Источники истории израильского народа
Наиболее полный материал истории ветхозаветных событий дает Библия. Но она касается истории постольку, поскольку она служит благой вести. Богословие при изучении библейской истории пользуется и другими материалами.
Еврейский народ продолжает свое существование до нашего времени и некоторые особенности его жизни являются отражением прошлого. Поэтому изучение религии евреев (иудаизма) дает полезный материал. Обширный материал по изучению жизни древних дает изучение жизни народов Ближнего Востока.
К историческим письменным памятникам, заключающим в себе более или менее достоверные сведения относительно древнееврейской истории, относятся апокрифы, сочинения Иосифа Флавия, Фил она Александрийского, Таргумы, Талмуд, Мидраш, кумранские рукописи, произведения раввинской, христианской, исторической, археологической литературы и т.п. Кроме того историки изучают остатки древнееврейских сооружений и другие археологические памятники и находки в Палестине и странах, имевших влияние на жизнь ветхозаветного народа. Свидетельство Священного Писания является для нас непреложным, но иногда требующим от нас труда в согласовании отдельных мест. Внебиблейские источники имеют разную достоверность и в своей сущности поразительно подтверждают историческую достоверность библейской истории.
Контрольные вопросы
1. Исторический фон книг Ездры и Неемии.
2. Содержание и деление книги Ездры.
3. Расскажите о Ездре и Неемии.
4. Содержание книги Неемии.
5. Содержание книги Есфирь.
6. История ветхозаветного народа от Неемии до новозаветного времени.
7. Источники истории израильского народа.
Лекция 9. Книги учительные
Пять книг Библии - Иова, Псалтирь, Притчи, Екклесиаст и Песни Песней - в русской Библии объединены как учительные книги. Православные присоединяют к ним еще две неканонические книги: Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса, сына Сирахова. В еврейской Библии неканонических книг нет, а вышеперечисленные книги, вместе с книгами Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии, 1 и 2 Паралипоменон причисляются к "агиографам" (священным писаниям, гимнам, псалмам; Лук.24,44).
Учительные (дидактические) книги Священного Писания имеют своей главной целью научить мудрости, дать высшие правила жизни, объяснить жизнь, научить вере Богу. Поэтому их иногда называют назидательными, или нравственными книгами.
Эти книги представляют собой классические образцы священной еврейской поэзии исключительно духовного субъективного характера. Поэзия отличается от прозы сочным и величественным языком, стилем более блестящим, более живым, более гармоничным и образным. Бог, Который вдохновлял человеческий дух для написания священных песен и изречений, занимает в них центральное место. Возникновение и развитие священной библейской поэзии вызвано тем, что она служила ярким выражением отношения к Богу как отдельных лиц, так и всего Израиля. Вера в Бога и преданность Ему изливались либо в песнях (Псалмы, Песни Песней, Плач Иеремии), либо в изречениях (афоризмах), стихотворно составленных (Притчи, Екклесиаст). Поэтические отрывки нередки и в исторических и пророческих книгах Библии (Быт.4,23-24; 49,2-27; Исх.15,1-18 и т.д.).
Древнееврейская поэзия в переводе кажется прозой, но в оригинале звучит и ритм и созвучие, но не очень последовательно. Художественной особенностью библейской поэзии являются различные формы параллелизма (сочетания). Назовем некоторые из них. Синонимное сочетание (равнозначное, одинаковое); "Расторгнем узы их, и свергнем оковы их" (Пс.2,3). Антическое сочетание (противоположное, негативное): "Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет" (Пс.1,6); "Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость (Пр.11,2). Синтетическое сочетание (объединяющее): "Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп" (Пр.10,18). Часто встречаются трех- четырехстрочные параллельные мысли (Пс.6,7; 17,5.6).
Ритму необходимо отвести в священной поэзии особое место. Поскольку псалмы были созданы не для чтения, а для пения, то важность ритма в них приобретает особое значение. Еврейская поэзия была музыкальной поэзией. Жизнь израильского народа была тесно связана с пением и музыкой.
При богослужениях музыкальные инструменты сопровождали пение, восполняя силу голоса поющих (1 Пар.13,8; 15,16; 25,1-6; 2 Пар.5,12-13). Пение псалмов сопровождалось разными музыкальными инструментами: гуслями, тимпанами, кимвалами, псалтирями, барабанами и трубами. Все музыкальные инструменты делились на три рода: струнные, духовые и ударные.
Пение исполнялось не только отдельными лицами и хором с оркестром, но пел и весь народ, присутствующий на богослужении.
Начало древнееврейской поэзии восходит ко времени Моисея (Втор.31,30; 32,1-43). Расцветом её была эпоха Давида - Соломона. Царственный певец Давид довел до совершенства псалмосложение, а Соломон - изречения. После Соломона священная поэзия угасла вместе с истинным поклонением Богу, и лишь изредка вспыхивала слабым огоньком, как, например, при царе Иосафате (2 Пар.20). Но когда, после тяжелого испытания изгнанием, иудеи вернулись в землю отцов и восстановили храмовое богослужение, тогда оживилась, вместе с ожиданием Мессии, и священная поэзия, внося свои дары в библейскую сокровищницу.
Введение в книгу Иова
В книге Иова освящается великая проблема человечества - страдание. Книга названа именем главного действующего лица - Иова. Это имя переведено на различные языки по-разному. По-еврейски Иов означает "преследуемый", "угнетенный". На арабском языке это слово означает "обращенный", "покаявшийся".
Имеются веские доказательства того, что Иов - историческая личность. 1) Священное Писание называет Иова святым, примерным верующим (Иез.14,14-20; Иак.5,11); 2) тон и язык изложения обладает твердой уверенностью в реальности передаваемых фактов; 3) описание всех личностей книги глубоко убедительно в главных чертах, а также и в мельчайших подробностях.
Иов почитается также и у магометян, так как о нем написано в Коране.
Когда жил Иов? Многие исследователи Библии относят жизнь Иова ко времени патриархов, примерно ко времени жизни Иакова и его сыновей, на основании следующих предположений:
1) Иов жил после Авраама, так как два его друга - Елифаз и Ваддад - происходили от Авраама, первый - через Фемиана, внука Исава, второй - через Савхея, сына Авраама и Хеттуры;
2) он жил до Моисея, так как в его истории нет даже намеков на факты, которые происходили во время или после исхода евреев из Египта, между тем как в книге Иова косвенно упоминаются многие предшествующие великие события: творение, падение человека, потоп, истребление Содома и др.;
3) довольно продолжительная жизнь Иова (42,16);
4) денежная монета "кесит" была в обращении в период от Иакова до Иисуса Навина (Иов.42,11; Быт.33,19; И.Нав.24,32);
5) в книге Иова названы музыкальные инструменты времен патриархов (21,12; 30,31; Быт.4,21; 31,27);
6) система письменности времен патриархов (19,23; 31,35);
7) Иов сам приносил жертвы, ибо не было еще священников (1,5);
8) личность Иова, его понятия и уклад жизни напоминают нам патриархов.
Где находилась земля Уц? Библия повествует, что она находилась на востоке (1,3). Евреи понимали обычно под "землей на востоке" Северную Аравию. Стихи кн.Иова 1,15-17 называют соседями земли Уц савеян и халдеев. Пророк Иеремия называет едомлян жителями земли Уц (Иер.25,20; Пл.Иер.4,21). В книге Бытие рассказывается о Харране, как о родине брата Авраама, предка Едома (Быт.22,21; 36,28). Следовательно, Земля Уц находилась между Иорданом и рекой Евфрат.
Кто автор книги Иова? Автор и дата создания книги Иова неизвестны.
В книге Иова страдания человека в поэтической форме увязаны с окружающей природой. В драматическое повествование вошли солнце, луна, звезды, облака, грозы, горы, леса, скалы, пустыни и звери. Страдания Иова сопровождаются могущественной симфонией, в которой иногда слышится слабый плач немощного человека. Книгу Иова считают одним из лучших произведений мировой литературы. Иов в своих словах и страданиях является некоторым прообразом нашего Господа, истинного Праведника, Который был оставлен всеми, тяжело страдал и был вознагражден великой славой.
Деление и содержание
Книга Иова разделяется на пять частей: 1. Пролог (1-2 гл.); 2. Спор Иова и его трех друзей (3-31 гл.); 3. Речи Елиуя (32-37 гл.); 4. Явление Бога я Его речи (38-42,6); 5. Эпилог (42,7-16).
Начинается книга описанием личности Иова как истинно непорочного человека, который при своем достатке служил Господу от всего сердца. Затем сообщаются обстоятельства, которые приводят к спору и проблеме существования зла, проблеме, решение которой составляет сущность всего повествования. Мы видим небо - источник и начало всего происходящего на земле. Сатана, противник и враг человеческого рода, появляется перед Богом среди добрых ангелов, чтобы клеветать на праведного; но в конце концов, несмотря на свою злобу, он лишь содействует намерениям Божиим и, вопреки своему желанию, помогает осуществлению Божьего плана. Иов подвергается семи последовательным испытаниям: 1) савеяне захватили все его стада быков и ослов; 2) молния истребила его овец; 3) халдеи угнали стада его верблюдов; 4) сильный ветер разрушил дом, в котором погибли все дети Иова; 5) святой патриарх был поражен ужасной проказой; 6) Иов подвергается тяжелым упрекам со стороны своей жены; 7) друзья Иова умножают его страдания.
Когда Иов услышал о смерти своих детей, он не мог больше сдерживать своей скорби. Переживания Иова обнаруживают глубочайшую преданность его воле Божией и навсегда останутся предметом подражания для истинно верующих людей. "Наг я вышел из чрева матери моей, наг я и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!" (1,21). На неразумное и злое предложение жены Иов дал поразительный ответ: "неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем? Во всем этом не согрешил Иов устами своими" (2,10).
Речи при посещении Иова тремя друзьями составляют основную часть книги. Его друзья пришли с намерением утешить его, но несправедливыми обвинениями лишь умножили его страдания. Иов - это страждущий человек; язвы проказы вызывали у него скорбные чувства и вопли больного, но будучи праведен, он в глубине своей совести оставался непоколебимым, уповая на правосудие Божие. Друзья Иова: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин - считают себя непогрешимыми утешителями и защищают лишь одно положение, что Иов несчастен по своей вине - в наказание за свои тайные грехи, ибо Бог воздает наказание за грехи человеку.
Бесполезными оказались все их слова. Они рассуждали о возвышенных предметах и высказывали много правды, но говорили "без любви" и поэтому слова их были резки, высокомерны и тяжелы, суждения их страдали сухостью, были пристрастны и неуместны. В главе 32 Елиуй дает характеристику всех этих речей, а в 42,7-8 Бог указывает на их несправедливость. Друзья упорно стояли на том, что страдание всегда посылается в наказание, будучи вполне уверены, что они стоят за истину, речи их, в конце концов, превратились в спор. А споры и в старину и в наше время производят разделение и часто являются бесцельным пустословием (1Тим.1,4-7; 2Тим.2,23-26; Тит.3,9).
Иов был испытан Богом и был безупречным. Но присутствие его трех друзей, молчание и речи которых скорее свидетельствовали о их недоброжелательстве нежели о сочувствии, взволновало и смутило дух Иова, и он "открыл уста свои и проклял день свой". Слова Иова были то возвышенны и духовны, то полны отчаяния и горечи, то он говорит против Бога (34,37; 35,16), то всецело и беззаветно доверяется Ему (13,15; 19,25-26). Тайные молитвы страданий были Иову так же непонятны, как и его трем друзьям, и потому ему следовало молчать. Позднее он сам это прекрасно сознает (39,34-35; 42,3-6); но и утомленный страданиями, мучимый покрывавшею его проказою, обиженный несправедливыми упреками, он все-таки обуздывает язык свой. Лихорадочная несвязная речь Иова свидетельствует о том, как сильно был потрясен он духом. Иов сам сказал: "Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным". Дальше, однако, Иов утверждает: "Невинен я, не хочу знать души моей". Чем дерзновеннее становится Иов, тем он "праведнее" в глазах своих. И так это продолжалось до тех пор, пока Иов не сказал: "Я правее Бога" (35,2).
Когда глаза Иова обращены к Богу, то дух его спокоен; Иов исполнен смирения, надежды, рассудительности (2 Кор.4,16-18). Но как только он смотрит на самого себя, своих друзей, свои обстоятельства, затруднения и скорби, - в словах его слышится горечь, обида, сомнение; слова его становятся безрассудными. Иов готов впасть в отчаяние и ропот. Вера его не сомневается в искренности воскресения, но, не познав всей "силы" его, Иов надеется окончить свою жизнь на месте своем. Но вот место его разорено и опустошено. Временами Иов уверен в верности Божией и сознает переплавляющую силу посылаемых Богом скорбей; потом вдруг он снова начинает бесконечно размышлять о своих благих намерениях, своей праведности и загадочности для него путей Божиих. Иов не переставал верить в непреложность правды, но в то же время старался доказать и правду свою. Весь ужас его внутренней борьбы состоял в том, что ему казалось, будто правда боролась с правдой, а неправда - со злом, которое следовало ему осознать и победить. Наконец, Иов устает и не может далее бороться; он отказывается от борьбы, произнося знаменательное изречение: "Слова Иова кончились" (31,40). И тогда только слово Божие могло дойти до слуха его.
Наступившее безмолвие, по окончании речей Иова и трех его друзей, дает возможность произнести слова мудрые и утешительные человеку, все время молчавшему и слушавшему, что говорилось. Елиуй дает ответ Иову на его желание найти "посредника" (9,33). Он отвечает Иову "вместо Бога" (33,6); но в то же время Елиуй - человек, "образован из брения и духа", а потому он понимает как божественную, так и человеческую сторону вопроса. Он говорит о силе Духа, как истолкователь путей Божиих для человека, клонящихся к тому, чтобы "отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость" (33,17), т.е. чтобы смирить его в собственных глазах и, таким образом, приготовить человека к восприятию благодати Божией, оживляющей, озаряющей светом свыше и дарующей ему "умилостивление" ("выкуп" - 33,24). Елиуй горит желанием "оправдать Иова" перед тремя друзьями его, и "гнев его пылает" на их обвинения. Но прежде всего Елиуй должен выступить в "защиту Бога" и доказать как Иову, так и друзьям его все их непонимание и всю дерзновенность их слов.
Иов не мог себя оправдывать, не обвиняя в то же время Бога; друзья его не могли оправдать Бога, не обвинив Иова. Неправы были и Иов, и друзья его. Елиуй показывает им:
а) что Бог неизмеримо "выше человека" (33,12) по силе, а потому последнему следует только всецело покориться своему Творцу;
б) что Бог бесконечно "выше человека" по мудрости и не обязан "давать отчет в делах Своих" (33,13), даже если бы человек и мог понять их. Поэтому следует человеку пребывать среди скорбей в тишине, ожидая, когда благоугодно будет Богу дать ему уразуметь тайну его страданий, или освободить из "тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком" (36,16);
в) Бог несравненно "выше человека" по праведности, и мы не можем понять всю силу Его ненависти ко греху, в который мы впадаем, говоря: "Я прав, но Бог лишил меня суда" (34,5), или решаясь утверждать, что "я правее Бога" (35,2). Поэтому одной из целей посылаемых нам испытаний является уразумение нами тайны и неисследимой глубины таящегося в нас самомнения чтобы навсегда нас освободить от него;
г) "Господь благ, долготерпелив и многомилостив", хотя мы теперь и не можем Его вполне познать, не видим "яркого света в облаках" (36,26; 37,21), "никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи?" (35,10). По окончании испытания мы убеждаемся в благости Его или понимаем её впоследствии. Если бы Его "в огне" испытания, даже "с великой радостью принимали бы различные искушения", хвалились бы "скорбями", "благодушествовали бы в немощах, обидах, нуждах, гонениях, притеснениях", зная, что "кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном переизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно".
Просветив такими словами своих слушателей, Елиуй говорит в заключение: "Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает" (37,23). Показав Иову его грех и его собственное "я", Елиуй как бы вводит Иова прямо в присутствие Божие.
"Господь отвечал Иову из бури" целым рядом вопросов, из которых каждый все более и более доказывал величие и всемогущество Бога и всю ничтожность раба Его. Перед величием Бога самонадеянность Иова обращается в ничто. Подобно всем мужам "совершенным", как Исайи, Даниилу и Иоанну - в видении созерцавшим Господа - Иов увидел теперь свою нечистоту. "Во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости" (Дан. 10,8); "Когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый" (Откр.1,17) и т.п. Эти слова, исшедшие из уст святых мужей других времен, служат отражением и мыслей Иова, когда он восклицает: "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (42,5-6). Иов подавлен гласом и видением Господа; и тогда Бог начинает восстановлять его, возвращая ему богатство и семью, оправдывая, благословляя, делая Иова благословением для его друзей, венчая его милостью и щедротами. Цель Божия в страданиях Иова достигнута, правосудие и верность Божия проявлены, благость и сострадание Господа доказаны перед лицом злых духов, ангелов и людей. "Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир". Вот главный смысл книги Иова, отвечающий на вопрос о смысле страданий и смысле человеческой жизни вообще.
Книга Иова доказывает также врожденную склонность человека к самомнению и убеждает нас, что незнание Бога и человеческой природы является корнем всех вопрошаний о божественном управлении миром, например: "Прав ли Бог, допуская страдать невинного?" "Почему посылает Бог незаслуженное бедствие?" Даже такой человек, как Иов, которого Бог называет "непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла", впав в испытание, будучи взвешен на весах (Дан.5,27), оказывается несостоятельным и сам сознается в этом.
Введение в книгу Псалтирь
Псалтирь, или книга Псалмов, является наиболее известным священным поэтическим сборником во всем мире. Более трех тысячелетий его чудные гимны и молитвы находя глубокие отклики в сердцах великого множества людей. Почти на всех богослужениях христиан и иудеев, а также в семьях читают, исследуют, проповедуют, цитируют и поют псалмы. Во многих изданиях Нового Завета помещен Псалтирь - эта чудная ветхозаветная книга с евангельским содержанием.
Название. В еврейской Библии эта книга называется: "Хваления, славословия", а в греческой (Септуагинта) - "Псалтирь" (по названию древнего струнного музыкального инструмента). Псалом - это духовная песнь, исполняемая на определенную мелодию в сопровождении игры на музыкальных инструментах.
В канонической Библии 150 псалмов. В разделении текста на отдельные псалмы имеются некоторые расхождения в еврейской Библии и других переводах, так как в манускриптах (рукописях) деления псалмов не были точно обозначены.
Надписи над псалмами.Почти все псалмы имеют надписи, которые сообщают нам или об их авторе, или о характере и особенностях их исполнения, или об обстоятельствах их состояния, а также другие сведения. Эти надписи имеют различие в еврейской Библии, Септуагинте и Вульгате.
Авторы псалмов.Стиль, содержание и написание псалмов свидетельствуют о том, что они являются плодом богодухновенного творчества многих людей, принадлежавших разным эпохам.
Царь и пророк Давид является чудесным псалмопевцем, имея непревзойденный поэтический дар. Все глубокие свои переживания он богодухновенно выражал в песнях. Ему принадлежит половина псалмов Псалтиря. Его приятные глубоко эмоциональные псалмы принесли ему славу "сладкого певца Израиля" (2 Цар.23,1). Еще юношей Давид был известен своей музыкальностью и успокаивал игрой на гуслях тревожный дух царя Саула. При перенесении ковчега Божия в Иерусалим левиты и народ воспевали псалом славословия, составленный Давидом (1 Пар. 16 гл.).
Кроме Давида, известны имена и других авторов псалмов - пророку Моисею принадлежит замечательный 89 псалом. Соломону принадлежат три псалма: 71, 126 и 131, которые написаны им по случаю восшествия на престол, окончания строительства храма и перенесения ковчега завета из скинии в храм.
Асафу принадлежат двенадцать псалмов. Псалмопевец Асаф, вместе со своими сыновьями - левитами, руководил пением и музыкой перед скинией на Сионе во времена Давида.
Левитам, сынам Кореевым принадлежат 11 псалмов, Еману - 87 псалмов, Ефану - 88 псалмов, а авторы остальных псалмов неизвестны. Считают, что псалмы 1 и 118 написал священник Ездра.