Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам
Город Фессалоники во время ап.Павла был метрополией, политическим и торговым центром Северной Греции.
Уже с более ранних исторических времен город являлся морским портом Македонии. В 315 году до Р.Х. порт был расширен и назван Фессалоники. Современное название города - Салоники - сокращение от прежнего. Город Фессалоники построен на самом берегу Эгейского моря, вытянут вдоль моря и прижат к нему горами. Далеко над синими водами залива виднелась гора Олимп с покрытой снегом вершиной.
Как торговый центр Фессалоники среди городов Греции уступал только Коринфу. За городом простирались плодородные земли. А когда Римское государство построило через Фессалоники одну из главных дорог, соединяющих Рим с восточными провинциями, то это еще больше повысило значение и благосостояние города. Через Фессалоники по суше шел путь из Рима в Византию, Антиохию и Иерусалим, а суда разных земель останавливались в порту.
Новообразовавшаяся христианская община очень скоро стала далеко известной. "От вас, - пишет апостол Павел, - пронеслось слово Господне не только в Македонии и Антиохии, но и во всяком месте" (1,8).
В Фессалониках иудеев было больше, чем в Филиппах, у них в городе была синагога (Деян.17,1). Через богослужения и чтение Ветхого Завета готовился путь Евангелию.
Город Фессалоники был свободный город с самоуправлением, без римского гарнизона.
Нравственная и религиозная жизнь в Фессалониках была более простой, чем в Коринфе или Афинах. Жители поклонялись божествам своих предков, если и не ждали от них чего-нибудь хорошего, то делали это на всякий случай, чтобы отвратить возможное зло. Служение идолам объединялось с пороками и развратом.
Были люди, которые больно ощущали это безнадежное состояние, но не видели никакого выхода. Они жили без Бога и без надежды в этом мире.
И иудейский закон, хотя и указывал людям на грех, не мог освободить от него.
Церковь. Первый раз в этот город евангельская весть пришла через ап. Павла и Силу, вскоре после их освобождения из заключения в Филиппах. Насколько можно понять из Послания к Фессалоникийцам, община там, главным образом, состояла из уверовавших язычников, которые стали членами общины после трехдневного проповедования ап.Павла в Фессалоникийской синагоге (1,10).
Указание Павла на тот образ жизни, который он вел среди фессалоникийцев, подразумевает более длительное время его пребывания в Фессалониках, это подтверждается тем фактом, что Павел "и раз и два" получал помощь от филиппийцев (1 Фес.2,9; 2 Фес.3,8; Филип.4,16).
Павел, как обычно, сначала проповедовал Евангелие иудеям, а потом, с ещё большим успехом, язычникам.
Церковь в Фессалониках состояла из небольшого числа верующих иудеев, из греков, которые поклонялись Богу и посещали иудейскую синагогу и ранее, и из язычников, которые "обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному" (1,9).
1. Церковь состояла из малоимущих людей, которые должны были непрестанно трудиться, чтобы не нуждаться и не обращаться за помощью к другим (4,11). Но их скудные средства позволяли им нести жертвы с большой любовью и сердечностью (2 Кор.8,2).
2. Важное место в Фессалоникийской церкви и в других церквах Македонии занимали женщины. Их общественное положение и сердечное служение Евангелию способствовало расцвету Церкви Христовой.
3. Как в Филиппах, так и в Фессалониках церковь преследовалась. Оба послания свидетельствуют, что гонения продолжались и после того, как ап. Павел оставил Фессалоники. В городе было много иудеев, а во времена становления первых христианских общин иудеи были самыми большими их врагами.
То, что сказано в книге Откровения о Смирнской церкви, вполне может быть отнесено к Фессалоникийской (Откр.2,8-9).
Цель и причина написания. Причину написания этого послания мы находим указанной в нем же. После изгнания из Фессалоник, Павел все время в душе нес заботу о новообращенной церкви в тяжких обстоятельствах преследования и гонения. Ни один раз и он пробовал вернуться к ним, "но воспрепятствовал сатана" (2,18). Наконец, ап. Павел посылает Тимофея из Афин в Фессалоники, чтобы он их укрепил и ободрил. Тимофей пришел в Коринф к ап.Павлу, где тот ожидал его, и принес радостные известия о Фессалоникийской церкви: об их вере и любви и постоянстве в гонениях. Тогда-то он в восторге пишет это сердечное письмо.
Цель и назначение письма было тем же самым, как и направление к ним Тимофея, "чтобы утвердить и укрепить в вере" и "дополнить, чего недоставало" (3,2).
Главной целью послания не является сообщение каких-то истин или поучений, но напоминание о том, чему они уже были научены. Этим письмом ап. Павел желал передать то тепло сердца своего, которое они почувствовали бы, если он был с ними рядом. Он хочет поощрить взаимопонимание и доверие между ним и общиной, развить в членах общины сознание того, что они - одно целое, члены одного тела. Ап.Павел хочет, чтобы и они были полны того святого рвения в служении, как и сам он.
Время написания послания к Фессалоникийцам - конец 51-го или начало 52-го года. Это первое из всех посланий ап.Павла содержит торжественный наказ читать его открыто на собрании церкви.
Содержание послания. 1. В первой части послания (1-3 гл.) апостол высказывает свою благодарность и радость по поводу того, как фессалоникийцы приняли Евангелие и какую верность и постоянство показывают они в бедах и гонениях. Дальше он защищает поведение свое и своих сотрудников, проповедуя Евангелие, и высказывает свою сердечную заботу о благосостоянии фессалоникийцев.
2. В остальной части послания апостол дает практические поучения и указания. Он предупреждает воздерживаться от очень распространенного в их городе греха - блуда (4,3), призывает их воспитывать в себе все добрые качества христианина и особенно бодрствовать и жить свято и непорочно, как это и полагается в их счастливом и высоком положении и уповании (4,1-12; 5 гл.).
Апостол призывает верующих "усердно стараться житом, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками... чтобы поступали благоприлично пред внешними" (4,11-12).
Особенные слова утешения предназначены тем, которые через смерть потеряли своих близких (4,13-18).
В своих словах, основываясь на божественном откровении, он уверяет их в воскресении умерших в Господе в пришествие Христа, а также в восхищении живущих верующих навстречу Христу и побуждает их утешаться в скорби этой полной славы надеждой (4,13 - 5,11).
В конце послания еще он прилагает короткие, но важные советы - краткий перечень истин практического благовествования (5,12-22) - наставляя удерживаться от всякого рода зла (5,22) - и заключает письмо молитвой и словами благословения (5,23-28).
Особенно нужно отметить, что в этом и в следующем послании не затрагиваются вопросы, которые занимают важное место в позднее написанных посланиях ап. Павла. Это ясное Евангелие, которое ап.Павел проповедовал фессалоникийцам, изложено в следующих местах послания: 1,9.10; 2,11.12; 4,2-7.14. Он поставил особенное ударение на второе пришествие Христа - что Он воистину придет и придет внезапно, поэтому нужно бодрствовать и трезвиться. Из этого учения апостола его слушатели сделали неправильный вывод, что Христос придет сразу же, тотчас, и что их умершие братья будут лишены радости встретить Господа.
Поэтому и такое ударение на слова, которые находим 4,14-17: "потом мы, оставшиеся в живых" - эти слова не отрицают, что Христос может прийти еще при их жизни - и "мертвые во Христе воскреснут прежде".
Послание условно можно подразделить на несколько частей:
Адрес и приветствие - 1,1.
Воспоминание с благодарением за их терпение и упование - 1,2-10.
Обзор трудов апостола в Фессалониках - 2,1-16.
Уверение в любви, желание навестить, молитва за них - 2,17-3,13.
Побуждение жить в чистоте, святости и братской любви - 4,1-12.
Второе пришествие Христа - 4,13 - 5,11.
Наставления и слова благословения - 5,12-28.