В 1818 году Общество издало славяно-русское Четвероевангелие.
В 1819 году они вышли третьим изданием, вместе с книгой Деяний Апостолов и посланиями.
В 1823 году печаталось уже 12-ое издание русского Псалтиря.
В 1825 году успели перевести на русский язык и отпечатать первые восемь книг Ветхого Завета.
В 1824 году организатор и председатель Общества А.Н.Голицын (1773-1844) вынужден был уйти в отставку. Стараниями митрополита Серафима и царя Николая I Общество было закрыто, и имущество передано Синоду. Отпечатанные книги не поступили в продажу, а отдельные издания Пятикнижия были сожжены. Это варварство обосновывалось тем, что якобы только церковнославянский текст непогрешимо может выражать Слово Божие и что опасно читать всем без различия Библию.
Но в 1858 году высшее православное управление - Святейший Синод все же приступил к переводу книг Священного Писания на русский язык.
В 1863 году Синодальной типографией напечатан полный Новый Завет на русском языке.
В 1867 году была издана полная Библия на русском языке. Слава за это Господу!
Синодальная русская Библия была издана в порядке и составе древнегреческой церковнославянской Библии. Канонические книги Ветхого Завета переведены с древнееврейского, неканонические - с греческого. Произношение имен принято греческое, а не еврейское, так как к греческому более привыкли. Русский перевод считается одним из лучших переводов Библии.
В царское время право издания Библии - в полном или неполном составе - принадлежало исключительно православной церкви. Руководство евангельско-баптистского братства в лице братьев В.А.Пашкова, И.С.Проханова, Д.И.Мазаева и других тщетно пыталось получить разрешение на издание канонической Библии.
Впервые каноническая Библия на русском языке была напечатана в Синодальной типографии в Петербурге в 1881 году.
После Октябрьской революции 1917 года все церкви в СССР были уравнены в своих правах, и евангельско-баптистское братство издало в 1926 году Библию без апокрифов в Ленинграде, а в 1927 году - в Киеве.
Новый русский перевод Нового Завета
В настоящее время, благодаря множеству найденных древнейших рукописей, легко обнаруживаются позднейшие приписки, ошибки и другие изменения, сделанные переписчиками на протяжении столетия. Перед библиологами-богословами стоит задача восстановить тот текст, который был бы наиболее совершенным и близким к первоначальным оригиналам, вышедшим из-под пера святых писателей.
С нового проверенного текста делается в Париже перевод Нового Завета на современный русский язык. Перевод осуществляет особая Комиссия под председательством православного епископа Кассиана (профессора Безобразова) и под общим руководством Британского Библейского Общества. Уже вышло из печати Четвероевангелие и Деяния Апостолов.
Вечность и единство Библии
Библия является Словом Божиим, единственным и достаточным источником познания пути спасения и духовной жизни во Христе. В этой Книге Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий Завет изъяснен в Новом. Просто и мудро все предписания Божии сводятся к любви к Богу и ближним.
Все книги Библии объединяет внутреннее единство - Божия любовь к падшему человеку через Агнца, Который взял грехи мира на себя (Иоан.1,29; Ис.53,4-8; 1 Петр.2,24).
Эта Книга книг является прообразом Господа нашего Иисуса Христа. Он пришел свыше, является истинным Сыном Божиим и истинным Сыном Человеческим; так и Библия является Словом Божиим и произведением человеческим. Иисус Христос, по происхождению из еврейского народа, стал Спасителем всех народов и языков. Библия - преимущественно еврейская книга - стала священной для всего человечества.
Спаситель наш доступен всем, так и Библия доступна всем слоям человечества.
Иисус Христос был гоним, отвержен, распят и воскрес. Библия пережила отвержение и уничтожение. Так, например, император Рима Диоклетиан в 303 году издал эдикт об уничтожении всех рукописей Библии.
Много книг было уничтожено, но еще больше пробудился интерес к вечной Книге книг.
"Трава засыхает, цвет увядает, а Слово Бога нашего пребудет вечно" - Ис.40,8.
О трудных местах в Библии
Каждый исследователь Библии согласится, что слова апостола Петра о том, что в Писаниях есть "нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные превращают к собственной своей погибели" (2 Петр.3,16), являются вполне верными. Молодые христиане без достаточного духовного опыта бывают особенно смущены этими трудными местами Библии.
1). Первое, что можно сказать о трудных местах в Библии, это то, что они должны встречаться.
Библия - это откровение разума, воли, всей сущности великого, совершенно мудрого и абсолютно святого Бога. Но кому Бог открыл Себя? Людям - существам ограниченным, с несовершенным нравственным характером, а отсюда и с ограниченной способностью разбираться в духовных вопросах. Самый мудрый человек, взвешенный на весах Божиих, окажется лишь пылинкой, и самый святой человек перед Богом - не более младенца в нравственном отношении.
Принимая во внимание, от Кого и кому дано откровение - можно сделать вывод, что должны иметь место затруднения. Если невежда будет размышлять над творениями великого мудреца, многое будет ему непонятным. И если люди, подверженные грехам, вникают в действия Святого Бесконечного Творца, они будут смущены некоторыми из них. Многие из Его проявлений будут им казаться слишком строгими, слишком необычными и непонятными.
Поэтому должны быть в Библии трудности для начинающего, а лучшие из нас, в действительности, лишь начинающие.
2). Трудное для объяснения место, или веские возражения против него, ни в коем случае не доказывают несостоятельность самого учения. Некоторые, встречая такое препятствие, делают заключение, что все учение Библии неверно.
Но и в науке вряд ли найдется хоть одно всеми признанное достижение, которое бы не имело трудностей быть признанным. К примеру, вспомним гелеоцентрическую (солнечную) систему астронома Коперника. Она встретила в признании великие трудности, многое было необъяснимо, но затем астрономические открытия подтвердили ее истинность.
Тот поступает легкомысленно, кто, из-за трудностей в деталях, отвергает проверенную временем и прекрасно зарекомендовавшую себя истину, и лишь потому, что не может согласовать некоторые факты.
3). Библия подтверждает сама себя и утверждена жизнью. Исполнившиеся пророчества, чудесное единство всех ее 66-ти книг, сила воздействия на души, археологические и научные открытия свидетельствуют в ее пользу.
4). Если кто-либо не может разъяснить встретившееся трудное место в Библии, то это еще не значит, что никто не объяснит его. Нужно быть достаточно скромным и верить, что другие способны сделать это.
Следует помнить то, что многое непонятное сейчас, мы легко поймём, когда будем знать немного больше. Не каждый из нас сейчас решит сложную алгебраическую задачу, но абсурдно заявлять, что данная задача неразрешима.
Часто встревоженный учитель, после беседы с опытным исследователем Библии, находит решение сложнейших, как ему кажется, противоречий. А многие из них разрешены давным-давно.
5). Исследовать Писание следует молитвенно. Не следует основное внимание и время отдавать кажущимся недостаткам и трудностям. Нужно видеть несравненную красоту и прелесть драгоценных истин Библии, дающих силу и свежесть, мир и радость.
6). Поверхностные, далекие от Господа читатели находят в Библии множество непонятных мест, и эти трудности могут иметь для них большое значение. Но для того, кто научился размышлять над Словом Божиим день и ночь, среди бездны открытых богатств премудрости Божией, трудные места почти не имеют веса.
"Отец сирот" Георг Мюллер прочитал внимательно Библию от начала до конца более ста раз. Он и подобные ему, совершающие свой жизненный путь под её водительством, проверили практически истинность Слова Божия и не будут смущены непонятным.
7). Библия написана для того, чтобы веровали, что Иисус - это Сын Божий, и имели через Него жизнь вечную. Эта книга не предназначена для изучения истории, астрономии и других наук, но она предназначена для того, чтобы спасти нас от ада.
Наибольшая польза получается от вещи, когда она употребляется по назначению. Это относится и к Библии.
Не опасны мнимые противоречия Библии, а опасны противоречия в жизни людей, которые не дают возможность увидеть богодухновенность Библии.
Трудные места Библии быстро исчезнут по мере внимательного и молитвенного изучения Священного Писания.
Деление Библии
Книги Ветхого и Нового Заветов по своему содержанию делятся на три группы: исторические, учительные (поэтические) и пророческие.
Ветхий Завет.
а). Исторические книги: Пятикнижие Моисея, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3, и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон (дополнения к книгам Царств), Ездры, Неемии, Есфирь;
б). Учительные (поэтические) книги: Иова, Псалтирь, Притчи, Екклесиаста (проповедника), Песни Песней;
в). Пророческие книги: Исайи, Иеремии, Плачь Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
Новый Завет.
а). Исторические книги: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и Деяния Апостолов;
б). Учительные книги: послания Иакова, 1 и 2 Петра, 1, 2 и 3 Иоанна, Иуды, апостола Павла к Римлянам, 1 и 2 к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппинцам, Колосянам, 1 и 2 к Фессалоникийцам, 1 и 2 к Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям.
в). Пророческая книга - Откровение Иоанна (Апокалипсис).
Контрольные вопросы
1. Как передавалось познание о Боге до Моисея?
2. Расскажите, на каком языке написаны книги Ветхого Завета, и что вы знаете об этом языке.
3. На каком языке написаны книги Нового Завета?
4. Какие важнейшие переводы Библии вы знаете?
5. Расскажите о находках в Иудейской пустыне.
6. Расскажите о древнейших рукописях Библии (манускрипты, кодексы) на еврейском и греческом языках.
7. Расскажите об истории славянской Библии.
8. Расскажите об истории перевода Библии на русский язык.
9. Когда была напечатана впервые русская Библия?
10. В чем заключается единство и вечность Книги книг?
11. Как относиться к трудным местам в Библии?
12. Как разделяются книги Ветхого и Нового Заветов по содержанию? Перечислите книги по группам.