Святители Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим, подвижник Саровский.
За последние два века, кроме святителя Иннокентия, епископа Иркутского, святостью жизни в особенности прославлены Димитрий, митрополит Ростовский, Митрофан и Тихон, епископы Воронежские, Феодосии, епископ Белгородский, и преподобный Серафим, подвижник Саровский.
Святитель Дмитрий, сын сотника Саввы Туптало, родился в Малороссии в 1651 году и учился в Киевской академии, но по случаю военных тревог должен был оставить ее и уже сам доканчивал свое образование. Приняв пострижение в иночество в одном из черниговских монастырей, он вскоре был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, который поручил ему преподавать в своем кафедральном соборе, а через два года после сего он уже так прославился своими проповедями, что Литва и Малороссия спорили о нем, приглашая его к себе в проповедники. На 33-м году жизни святой Димитрий приступил к бессмертному своему труду — составлению Четьих Миней (житий святых на каждый день месяца для чтения в церкви и на дому), которым неуклонно с необыкновенной энергией занимался целых двадцать лет, с 1684 по 1704 год. Оканчивая свой колоссальный труд, он уже занимал кафедру Ростовского митрополита. Здесь доблестный святитель выступил на борьбу с расколом и написал капитальное исследование о главных раскольничьих сектах под заглавием “Розыск о брынской вере.” Семь лет архипастырского его служения в Ростове с 1702 по 1709 год представляют непрерывный ряд трудов на пользу пастве: он объезжал свою епархию из края в край и везде учил и проповедовал. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священников, он устроил в Ростове на свои средства училище и был, как отец, близок к своим воспитанникам, которые часто собирались вокруг него и пели составленные им духовные канты. О многих из этих возвышенных песней святителя Димитрия (“Иисусе мой прелюбезный,” “Вопию к Богу в беде моей,” и др.) до сих пор сохраняется память в народе. В 1709 году великий подвижник науки и благополучия скончался во время келейной своей молитвы (его нашли коленопреклонно упавшим пред иконой Спасителя), а через 43 года, в 1752 году обретены были его нетленные мощи, и он причтен к лику святых. (Кроме “Четьих-Миней” и “Розыска о брынской вере,” святитель Димитрий напечатал множество слов и поучений, “Краткий Катихизис,” “Келейную летопись,” “Летопись царей и патриархов,” “Каталог российских митрополитов” и др. Творения святителя Димитрия проникнуты самой теплой и душевной назидательностью. Русский язык доведен до замечательной простоты и изящества. Он вполне народный писатель.)
Святитель Митрофан — первый по открытии епархии Воронежский епископ. В жизни его в особенности замечательны отношения к преобразованию России. Тогда как многие с недовольством смотрели на старания Петра I вывести Россию из ее замкнутости и сблизить с Европой, святитель Митрофан открыто сочувствовал благим его мерам. Прославляя Петра за намерение завести флот и за войну с Турцией, он пожертвовал ему все сбережения от архиерейских доходов (до 6000 рублей) и затем постоянно отсылал ему новые сбережения с надписью: “На ратных.” Но, выражая такое живое и деятельное сочувствие делу Петра, святитель смело предостерегал его от опасных увлечений. Один раз, потребованный Петром, святитель отказался войти в его дворец, потому что перед воротами и на дворе его были поставлены статуи языческих божеств. Услышав, что царь сильно разгневался на него, святитель стал готовиться к смерти. Дело окончилось тем, что Петр I уступил ему и приказал убрать статуи и, по кончине святителя 23 ноября 1703 года, плакал о нем и сам нес его гроб до могилы. Нетленные мощи святителя Митрофана открыты в 1831 году, а в следующем году он торжественно причтен был к лику святых.
Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году от беднейшего причетника села Короцка (в пределах нынешнего Валдайского уезда) и вскоре по рождении лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасающей нищеты: иногда целый день приходилось ему работать у поселян только ради куска хлеба. Едва избегнув разбора (для отдачи в военное звание), среди великой нужды учился он потом в Новгородской семинарии, в которой после был наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности, чудные видения) расположили его к принятию иночества, к которому давно стремился, и, наконец, по явному указанию свыше, он был избран в епископа. Около двух лет, в 1761-1763 годах, он был викарием в Новгороде и около четырех, с 1763 по 1767 год, на самостоятельной кафедре в Воронеже. Во все это время он ревностно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников, в Воронеже от времени язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством разных бесчинств. Один раз святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начинает обличительное слово, которое так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся. Усиленные труды расстроили его здоровье. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет жизни провел на покое, в Задонском монастыре. Все время дня, за исключением 4-5 часов чуткого отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно бывал он в храме. Дома, кроме обычных часов его молитвы, часто падал на колени и ниц и, обливаясь слезами, как бы самый тяжкий грешник, взывал: “Господи, пощади, Господи, помилуй!” Непременно каждый день он читал по несколько глав из Священного Писания и в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворения, и сюда же обращалось все, что получал он в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных в тамошней тюрьме, утешал их, располагал к покаянию и затем оделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания, и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви, и горькие слезы текли из глаз его. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлоблив: до земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто сделал ему какое-либо оскорбление. Раз в доме знакомого он вступил в беседу с одним дворянином-вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя в щеку. Святой Тихон бросился к нему в ноги, прося прощения за то, что привел его в раздражение. Этот подвиг незлобливого смирения так подействовал на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к вере и после был добрым христианином. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы ходили к нему дети: он учил их молитвам, а после беседы оделял деньгами. Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 года; через 63 года открыты нетленные мощи его, а в 1861 году (через 78 лет по кончине) он торжественно причтен к лику святых угодников. (Из творений святителя Тихона в особенности замечательны: “Об истинном христианстве,” “Сокровище духовное от мира собираемое.” Некоторые из творений святителя Тихона назначены были собственно для монашествующих, например: “Правила монашеского жития,” “Наставление обратившихся от суетного мира;” в них с глубокой мудростью он раскрывает идеал истинного подвижничества, который осуществлял в своей жизни.)
Святитель Феодосий, сын священника Никиты и Марии, имевших дворянское достоинство, родился около 1630 года. Получив тщательное семейное воспитание, учился в Киево-Братской школе и тотчас по окончании учения принял иночество. Подвизался в батуринском Крупицком монастыре и около 17-ти лет, в 1664-1681 годах, был игуменом киевского Выдубицкого монастыря. Пользовался особым расположением и доверием знаменитого в истории деятеля архиепископа Лазаря Барановича и заведовал делами Киевской митрополии в качестве его наместника. В 1688 году назначен был архимандритом черниговского Елецкого монастыря и через четыре года был преемником Лазаря на Черниговской кафедре. С раннего возраста святитель отличался терпением, смирением, воздержанием, трудолюбием, и еще при жизни его сложилось общее убеждение, что этот муж праведный и святой, а затем вскоре по кончине его стали являться чудеса и знамения, и обнаружилось нетление святых его мощей. Силу молитвенного предстательства святителя Феодосия пред Богом испытал преемник его по кафедре архиепископ Иоанн Максимович, который, в благодарность за полученное им по молитвам святителя исцеление от тяжелой и опасной болезни, устроил пещеру для хранения его мощей. Явные поразительные чудеса совершались при торжественном их открытии в 1896 году, совершаются и до настоящего времени.
Преподобный Серафим, в миру Прохор, родился в Курске в 1759 году в благочестивой купеческой семье Мошниных, трех лет лишился родителя и воспитался под особым влиянием своей матери, женщины высоких нравственных правил, в особенности отличавшейся благотворениями бедным невестам, которых, снабжая приданым, она устраивала в замужество. С юных лет особенная милость Господня хранила своего избранника: быв семи лет, он поднялся с матерью на строившуюся высокую колокольню нынешнего в Курске кафедрального собора, упал со стен ее на землю и остался цел и невредим; десяти лет отрок Прохор чудесно, милостью Богоматери, был исцелен от опасной болезни. С юных лет он почувствовал особенную любовь к жизни иноков. Семнадцати лет он берет увольнение от общества и отправляется на богомолье в Киев. Здесь от старца схимника получает указание идти в Саров. Саровская пустынь, основанная в половине XVII столетия на границе нынешних Тамбовской и Нижегородской губерний и уже прославленная подвигами своих настоятелей и иноков, представляла особенные удобства для жизни подвижнической и давала образцы ее в разных родах. 20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения во храм Богоматери, благочестивый юноша Прохор вступил во врата обители. Восемь лет с глубоким смирением и беспрекословным послушанием он нес искус иноческий в разных послушаниях, в то же время просвещал свою душу ежедневным чтением Евангелия, других священных книг и творений отеческих, упражнял себя в подвигах усиленного поста, долговременной усердной молитвы, внимал наставлениям подвижников. При пострижении дано ему имя Серафим (пламенный), вполне отвечавшее настроению души его; через два месяца после этого посвящен он в иеродиакона, а через пять лет в иеромонаха. Чудные видения при благоговейном исполнении служб, в особенности литургии, воскрыляли его мысль и воспламеняли сердце, и через два года по принятии священства он решается, с благословения настоятеля обители, на подвиг уединенной, отшельнической жизни. Сначала поселяется он в так называемой дальней пустыне в 5 верстах от обители. Здесь он сам собирал и носил дрова для отопления келлии, сам насаждал и возделывал огород для произращения овощей, какими питался, но главным занятием его было чтение слова Божия, непрестанная молитва, благочестивые размышления. Случалось, что во время работы, занятый богословием, подвижник погружался в такое глубокое созерцание тайн духовных, что орудия, при помощи коих он работал, падали из рук его, и в его взоре, устремленном к небу, выражалось необыкновенно светлое, неземное настроение. Нередко он претерпевал страшные искушения, но препобеждал их молитвой и терпением. В отражение одного из таких искушений он предпринял подвиг столпника и тысячу суток молитвенно стоял с воздетыми к небу руками на камне днем в келлии, ночью вне ее. Под конец десятилетия пустынной жизни священноинок Серафим потерпел жестокое избиение от разбойников, искавших у него денег, и для излечения ран должен был возвратиться в обитель. Получив чудесное исцеление от ран, он опять ушел в свою дальнюю пустыню и наложил на себя обет молчальника, которой продолжал и в обители, по вторичном возвращении в нее, состоявшемся по желанию настоятеля и старшей братии. В стенах обители он предпринял новый подвиг — затворничества, который закончился после видимого явления ему Богоматери, повелевшей ему отворить двери келлии и принять подвиг старчества; тогда пошли к нему тысячи народа, чтобы получить от него совет, наставление, благословляющие плоды его собственного целожизненного назидания в вере и благочестии, преподобный Серафим делил время между пребыванием в келлии обители и путешествиями в так называемую ближнюю пустынь, отстоящую от обители на расстоянии около 2-х верст. Недалеко от этой ближней пустыни ископан им колодец, вода которого являет, по молитвам угодника Божия, особенные целебные свойства и действия. Кончина блаженного старца в коленопреклоненном положении перед иконой Божией Матери, именуемой “Умиление,” достойно заключила его жизнь, от первых лет детства до последнего дня преклонной старости всецело посвященную на служение Богу и ближнему. Славу Сарова по отношению к новоявленному чудотворцу преподобному Серафиму разделяет Дивеевская женская обитель, находящаяся в 12 верстах от Сарова. Дивеевская обитель была предметом особенной отеческой заботы преподобного Серафима во все время его подвижнической жизни и особенно в последние годы, когда он вступил на подвиг старца — всенародного учителя. Торжественное прославление преподобного Серафима совершено в 1903 году 19 июля.
Святитель Иоасаф Белгородский, в миру Иоаким, родился 8 сентября 1705 года и происходил из известного малороссийского рода Горленко.
Родители предназначали его для мирской жизни, надеясь видеть в нем наследника своего богатого состояния, своего звания и значения. На восьмом году они отправили мальчика в Киев, куда богатое дворянство малороссийское посылало своих детей в учрежденную там знаменитым митрополитом Петром Могилой академию. Расставшись с сыном, родители сильно тосковали о нем, и вот его отцу было замечательное видение, в котором ему была открыта будущая судьба его сына. Однажды, задумавшись о сыне, Горленко сидел вечером на крыльце. Солнце уже заходило. Посмотрев на запад, он увидел Богоматерь, стоявшую на воздухе, и сына своего Иоакима, в молитве припавшего к Ее ногам. Богоматерь сказала отроку: “Довлеет ли молитва твоя?” — и тогда слетел ангел и накинул на мальчика святительскую мантию... Горленко пошел рассказать об этом видении своей жене, но, не дойдя до нее, все забыл, и с совершенной ясностью вспомнил об этом видении лишь через много лет, по смерти сына.
Жизнь в Киеве, среди множества святынь, и духовное, получавшееся им образование укрепили в молодом Горленко религиозное настроение, и на восемнадцатом году он, тайно от родителей, удалился в киевский Межигорский монастырь. Здесь он проводил целый год искус, полагающихся перед пострижением. На двадцатом году в пещерном храме Межигорского монастыря Иоаким пострижен в рясофор с именем Илариона. Тогда-то доверенный слуга отправился в имение его родителей и объявил, что сын их, теперь инок Иларион, просит их благословения и прощения за ослушание. Со слезами и великой грустью родители, приняли эту весть, но простили сына и послали ему благословение. Еще два года провел новоначальный инок в Межигорской обители, а затем его вызвали в Киево-Братский монастырь, при котором была академия, и тут 20 ноября 1727 года, на праздник Введения Пресвятой Богородицы, он пострижен был в мантию с имением Иоасафа.
Затем Иоасаф занял должность учителя при академии, а в 1737 году назначен игуменом Лубенского монастыря. Здесь он много потрудился над благоустроением обители, за год перед тем сильно пострадавшей от пожара. Отсюда он был назначен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, а затем в 1748 году епископом Белгородским. Обширная Белгородская епархия, насчитывавшая свыше 1000 церквей, обнимала теперешнюю Курскую и Харьковскую епархии и была неустроена. Слабый здоровьем, но могучий духом, святитель деятельно принялся за устроение ее, очень часто предпринимал путешествия для обозрения церквей, старался поднять образование и нравственность духовенства, искоренить в народе суеверия и другие пороки. Вместе с тем он отстаивал духовенство от несправедливости и притеснений. Милосердие было отличительной чертой святителя Иоасафа. Доходы своей богатой кафедры он раздавал бедным. Перед великими праздниками святитель отправлял к бедным доверенного келейника с деньгами и платьем. Келейник не должен был входить к ним, но, сложив принесенное у двери или окна и стуком обратив на то внимание хозяев, поскорее отходить, прежде чем его заметили. Во время болезни этого келейника святитель, тайно выбравшись из своего дома, сам разносил милостыню по городу. Постоянно держа в памяти час смертный, святитель со слезами готовился к нему. Входя к нему утром и вечером келейник заставал его молящимся. При бое часов святитель произносил особую молитву, которую сам составил. Она называется молитвой святителя Иоасафа Белгородского.
За полгода до кончины святитель поехал на родину. Он неоднократно повторял, что уже не вернется в Белгород и трогательно простился с паствой, прося у всех прощения и разрешения тех, кто его обидел.
И действительно, на возвратном пути, в селе (ныне город) Грайвороне, святитель занемог и после двухмесячных страданий почил 10 декабря 1754 года, 49 лет от роду. Тело его перевезено было в Белгород и в ожидании погребения находилось в кафедральном соборе свыше двух месяцев — до 24 февраля 1755 года, не обнаруживая никаких признаков тления. Прошло два года после смерти его, и несколько человек соборного причта, уверенные в праведности святителя, потихоньку открыли помещавшийся в соборном склепе его гроб. Хотя в воздухе склепа было сыро, тело святителя, лицо, одежда, гроб — все найдено было совершенно целым, без признаков тления. Быстро распространился о том слух, к могиле святителя стали собираться больные, произошло много случаев исцелений. Многие и поразительные исцеления и чудеса совершались при гробнице его и в последующие годы и, в особенности, при открытии и прославлении святых мощей его — 4 сентября 1911 года.
Кроме этих прославленных Церковью святых, известны по своей подвижнической жизни архимандрит Паисий Величковский (cын полтавского протеирея, учился в Киеве, подвизался на Афоне. Затем большую часть своей подвижнической жизни провел в Молдавии, где был настоятелем Нямецкого монастыря и воспитал многих подвижников для родной ему России. Скончался в 1794 году.), архиепископы Тобольский Варлаам (Петров), Иркутский Софроний, митрополит Иона, бывший экзарх Грузии, Антоний, архиепископ Воронежский, Гавриил, митрополит Санкт-Петербургский и др. И в последнее время Российская Церковь имела замечательных подвижников благочестия в лице Московских митрополитов Платона и Филарета и Киевских — Филарета, Филофея, Иоанникия, архиепископов Антония Казанского, Леонида Ярославского, Димитрия и Никанора Херсонских, Иосифа Воронежского, Алексия Литовского, епископов — Иннокентия Пензенского, Питирима Тамбовского и Феофана, более двадцати лет подвизавшегося в затворе, старца Амвросия Оптинского, протоирея Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и многих других. Из женщин святостью жизни в особенности прославилась блаженная Ксения, подвизавшаяся в Петербурге.