила деятельности чисты, бескорыстны, правдивы». По учению преподобного Исаака Сирина, главными признаками сердечной чистоты являются нерассеянная молитва и способность видеть всех людей хорошими.
Святитель Филарет (Дроздов) замечает, что чистоту сердца следует отличать от искренности. Искренность – есть только начальная степень чистоты сердца и является свойством, которое противоположно лицемерию и двоедушию. Искренность еще не исключает совершение других грехов. Между тем как чистота сердца, о которой говорит Спаситель, есть добродетель, охватывающая всего человека, все его мысли, чувства и дела
Награду за чистоту сердца составляет Боговидение. Как телесное созерцается телесными глазами, так духовное только духовными. Таким духовным оком является сердце. Слово Божие предписывает совершенным христианам «просвещенна очеса сердца» (Еф.1,18).
Седьмая Заповедь Блаженств «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»
Господь, ублажая миротворцев, заповедует Своим последователям искать мира и держаться его, потому что без мира и святости никто не увидит Господа (ср:Евр.12,14).
Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Миротворцы – это те, кто умиротворяет душу и тело подчинением плоти духу, у которых благодать Святого Духа царствует в душе и руководит как хочет».
Спаситель возвещает миротворцам великую награду – «тии сынове Божии нарекутся». Следует сказать, что сынами Божиими называются все верующие во Христа, как дети Отца Небесного. «Все, водимые Духом Божиим – суть сыны Божии, – пишет святой апостол Павел, – потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, которым взываем: Авва Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8,14,16). «Все вы – сыны Божии по вере во Иисуса» (Гал.3,26). Но по преимуществу это высокое имя принадлежит миротворцам, которые, подражая Спасителю, принявшему образ раба (Флп.2,7), делают всё, чтобы примирить людей с Богом, «Который не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14,23).
Если миротворцы разделяют на земле участь Сына Божия в служении, то они будут истинными соучастниками и в Его славе. К ним ближайшим образом относятся слова Христа: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин.17,24). Таким образом, выражение «нарекутся сынами Божиими» означает то, что миротворцы, без сомнения, будут находиться в особом общении с Богом и примут достойную этого имени степень блаженства.
Билет 13
Восьмая заповедь блаженства. Награда, исполнившим эту заповедь. Примеры. 1 Ин. 5,19; Пс.51,5; 2 Тим.3,12; Рим. 8,18. Свойства Истинной ревности к правде. О девятой заповеди блаженства. Мученики Христовы и фанатики, существенные различия. Примеры. Ин. 7,20; Лк. 23,34; 1 Кор. 13,3.