Очерк истории Израильского народа от времени Неемии до Христа
Книги Ездры и Неемии подробно повествуют о возвращении евреев в Палестину и восстановлении Иерусалима и храма. Вместе с Иерусалимским храмом возрождалась общественная и религиозная жизнь еврейского народа. Параллельно с главным храмом, где приносились жертвы и совершались праздничные торжества, возникли синагоги, в которых народ знакомился с законом и пророками на арамейском (сиро-халдейском) языке, так как древнееврейского богослужебного языка после вавилонского плена он уже не понимал. Таким образом, наряду с богослужением в Иерусалимском храме, на местах возникли религиозные общины при синагогах. Это вызвало появление книжников и учителей (раввинов), толковавших библейские книги, которые в эпоху Ездры и Неемии были уже сведены в канон. Упадок персидской монархии вызвал рост греческого влияния в Палестине. Александр Македонский, завоевавший всю Переднюю Азию, с иудеями обошелся милостиво. После же его смерти, когда Македонское царство разделилось на северное (Селевкиды) и южное (Птоломеиды), положение Иудеи, оказавшейся яблоком раздора между этими царствами, весьма ухудшилось. Палестина переходила из рук в руки. С 295 г. до Р.Х. она находилась во власти Египта в течение 100 лет; затем покорил её Антиох Сирийский, истощавший население изнурительными поборами и бравший взятки за предоставление первосвященнических мест. Сами евреи потворствовали вмешательству сирийского царя в их дела, призывая его на помощь в своей внутренней борьбе.
Эта вражда иудейских сект, не прекратившаяся в Иерусалиме до самого конца еврейского государства, усилила чужеземное влияние, доведя её до того, что храм был осквернен и пришел в запустение; обрезание и предписания Моисеева закона не соблюдались. Этот упадок вызвал в народе пробуждение патриотических чувств; ревнителем древнего благочестия выступил Маттафия, священник из окрестностей Иерусалима. В 167 году до Р.Х. ему удалось пробудить в народе патриотизм и упование на силу Божию. Собрав около себя горсть мужественных воинов, Маттафия с доблестными своими сыновьями удалился в горы и начал войну с поработителями родины. Эта героическая борьба кучки храбрецов с целым государством длилась свыше 32 лет. Сам Маттафия Маккавей пал в начале восстания; его место занял третий его сын Иуда.
В непосильной борьбе с подчинившимися греческому влиянию соплеменниками, в 161 году пал Иуда Маккавей. Его заменил брат его, Ионафан, которому удалось на короткое время занять место первосвященника только благодаря тому, что сирийскому царю, занятому внутренними раздорами, было не до Иудеи. Но уже в 143 году сирийский царь занял Иерусалим, а Ионафана взял в плен и убил. Младший из братьев, Симеон Маккавей, стал во главе движения. Ему удалось добиться некоторых льгот и сделаться первосвященником и вместе с тем народным вождем. В 106 году до Р.Х. Симеону наследовал его сын Гиркан.
Слабой стороной этого патриотического движения было желание создать Царство Божие на земле на основе насилия и власти. Гиркану наследовал его сын Аристовул, при котором с особой силой разгорелась вражда между двумя главными Иудейскими сектами: фарисеями и саддукеями. Первые с особой ревностью держались буквы закона, непримиримо относились ко всему иноземному и языческому; внешнее богопочитание их не было лишено лицемерия. К секте саддукеев принадлежало много знатных людей и духовенства; они относились пренебрежительно к фарисейской непримиримости, в загробную жизнь не верили и стремились примирить строгость закона с требованиями времени. Была еще третья группа "зилоты", которые своей целью ставили осуществление надежды Израиля на независимость и стремились добиться этого силою оружия.
Фарисеи отказались признать над собой власть Аристовула, как рожденного от рабыни. В дальнейшем потомки Гиркана, оставив мысль первых Маккавеев о государстве, управляемом Самим Богом, враждовали между собой и в попытках удержаться у власти искали поддержки то у одной, то у другой секты; даже не гнушались заискиванием у царей сирийских и у римлян, которые к тому времени проникли в Сирию. Так, например, в 63 году до Р.Х. для водворения порядка Иерусалим был занят римлянами, причем погибло около 12.000 евреев. Храм не пострадал, но с того времени Иудея оказалась окончательно во власти Рима.
Руководствуясь принципом: "разделяй и властвуй", Рим отделил светскую власть от духовной, поставил Гиркана первосвященником, а правителем - идумеянина Антипатра.
Последний, как и его сын Ирод, отлично умел использовать придворные интриги в Риме для упрочения своей власти. В 39 году до Р.Х. Ирод был сделан царем Иудейским с подчинением ему первосвященника. С этого времени первосвященники назначались и сменялись по усмотрению царя.
Народ ненавидел иноземца Ирода, идумеянина, за его кровожадность, несправедливость и корыстолюбие. Время Ирода было одним из самых тяжелых в истории народа. Иудея тогда входила в состав Сирийской области, подчиненной наместнику, но имела своего царя. Возмущение, вызванное народной переписью, послужило для Рима основанием к отмене царской власти (Матф.2,22) и подчинению Иудеи непосредственно Риму.