Солгал, похвастался, нафантазировал.

Вопрос 1. Зачем-то привираю. Приукрашиваю?

Вопрос 2. Зачем?

Вопрос 3. Я всегда так делаю?

Вопрос 4. Для чего?

Упражнение 14

Собрались жены и обсуждают недостатки мужей. Или собрались мужья, чтобы позлословить по поводу своих жен. В этой атмосфере легко и даже само собой идет рассказ о недостатках другого.

Вопрос 1. Зачем я здесь? Зачем я слушаю, каковы другие? Сравнивая со своей ситуацией, сознаю ли, что все неприятное мне в другом, (в моем супруге) оттеняется, выпячивается, а в отдельных случаях становится гнетущим для меня?

Вопрос 2. Сознаю ли я последствия такого общения?

Вопрос 3. Почему говорить о недостатках другого и злословить по поводу этих недостатков или жаловаться и просто рассказывать другим о них (мол, знайте какой он, она у меня) доставляет мне внутреннее полу­-ликование, полу-удовлетворение? Почему живут во мне оттенки злорадства, легкого торжества? Что это — во мне?

Вопрос 4. Почему не бегу я прочь от таких разговоров, да­же, напротив, стремлюсь к ним активно? Почему тянут они меня, дают тонкое чувство удовлетворенного успокоения, словно камень с души снимают? Что успокаивается во мне после этих разговоров? Что?

Вопрос 5. Есть два отношения к этому "что" — удовлетворить и через это снять его остроту и второй — замес­тить чистым, светлым чувством, вспомнив заповедь Божию о любви к ближнему. Почему я делаю первое?

Вопрос 6. Почему не утверждение и поиск светлого в другом занимают меня прежде всего, а утверждение и по­иск в другом, по моим представлениям, темного? Сознаю ли я, что такая сосредоточенность на от­рицательном губит во мне светлые чувства? Где при этом моя вера? Где Господь?

Вопрос 7. Почему не обнаруживаю я в себе светлого чувства к дру­гому, почему не утверждаю в себе чистоту отно­шения к нему? Я боюсь иллюзий? Значит досада на другого и обида за себя лучше, чем светлое отношение, которое помогает мне проявлять действи­тельную душевную щедрость?

Вопрос 8. Почему мне жалко себя?

Вопрос 9. Разве душевная щедрость и любовь к другому воз­можны, когда я вслух и про себя говорю и думаю о другом плохо?

Вопрос 10. Почему же я допускаю насмешку над другим, в его присутствии и без него? Разве внутреннее чувство удовлетворенности от его смущения и неловкости на мои злые или мягко-ироничные шутки сохранит во мне чистоту отношения к нему?

Вопрос 11. Почему подобные развлечения доставляют мне удо­вольствие? Мои удовольствия подобного рода — что это?

Упражнение 15

Прихожу в дом после некоторого отсутствия (пол­дня, день, два дня). Домашние чем-то в это время жили, между ними складывались какие-то отношения. Придирчиво наблюдаю. В глубине души ожидание-подозрение: не может все у них быть ладно. Медленно подступает злорадное желание увидеть, заметить, показать им неблагополучие, носом ткнуть и отругать. Смотрю на чистоту и порядок в комнате — придраться не к чему. Смотрю на свой стол. Вижу непорядок. Делаю замечание. Реакция, как мне кажется, сла­бая. Иду на кухню. Отыскиваю непорядок. Разражаюсь ворчливым потоком. Домашние смеясь, легко и сразу приводят все в порядок. На минуту затихаю. Червь досады не унимается. Затаив­шись, выжидаю. Наконец нахожу, в чем непорядок. Накидываюсь вновь. Но домашние просто объясняют причину непорядка. Чувство про­кола, досадное и раздувающее внутреннюю неудовлетворенность, рож­дается и начинает развиваться.

Вопрос 1. Неудовлетворенность — чем?

Вопрос 2. Почему ревность ко всем сразу?

Вопрос 3. Почему нет доверия, что у них может быть и без меня все хорошо?

Вопрос 4. Какое место я отвожу себе в поддержании клима­та семьи? Почему признание со стороны окружаю­щих за мной этого места для меня столь важно?

Вопрос 5. Почему я хочу непременно доказать свою значи­мость, свою нужность им, показать, что они без меня про­падут? Почему мне хочется это сделать так явно?

Вопрос 6. Где при этом благословение Божие на нашей семье? Где Таинство венчания? Слышу ли его покров, живу ли в нем? Как давно я перестал замечать действие этого Таинства в моем сердце? Зачем оно было в моей жизни?

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
И ЛЮБОВЬ

После медового месяца у одних, у других после недели или дня счастливых отношений наступает в семье такой период, когда согласие между супругами куда-то исчезает. Вдруг открывается, что другой делает не то, и часто не так. Требуется поправка, возражение, а затем и настойчивость, чтобы какие-то представления одного претворились в действия и пред­ставления другого. Выясняются множество различий в привычках, во взглядах, вкусах. С этого времени атмосферу отношений начинает образовывать одно неожиданное свойство каждого из супругов — самоутверждение. Малейшее расхож­дение в представлениях поднимает волну острого желания насто­ять на своем, утвердить свое. В эти минуты бывает не до истины.



Наши рекомендации