Лекция 16. Введение в Новый Завет (4)
Введение в книгу "Деяния святых апостолов" /1/
Название книги.В новозаветном каноне за Евангелиями, как непосредственное продолжение евангельской истории, следует книга "Деяния святых апостолов". В греческом тексте она носит, кроме указанного, различные названия: "Деяния апостолов", "Книга трудов апостолов", "Деяния Святого Духа".
Автором этой книги является евангелист Лука, в начале повествования сказано, что Деян.Ап. являются продолжением Ев.Луки (1,1; Лук. 1,1). Об этом же свидетельствуют все древние писатели Церкви и наиболее четко: Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, Иероним, Златоуст и другие.
В подлинности излагаемых событий убеждают многие исторические доказательства. Это, во-первых, свидетельство древнейших христианских писателей, а также книги историка Иосифа Флавия (I в.). И.Флавий пишет, что в храме совершалось служение утром и в 9 час. дня (3,1); подтверждает обычай иудеев принимать участие в издержках назореев (21,24); свидетельствует о принадлежности Каиафы к саддукеям, о смерти царя Ирода (Агриппы) и т.д. Многое подтверждают и другие письменные и исторические данные, как, например: возникновение христианских церквей в разных местах земли.
Повод и цель написания.Как продолжение Ев.Луки книга Деяний апостолов имела тот же повод и цель: утвердить достопочтенного Феофила в преподанном ему учении веры и продолжить историю благовествования до того времени и места когда и где сам Феофил (вероятно, римлянин) мог быть очевидцем благовествования апостолов. Кроме этой частной цели, евангелист был вдохновлен идеей открыть людям божественное происхождение Церкви Христовой из иудеев и язычников; показать на деле, что основанная Христом Церковь действительно получила обетованные дары, силу и непоколебимо распространяется по всему миру.
В Деян.Ап. описывается исполнение того, чему Иисус Христос учил.
Темами проповеди первоапостольской церкви были: 1) Распятие Иисуса Христа; 2) Воскресение Иисуса Христа; 3) Мессианское царство Иисуса Христа; 4) Христос - Сын Божий, Спаситель мира; 5) Второе пришествие Иисуса Христа.
Место и время написания.Считают, что книга Деяний Ап. написана в Риме во время узничества ап.Павла (62-64 гг.). Автор дает некоторые подробности о Риме (28,15). Из Послания к Колоссянам видно, что Лука был при ап.Павле (Кол.4,4; Филип.2,3).
Деление и содержание.В Деян.Ап. Лука повествует о Святом Духе, продолжающем на земле служение вознесшегося Иисуса Христа и наставляющем последователей Христа на всякую истину (Иоан.16,13). Лука изображает победоносное шествие благовестил о Христе из Иерусалима через Антиохию в столицу Римского государства.
Книга Деян.Ап. может быть поделена на пять основных разделов:
1). Введение (1,1 - И).
2). Рождение Церкви: Иерусалим (1,12 - 8,3).
3). Период начала распространения: Самария (8,4-11,18).
4). Проповедь язычникам. Миссионерские путешествия ап.Павла (11,19 -21,16). 5). Заключение ап.Павла: Иерусалим, Кесария и Рим (21,17-28,31).
Географическое развитие событий в книге подчинено словам Иисуса Христа: "И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян.1,8). Вначале повествуется о жизни церкви в Иерусалиме, затем описание охватывает районы Самарии, приморской равнины и Кесарии. Последние два раздела (от 11,19) повествуют о событиях и трудах апостолов в средиземноморских странах и заканчиваются в столице империи - Риме. Это распространение Церкви было подобно волнам морского прилива, когда каждая последующая волна охватывает все новые участки суши.
В книге Деян.Ап. выделена и другая канва - рост Церкви. В стихах 2,47; 5,14; 6,7; 9,31; 12,24; 16,5; 19,20, говорится об увеличении численности Церкви и духовном росте уверовавших. Другими словами, автор указывает на благодатную жизнь рожденной Церкви, её рост и развитие вширь и вглубь через действие Святого Духа (Деян.Ап.1,8; Рим.15,19).
Книга Деян.Ап. может быть разделена и по личностям, занимающим, главное место в описании. Так, в 1-5 главах основное внимание уделено ап.Петру: в 6-7 гл. - Стефану; в 8-12 гл. повествуется о нескольких видных служителях: Варнаве, Филиппе, Савле; а с 13 главы и до конца доминирующей фигурой повествования является ап. Павел.
Интересно проследить по книге за образами апостолов Петра и Павла. Оба показаны как руководители Церкви. Петр, в основном, трудился в Иерусалиме, Павел - в языческом мире. Каждый из них представлен в повествовании с проповедью, излагающей основы их веры и учения: Петр с проповедью в день Пятидесятницы (2,14-40), а Павел с проповедью в Антиохии Писидийской (13,16-42). Оба апостола творили чудеса: Петр исцелил хромого (3,1-10), и то же сделал Павел (14,8-10). Петр произнес суд над Ананием и Сапфирой (5,1-11) и Павел совершил суд над Елимой-волхвом (13,6-11), поразив его слепотой. Петр был освобожден из темницы в Иерусалиме (5,19-21; 12,1-11), и Павел был освобожден из уз в Филиппах через непосредственное Божие вмешательство (16,19-30). Оба подчеркивали важность и необходимость исполнения силой Святого Духа (2,38; 19,2-6), и оба провозглашали воскресение Христа основой своей проповеди (Петр - 2,24-36; 3,15.26; 4,2; 5,30; 10,40-41; Павел - 13,30-37; 17,3.18.31; 24,15-21; 25,19; 26,8.23). Петр был апостолом и сопастырем первой церкви в Иерусалиме (из иудеев), Павел был наставником и апостолом первой церкви из язычников. Но между ними не было противоречий или разграничений сфер деятельности. Петр первым был послан к язычникам, проповедывал и крестил сотника Корнилия, и Павел не упускал возможности, где только можно, свидетельствовать иудеям о Христе.
Книга Деяний апостолов не претендует на полный охват событий первохристианской Церкви. Здесь, например, ни слова не сказано о распространении христианства на юг и восток от Палестины. Христиане были в Дамаске до обращения Савла. Но кто принес в этот город весть о Христе - неизвестно. Это же относится и к Риму. Автор излагал победоносное шествие учения Иисуса Христа и ставил перед собой цель убедить Феофила в истинности евангельского учения. Поскольку Павел был основоположником проповеди Евангелия среди язычников, он заслуживал главного внимания. Великий переход от проповеди Евангелия иудеям к благовествованию язычникам, от закона к благодати, от Палестины к необъятным просторам Римской империи невозможно исчерпывающе отразить в одном повествовании. Лука ограничился исследованиями одной или нескольких фаз этого движения.
Хронологический период Деяний охватывает время Вознесения Христа до заключения ап.Павла в темницу в Риме. Мы приведем приемлемую хронологию некоторых важных событий. Древние писатели не вели отсчет событий по календарю, а привязывали их к официальным событиям: правление императора, перепись населения и др. Вот каково датирование событий в книге:
1. Смерть Ирода Агриппы 1 (12,20-23) - весна 44 г.
2. Голод при кесаре Клавдии (11,28) - 44-48 г.
3. Проконсул Сергий Павел (13,7) - до 52 г.
4. Изгнание иудеев из Рима при Клавдии (18,2) - вероятно в 49 г.
5. Проконсульство Галлиона в Ахайе (18,12) - вероятно 52-53 гг.
6. Проконсульство Феликса (23,26; 24,27) - 52-58 гг.
7. Проконсульство Порция Феста (24,27) - 58-61 гг.
Данные ссылки упомянуты как бы случайно, в полной уверенности, что для читателя, т.е. Феофила, они бесспорно известны. Для современного читателя, тем не менее, они служат определенным пособием в изучении последовательности событий.
Однако еще раз следует отметить, что для Луки хронологическая последовательность повествования не являлась главной целью. Идея книги - показать упадок иудейства и рост христианства среди язычников.
Первый вопрос учеников к воскресшему Иисусу был: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?" (1,6). Слушателями в горнице в день Пятидесятницы были иудеи (2,5) и проповедь ап. Петра была адресована к "мужам израильским" (2,22). Церковь Иерусалимская состояла, в основном, из иудеев, хотя они и делились на две группы: палестинских иудеев и еллинистов, т.е. евреев из стран языческих.
Первоначельно последователи Христа назывались учениками Господа (9,1) и считались как обособленная группа иудеев. Но бесстрашная проповедь и обличение Стефаном заставила первосвященников начать повсеместное гонение на учеников Господа, отлучение их от синагоги и т.п.
Это вынудило служителей Церкви Христовой иметь новые области для благовестия.
Период перехода распространения благой вести в языческий мир не обширен. Он показан на фоне труда нескольких служителей, но достаточно полно рисует картину обращения язычников, подготовленных к принятию божественных истин. Обращение евнуха-ефиоплянина (8,36-39) и сотника Корнилия (10,44-48), по-видимому обоих из прозелитов; благословенная проповедь Филиппа в Самарии (8,1.14) отражают новое направление в установлении Царства Мессии во всех народах.
Период распространения проповеди язычникам (11,19-28.31) начался с момента образования церкви в Антиохии Сирийской. Здесь впервые ученики Господа стали называться христианами (11,26). Антиохийская церковь стала центром благовестия миру; отсюда весть о спасении пошла в языческий мир; эта церковь утвердила свободу для обращенных язычников, освободив их от традиционных иудейских обрядов.
Труд и учение ап.Павла изложены в Деян.Ап.15,35 - 21,14 и проиллюстрированы образованием и утверждением поместных церквей. Хотя Павел обращался в первую очередь к иудеям (Римл.1,16), основная масса уверовавших была из числа прозелитов и язычников.
В некоторых случаях ап. Павел определенно указывает на свое призвание проповедовать Христа язычникам (13,46; 18,6; 19,9; 10; 21,19; 26,20; 23; 28,28).
Ожесточение иудеев, их отказ принять Христа, еще более укрепил и ап. Павла в убеждении о необходимости и важности его служения среди язычников, дабы обратить их от тьмы к свету (26,18).
Образ роста Церкви сопровождается в книге показом жизни Церкви: её организации, духовной силы, духовного развития, благовестнического служения и богослужения. Поэтому книга Деяний апостолов не только исторический труд, но настольная книга для каждой церкви и каждого христианина. Эта книга необходима для внимательного изучения, усвоения и подражания.
Второе повествование Луки - Деян.Ап. имеет апологетический характер. Поскольку автор был другом апостола Павла и сопровождал его в последнее путешествие в Рим на суд перед кесарем, то нельзя отрешиться от мысли, что книга написана как бы в форме защиты апостола от обвинения против него. Во всяком случае, Лука в Деяниях убедительно доказывает, что новые божественные откровения и истины, открытые миру через Иисуса Христа - это учение, религиозное по форме и великое и уникальное по содержанию, принадлежит всем народам всех времен и всех поколений. "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (4,12).