Особенности пророческих речей
В своих речах и писаниях пророки изображали только то, что им открывалось в видении. В пророческом видении были объединены в одну картину отдельные события и образы, не связанные между собой по времени. Этот характер имеют особенно пророчества, свидетельствующие о Мессии. Это надо иметь в виду при исследовании мессианских пророчеств, чтобы иметь о них правильное представление и не впасть во множество ошибок. Учение о Мессии и Его царстве пророки никогда не изображали во всей полноте и подробностях, связях и последовательности. Они то изображают образ Мессии, то изображают лишь характер Его царства в каких-либо частных чертах, иногда проходя молчанием важное; то свидетельствуют о торжественном будущем; то видят только печаль и скорбь; иногда соединяют сходные по характеру события, но разные по времени и т.п. Так, например, пророки Иеремия (23,5-8) и Иезекииль (37,21-28) соединяют в одно изображение первое пришествие Христа в мир и будущее обращение к Богу евреев, обходя молчанием имеющее произойти между этими событиями ожесточение народа, опустошение земли и городов.
Эту особенность пророческих речей имел в виду ап.Павел, когда говорил: "отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1 Кор. 13,9). Важное следствие этой особенности пророческих речей то, что на все частные (отдельные) пророчества нужно смотреть только как на части одной общей великой картины, и что только тогда можно составить эту общую картину, когда все отдельные части её собрать и соединить, дав каждой подобающее ей место.
Поскольку пророки божественное откровение получали посредством созерцания, то им свойственно было будущее представлять в одной картине с настоящим. Все им представлялось в одной перспективной картине и они созерцали события не во времени. Пророки говорили о событиях и лицах отдаленного будущего, как о совершающихся при них (Ис.9*5-6); и употребляли глагольные формы то в прошедшем, то в настоящем, то в будущем времени, говоря об одном и том же событии. Пророки не определяют времени исполнения открываемых ими событий, если об этом нет особого божественного откровения (Иосифу, Даниилу).
Пророческие речи имели особую образность и символику. Пророки получали видения сообразно с их особенностями, познаниями и представлениями. Мессия представлялся в пророчествах:
а) как Царь (Ис.И гл.; Иер.23; Мих.5),
б) как Пророк (Ис.42; 49; Втор. 18,15) и
в) как Первосвященник (Зах.6; Ис.53). Иерусалим и Сион символизируют совершеннейшее будущее Царства Христа (Иоиль 3,16).
Мессианским пророчеством считается пророчество по следующим признакам:
- если отдельные его черты осуществлялись в жизни Иисуса Хриса, а в жизни другого лица они не имели места (Пс.21);
- если мессианское значение пророчества подтверждается соответствующими параллельными местами других пророческих видений (Иезек.21,27; Быт.49,10; Зах.6,12-13; Пс.109);
- если о мессианском значении пророчества свидетельствует Новый Завет.
Пророческие книги.Пророческие речи, вошедшие в канон Ветхого Завета, относятся, по времени своего происхождения, ко времени усиленной пророческой деятельности от 9-го до 5-го века до Р.Х. Откровения и речи пророков только этого периода были записаны, собраны и являются частью Ветхого Завета, как пророческие книги. Пророки многократно свидетельствуют, что Сам Бог повелел им записать свои пророческие речи (Ис.8,1-16; Иер.30,2; Дан.12,4 и др.). Пророки исполнили это повеление Господа. Всех пророков, оставивших свои книги, было шестнадцать. Первые четыре называются большими, а прочие 12 - малыми, конечно, по сравнительно малому объему их книг. В русской Библии пророческие книги расположены не по порядку времени их написания, а, вероятно, по объему. Из оставивших книг самым древним был Авдий (ок.885 г. до Р.Х.), за ним следуют Иоиль, Амос, Иона, Осия, Исайя, Михей, Наум, Аввакум и Софония. Это, так называемые, допленные пророки. Затем трудились пророки периода плена - Иеремия, Иезекииль и Даниил; и, наконец послепленного периода: Аггей, Захария и Малахия (V в. до Р.Х.).
Писания пророков важны уже по обилию содержащегося в них учительного материала. В них мы находим величественные описания личности и свойства Бога. Они дают нам возможность проникать в невидимый мир и в таинственные глубины человеческого сердца. Изображая свой народ, пророки показывают нам как бы зеркало, в котором мы видим и отражение нашей жизни. Особенно важны книги пророков для нас, христиан, потому что в них мы находим исполнившиеся с совершенной точностью пророчества об Иисусе Христе, нашем Спасителе, а также об иудеях и других народах. Наш Господь Сам указывал на пророчества, как на вернейшее свидетельство о Нем и Его деятельности (Деян.5,39). Пророчества важны для нас и потому, что часто в них образно раскрывается то, что в Новом Завете упоминается кратко, намеками (Ис.53; Иоан.1,29).
Язык пророков. Так как пророки не были безвольными и бессознательными орудиями Духа Божия, но сохраняли свои характерные индивидуальные свойства при изложении откровений, то понятно, что и язык пророков носит различные степени совершенства. Амос говорит как простой труженник села, Даниил - как государственный муж и т.д.