Христианские общества и секты на Западе после реформации.

Отторгнув западных христиан от Римско-Католической Церкви, реформация не доставила удовлетворения их религиозным потребностям. Поэтому тотчас по образовании протестантства из среды его возникает множество сект: все они выражают недовольство реформой и стараются восполнить ее, но вдали от Православной Церкви впадают в новые и новые противоречия и несообразности и дробятся до бесконечности. Секты эти возникают в двух направлениях: одни стараются угодить требованиям разума, другие требованиям религиозного чувства.

Из сект рационалистического характера наиболее примечательна секта социниан: она представляет как бы посредствующую ступень от реформаторства к чистому рационализму. Еще при жизни Лютера и Кальвина образовалось общество так называемых унитариев, которые отвергли коренные догматы христианства: троичность Лиц Божества и Божество Господа Иисуса Христа. Из числа их наиболее известен испанский врач Михаил Сервет, который, после разных приключений, был, наконец, в 1553 году по требованию Кальвина заключен в тюрьму и сожжен как богохульник. Подобным же казням были преданы и другие вольнодумцы. Но эти жестокие меры не остановили распространения пагубной ереси. Во второй половине XVI века два Социна (дядя и племянник) выработали определенную систему унитарного учения и соединили унитариев в одно общество. Главные пункты учения унитариев, или социан, следующие: 1) Единственный источник религиозного знания есть Священное Писание, но в нем не должно принимать ничего превышающего разум. 2) Тайна Троицы, как превышающая разум, отвергается: Бог един, Иисус Христос — простой человек, только облеченный божественною силою для совершения нашего спасения и возвышенный на степень божеского величия в награду за совершенное послушание воле Божией; Святой Дух есть только сила Божия. 3) Первородного греха нет, а есть только наследственная наклонность ко злу, которая не вменяется в грех. 4) Искупление состоит только в том, что Иисус Христос учением и жизнью указал нам путь к добродетели. 5) Смерть Христова не есть умилостивительная жертва за наши грехи, а имеет то значение, что Иисус Христос запечатлел ею истину Своего учения и совершил великий подвиг, за который вознагражден возвышением в божеское достоинство. 6) Таинства суть простые обряды, почтенные по своей древности.

Из сект с мистическим и в то же время рационалистическим направлением наиболее замечательна секта анабаптистов, или перекрещенцев. При начале Лютеровой реформации многие из народа, и особенно университетских студентов, воспламенились диким фанатизмом против всего внешнего строя Римско-Католической Церкви: прерывали богослужения, разрушали алтари, выбрасывали иконы. В то же время в Цвиккау появились так называемые пророки, которые хвалились, будто бы от Самого Бога получали откровения, и некто Фома Мюнцер стал проповедовать народу новое евангелие. Цвиккаусские пророки явились для проповеди в Виттенберг и в особенности ратовали против крещения детей, требуя нового крещения духом. Лютер поспешил из Вартбурга, где был скрыт от своих врагов Фридрихом Саксонским, и целую неделю, изо дня в день, проповедовал против сумасбродов. Цвиккаусцы ушли из Виттенберга, но брожение умов не остановилось: оно проникло в среду крестьян и вызвало жестокую крестьянскую войну (1524-1526 гг.). После многих волнений некто Симон Меннон, отрекшийся в 1536 году от Церкви католический священник, дал определенное вероучение секте перекрещенцев. В основе своей оно было реформатское и отличалось от него отрицанием крещения детей, посему крещенные в младенчестве вновь перекрещивались. Анабаптисты, или меннониты, по их мечтаниям составляют на земле единственную Церковь избранных святых людей. Кроме сего, Меннон запретил своим последователям поступать в военную и гражданскую службу и всякое употребление клятвы.

Из сект с мистическим направлением наиболее известна секта квакеров (с англ, “трепещущих”). Основателем этой секты в 1647 году был Георгий Фокс, а распространил и организовал ее Вильгельм Пенн, давший свое имя одному из штатов Северо-Американской республики, куда вследствие гонения удалились из Англии последователи Фокса. Во время ожесточенной борьбы католиков и реформаторов, предававших друг друга проклятию, Георгий Фокс, от природы задумчивый и мечтательный, пришел к мысли, что нет истины ни в одном вероисповедании и человек должен почерпать ее в своем сердце, по непосредственному откровению от Святого Духа. Поэтому квакеры отвергли все символические и богослужебные церковные книги, равно и все обрядовые действия, и оставили одну только Библию. В воскресный день квакеры тихо входят в простую залу, нарочито лишенную каких-либо украшений, в шляпах (чтобы не оказать какого-либо почтения месту собрания), и садятся на простых скамьях — мужчины на одной стороне, женщины на другой, в глубоком молчании и спокойной тишине они углубляются в чтение Библии и ждут вдохновения свыше. На кого найдет вдохновение (а это есть, по словам квакеров, такое оживление или биение сердца, что нет уже сил быть покойным и хранить молчание), тот (по большей части одни и те лица) или молиться, или проповедует. Начинающий молитву опускается на колени, а все другие встают (мужчины снимают шляпы) и тихо слушают молитву, затем опять садятся. Во время проповеди встает и снимает шляпу один оратор, а прочие внимают ей сидя. Проповедуют иногда несколько человек, один за другим, мужчины и женщины. Иногда не бывает ни молящихся, ни проповедующих: тогда, по окончании определенного времени, все встают, и начинается обыкновенный разговор. Квакеры, кроме сего, заявили себя отрицанием общественной и всякой другой клятвы и отвращением от войны.

Старокатолики.

На Ватиканском соборе, созванном папой Пием IX в Риме в 1870 году, был провозглашен догмат о непогрешимости папы в делах веры. Этот новый догмат привел многих из верующих католиков в крайнее смущение, и некоторые из просвещенных богословов выступили с явным протестом как против этого нового догмата, так и против самого собора, отрицая значение его в качестве Вселенского и общеобязательного, какое усвояли ему папа и его споспешники-иезуиты. Во главе движения встал знаменитый профессор церковной истории в Мюнхенском университете Игнатий Деллингер. В сентябре 1871 года состоялся в Мюнхене первый конгресс недовольных ватиканским догматом, и приступлено было к образованию самостоятельной общины на началах Древне-Католической Церкви, какою была она до отделения от Православного Востока. Посему эта община получила название старокатолической. На конгрессе старокатоликов в Кельне осенью 1872 года, на который приглашены были ученые богословы Православной Церкви (из Греции и России) и разных протестантских общин (германских, англиканских и американских), выработан был план организации старокатолической общины, избран был первый епископ — бреславльский профессор Рейнкенс, который принял посвящение от епископа Утрехтской Церкви, около двух веков состоявшей вне зависимости от Рима, и назначен город Бонн кафедральным городом. К этой старокатолической общине присоединились противники нового ватиканского догмата и других учений, возникших в Католической Церкви по отделении ее от союза с Православной Вселенской Церковью, из Голландии, Швейцарии, Австрии, Франции и Италии. В настоящее время всех старокатоликов, имеющих правильную организацию, — свыше 100 тысяч.

Несколько раз поднимался вопрос о соединении старокатолической общины с Православной Церковью, что так желательно старокатоликам для укрепления их общины среди окружающих их и враждебно к ним относящихся приверженцев папы, но до сих пор еще недостаточно выяснено учение старокатоликов и вообще направление этой новой общины в среде католичества. Старокатолики желали бы и сами возвратиться и нас возвратить к так называемой ими неразделенной Церкви первых девяти веков, но Православная Церковь пребывает единой и существует до настоящего времени в полном согласии с Древней Церковью. В догматике старокатоликов не совсем ясно и твердо учение об исхождении Святого Духа от Отца и о пресуществлении Святых Даров в таинстве евхаристии. Старокатолики исключили из Символа веры слово “и Сына,” как незаконно внесенное в Символ, но учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына допускают в качестве богословского мнения. Утверждая, что в таинстве причастия хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Господню, они не соглашаются принять слова “пресуществление,” которым ясно и твердо выражается вера в это таинственное преложение. Однако же попытки к соединению старокатоликов с Православной Церковью продолжаются не без надежды на успех.

Наши рекомендации