Покаянием и открытым общением с ближними. Это и простой, и трудный одновременно путь к себе и ближнему. Но другого нет.
Попробовать в общении с женой или мужем начать говорить о том, что обычно мы пытаемся скрыть, о чем обычно умалчиваем. Например, в какую-то минуту я почувствовал себя профаном, в другую — что-то не знающим, в третью — уловил свое тугодумие. Об этом и сказать. Сказать, что я не знаю, или что чувствую себя профаном, или что в своей настойчивости вел себя глупо. Что много раз уже слышал от неё (от него), что не так нужно делать, но поступал по-своему. А теперь понял, разобрался и вижу, что он (она) права — и об этом сказать другому, просто, ничего не смягчая.
Более того, часто возникает момент, когда другой высказал неожиданную мысль, которая поразила меня: "Надо же, так сумел(а) сказать?" Могу ли я об этой радости сказать вслух? Признать, что я так не подумал(а), так не сумел(а) догадаться. Признать спокойно и открыто: да, я был(а) ниже, потому что не смог так точно и ясно увидеть, так сказать.
Или же я по-прежнему, там, где я не слушаю её советов, все делаю по-своему. И, уже совершив, понимаю, что она была права. Я пришел к тому, о чем она предупреждала. Стул сломан, затуплено сверло, стекло разбито... А она говорила мне, что если буду так держать дрель, сверло сломается. "Не сломается," — говорил я и продолжал крутить. Однако сломалось. Главное в эту минуту не раздосадоваться на сверло, потому что досада будет адресована на самом деле не к сверлу, а к жене, оказавшейся правой. Что мешает повернуться к жене и сказать: "Ты была права. Прости меня", — так просто и свободно признаться в своем глухом упрямстве.
А ведь это и есть самое честное и чистое отношение к себе и к другому. Одновременно это и самое правильное восприятие ситуации, свободное от угодных мне искажений. Научиться так просто и открыто видеть всё происходящее вокруг — вот задача.
Из книги "Шесть сотниц"
О. Петра Серегина
О строении Церкви
Вот чего нам не хватает: сознания, церковности, собранности.
И вот что у нас неестественно: у каждого вера не связана с жизнью (жизнь не по вере) – вера сама по себе, жизнь сама по себе.
То же и во взаимоотношениях: если и стремимся ко спасению, то часто только для себя, тогда как спасение только в любви взаимной и любви Божией. А любовь Божия распространяется только на людей, имеющих любовь взаимную.
Но почему же тогда необходимо удаляться от людей физически и душевно? Как это делать?
Необходимо удаляться от людей в делах мирских, в делах похоти и гнева, чтобы удобнее очищать себя. Удаляться от людей с намерением погасить свободное обращение, погасить корыстное сластное и гневное отношение к ближним и избежать помех в своем духовном делании.
Надо приближаться к людям духовно, по заповеди: сердцем, очищенным от недовольства, хотя бы и мимолетного, и без сласти плотской (даже в дружбе духовной) — во Христе Иисусе.
Особенно ярко и чисто эта любовь проявляется в кротости и смирении.
СПОСОБ РАБОТЫ
Все скрытое сделать явным.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ САМОНАБЛЮДЕНИЯ
Упражнение 19
Жена (муж) говорит мне, в чем я неправ. Во мне возникает раздраженное желание немедленно остановить другого, обвинить в ответ, озадачить и заставить прикусить язык. С этим смешивается обида на свою судьбу, что свела с такой (с таким) и острое желание перестроить другого, повернуть на себя, изменить.
Вопрос 1. Перестроить, изменить, по чьему образу и подобию — по своему?
Вопрос 2. Если не по своему, а с желанием помочь ему, значит, я слышу его?
Вопрос 3. А если слышу, откуда же во мне раздражение, обида?
Вопрос 4. Что же такое тогда мое раздражение и обида? Что это?
Упражнение 20
Другой спрашивает меня обо мне. Речь идет о моих негативных качествах или поступках. Я отвечаю быстро, легко. И чувствую себя при этом прекрасно.
Вопрос 1. В ответе о своих негативных качествах или поступках я быстро перехожу на рассказ о положительном во мне. Сознаю ли это?
Вопрос 2. Почему перескакиваю?
Вопрос 3. Мое прекрасное самочувствие во время рассказа — чем оно вызвано?
Вопрос 4. Вопрос задан о негативе. Слышу ли я вопрос?
Упражнение 21
Выполняю домашнюю работу /делаю полки, стираю, мою пол, посуду и т.д./ и злюсь. Злюсь люто, остервенело. Жалость к себе. И черпаются силы из этой жалости, поэтому делаю все тщательно, методично и подчеркнуто аккуратно — назло всем.
Вопрос 1. Назло кому? Домашним?
Вопрос 2. Почему же того, что я хочу от них, я просто не попросил(а) у них, не выяснил с ними?