Проповедь язычникам (11,19 - 15,35)
Обращение Павла ввело в Церковь новую* выдающуюся личность, глубокого мыслителя, проповедника и апологета нового учения, наряду с другими ведущими апостолами. Апостол Петр в это время распространил проповедь Евангелия на прибрежную равнину Сарона, в города Лидду и Иоплию (9,32-43).
Важным событием этого периода было обращение Корнилия, римского сотника в Кесарии. Очевидно, он был сторонником иудейской религии, ибо назван "благочестивым и боящимся Бога" (10,2). Возможно он не был прозелитом, но имея внутреннюю убежденность в существовании Единого Бога Иеговы, он молился Ему и творил милостыни народу. В вере евреев Корнилий находил удовлетворение и чистоту нравственного учения.
Божественное повеление Петру на посещение дома Корнилия занимает важное место в книге Деян.Ап. по ряду причин. Во-первых, оно указывало на то, что Божий план спасения не должен ограничиваться одним народом или сословием. Корнилий - римский сотник, военачальник, язычник имел столько же прав на спасение, сколько и любой иудей в Палестине. Во-вторых, обращение Корнилия было открытием дверей для входа язычников в Церковь. Первой реакцией Петра был отказ выполнить повеление Божие (10,14; 11,7-12). Но уяснив смысл видения, он направился в дом сотника, свидетельствовал там о Христе и пробыл у них несколько дней (10,48). Обращение дома Корнилия было так убедительно, что Петр повелел им креститься и тем самым присоединиться к Церкви. Принятие обращенных из язычников в церковь выдвинуло ряд вопросов. Могли ли христиане-иудеи иметь тесное общение и есть вместе с необрезанными язычниками, не соблюдающими закон? Если язычники становятся верующими, то в каком виде они должны соблюдать закон? Эти вопросы встали перед апостолами сразу же после обращения Корнилия. Глава 15 повествует, как были решены эти вопросы. Переход от закона к благодати не был эволюцией, развитием учения в сердцах апостолов. Благодать была открыта Духом Святым (10,19), объяснена Духом Святым (10,43), и подтверждена при сошествии Духа Святого на язычников (10,44; 11,15-18). "И язычникам дал Бог покаяние в жизнь".
Проповедь Петра в доме Корнилия служит отличным примером проповеди Евангелия в апостольское время. Здесь содержится краткое изложение жизни Христа, Его смерти, воскресения и грядущего суда. В общем, здесь изложены все истины Евангелия. До этого времени Петр проповедовал среди иудеев и обращался к ним, как знающим Бога, наследникам и детям Авраама, Исаака и Иакова (3,13,2). Теперь же он обращается к язычникам, не имеющим обетования, что "всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (10,43). Смысл этого обращения более полно был развит позднее ап. Павлом, но учение о благодати и об оправдании верой ясно содержалось в учении Петра.
Этот период знаменуется расширением географических сфер благовестия, обращением язычников. Перед Церковью встали проблемы истолкования Закона и степени его отношения к верующим из язычников и иудеев.
Церковь в Антиохии
Особое служение среди язычников началось с основания церкви в Антиохии в Сирии. "Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса" (8,4; 11,19-20).
Верующие во Христа Кипряне и Киринейцы начали проповедовать о Христе грекам, или еллинам. Лука подчеркивает это событие, как особенный, значительный и важный этап в развитии Церкви. И город Антиохия стал рассадником евангелизации древнего мира.
Город Антиохия был основан в 300 г. до Р.Х. Вначале город был заселен исключительно греками. Но затем за городской стеной стали селиться сирийцы, и растущий город постепенно включил их в свои границы. Третьим элементом населения были иудеи, возвратившиеся из Вавилона. Иудеи обладали равными правами с греками и имели свои синагоги. Под римским управлением Антиохия, занимающая выгодное географическое положение, достигла наивысшего расцвета, уступая по размерам только Риму и Александрии.
Наиболее вероятное время установления церкви в Антиохии можно считать между 33 и 40 гг. Потребовалось некоторое время пока эта церковь достигла определенного развития, и весть о ней дошла до Иерусалима (11,22). Церковь Иерусалимская направила Варнаву для укрепления в вере антиохийцев. Увидев много уверовавших, Варнава пошел в Таре за Павлом, привел его в Антиохию, и целый год они проповедовали Христа и учили уверовавших (11,22-27).
В разное время в Антиохии побывали Петр, Павел, Варнава, Тит, Марк, Сила и Лука. Игнатий, епископ Антиохийской церкви (67-107 гг.), хорошо знал все Евангелия и особенно в своих трудах ссылается на Ев.Матфея. Антиохийская церковь посылала своих благовестников (13,2), оказывала материальную помощь другим церквам (11,28-30). Особенно знаменательно то, что "ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами" (11,26). Заботясь о благовествовании, они "отделили Варнаву и Павла" на особое служение (13,2). Исполняя повеление Святого Духа, церковь отпустила их на благовестническое служение.
Контрольные вопросы
1. Введение в книгу "Деяния апостолов" (название, автор, повод и цели, место и время).
2. Деление книги "Деяния апостолов".
3. Рождение и рост Церкви. Проповедь в Иерусалиме, Самарии и в других местах. .
4. Обращение Савла.
5. Проповедь язычникам. Вопрос исполнения Моисеева закона христианами.