Динамика изменения числа последователей религий (1910-й и 2010 годы)
1910 год | 2010 год | |||
Число последователей | % | Число последователей | % | |
Христиане | 612 028 000 | 34,8 | 2 292 454 000 | 33,2 |
Мусульмане | 220 895 000 | 12,6 | 1 549 444 000 | 22,4 |
Индуисты | 223 419 000 | 12,7 | 948 507 000 | 13,7 |
Агностики | 3 367 000 | 0,2 | 948 507 000 | 9,3 |
Буддисты | 138 025 000 | 7,8 | 468 736 000 | 6,8 |
Китайская традиционная религия | 392 423 000 | 22,3 | 458 316 000 | 6,6 |
Этнорелигии | 135 181 000 | 7,7 | 261 429 000 | 3,8 |
Атеисты | 243 000 | 138 532 000 | ||
Новые религии | 6 865 000 | 0,4 | 64 443 000 | 0,9 |
Сикхи | 3 232 000 | 0,2 | 24 591 000 | 0,4 |
Иудеи | 13 193 000 | 0,7 | 14 641 000 | 0,2 |
Спириты | 324 000 | 13 978 000 | 0,2 | |
Даосы | 437 000 | 9 017 000 | 0,1 | |
Бахаи | 225 000 | 7 447 000 | 0,1 | |
Конфуцианцы | 760 000 | 6 461 000 | 0,1 | |
Джайны | 1 446 000 | 0,1 | 5 794 000 | 0,1 |
Синтоисты | 7 613 000 | 0,4 | 2 782 000 | |
Зороастрийцы | 119 000 | 181 000 | ||
Население в целом | 1 759 797 000 | 6 906 560 000 |
Главные изменения, произошедшие за столетие, таковы:
1. Быстрый рост числа мусульман, которые с четвертого места в 1910 году переместились на второе в 2010-м. Идет устойчивый рост удельного веса мусульман среди всех верующих.
2. Африка южнее Сахары, которая в начале ХХ века была территорией, где преимущественно были распространены этнорелигии, к началу ХХI века практически поделена между христианством (юг) и исламом (север). Тем самым Африканский континент обеспечил и численный рост последователей двух лидирующих сегодня религий (Нигерия, Египет и Эфиопия входят в число 15 самых населенных стран мира). И именно за счет населения Африки произошло резкое снижение доли последователей этнорелигий, которые в 1910 году делили пятое-шестое место с буддизмом.
3. Резкое уменьшение числа последователей китайской традиционной религии, которая переместилась со второго места на пятое, что в значительной мере связано с социально-политическими событиями, произошедшими в Китае в ХХ веке, — с установлением в стране марксистской идеологии и политики государственного атеизма.
4. Значительное увеличение числа агностиков и атеистов, причем агностики вышли на четвертое место по количеству последователей. Конечно, число агностиков в течение ХХ века выросло по всему миру, включая Северную Америку и Европу (доля агностиков там в 2010 году составляла 12 и 11% соответственно), но все же решающее влияние на такой количественный рост, скорее всего, оказали социально-политические изменения — возникновение СССР с государственной политикой атеизма и КНР, воспринявшей эту модель из Советского Союза. Обращает на себя внимание тот факт, что максимальное количество агностиков было зафиксировано в 1970-е, с тех пор их число начало снижаться, что, с нашей точки зрения, можно объяснить крушением коммунистического блока и развалом Советского Союза, а также некоторой либерализацией внутренней политики КНР. Статистика первого десятилетия XXI века показывает отрицательную динамику числа агностиков и атеистов.
Если сравнивать годовые темпы роста различных религий и мировоззренческих установок за последние сто лет, то на первом месте оказываются атеисты, на втором — агностики, на третьем — спириты. Быстрее всего в 2000–2010 годах росло число даосов, бахаи и мусульман. Следует, правда, заметить, что темпы роста числа христиан пока не очень сильно отстают от мусульман — 1,35 и 1,8 соответственно.
Характерные черты религиозных изменений в течение всего ХХ и начала ХХI века — все большее разнообразие религий в условиях глобализации, плюрализация религиозной ситуации, приватизация и субъективизация религии, появление новых религиозных движений. Сама религия, формы ее проявления в обществе, деятельность религиозных институтов, принципы организации религиозных сообществ подверглись трансформации. У людей появляется возможность конструировать себе религию из тех символических систем, которые представлены на «религиозном рынке», так называемая религия «a la carte», или «лоскутная религия», или «бриколаж».
Сегодня рынок религиозных символов принял глобальный характер, человек может выбирать компоненты практически из любой религии, религиозной практики. Это стало последствием возрастающей осведомленности, связанной с ростом уровня образования и развитием коммуникаций, профессиональной и географической мобильностью, которая приводит человека к контакту с многообразными культурными мирами. Подтверждают это и процессы, происходящие сегодня в христианстве.
Изменения в христианстве
Согласно классификации известного британского ученого ДжастинаБарретта, в настоящее время в христианстве насчитывается более 33 820 деноминаций в 238 странах, состоящих их 3,4 млн богослужебных центров, церквей и конгрегаций. Барретт выделяет в христианстве шесть основных церковно-культурных мегаблоков:
— независимые церкви (около 22 тыс. деноминаций);
— протестантские церкви (около 9 тыс. деноминаций);
— маргиналы (около 1,6 тыс. деноминаций);
— православные (781 деноминация);
— католики (242 деноминации);
— англикане (168 деноминаций).
Мы видим, что наибольшее количество деноминаций относится к так называемым независимым церквям, число которых стремительно выросло за последние пятьдесят лет. Если учесть, что значительное большинство независимых церквей все же так или иначе связаны с протестантизмом, а англиканство — тоже одно из направлений протестантской традиции, то к протестантизму в целом относится около 30 тыс. более чем из 33 тыс. христианских деноминаций. Обращает на себя внимание многообразие и в группе так называемых маргинальных деноминаций, в числе которых свидетели Иеговы, мормоны, спириты, теософы, сведенборгианцы и т. д.
Количественный анализ последователей христианских конфессий, а также дальнейший прогноз их численности представлен в данных исследования Центра изучения глобального христианства теологической семинарии Гордон-Конвелл (см. таблицу 2).
Таблица 2: