Святые отцы и учители Церкви.
От времени апостолов идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви принято называть тех церковных писателей, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, не признанные святыми, называются учителями Церкви.
Отцы и учители Церкви в своих творениях сохранили нам апостольские предания и разъяснили истинное учение веры и благочестия, в трудные времена борьбы с еретиками и лжеучителями были защитниками Православия и в своей жизни оставили высокий пример для подражания.
В особенности IV век прославился появлением великих учителей, которые встали на защиту святой веры в то время, когда мир Церкви глубоко и на долгое время был потрясен арианской ересью.
Первым великим борцом против арианства был святой Афанасий Великий (297-373 гг.). Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Афанасий образование свое получил под ближайшим руководством Александрийских архиепископов Петра и Александра и закончил у основателя египетского монашества Антония, которому в юности прислуживал. Основательно изучив Священное Писание, творения отцов и древних классиков, он занял весьма важную и влиятельную в то время должность архидиакона при архиепископе Александре и был ревностным помощником его в первоначальной борьбе с арианской ересью. Как ближайший сослужитель и доверенный архиепископа Александра, Афанасий сопровождал его на первый Вселенский собор и здесь обратил на себя общее внимание: никто так сильно не возражал против Ария, никто не превосходил его силою красноречия. Не прошло и года после собора, как молодой архидиакон Афанасий возведен был на кафедру Александрийского арихиепископа. Несмотря на сравнительную молодость (28 лет), архиепископ Афанасий твердо взял в руки управление обширной областью, ему подведомой: посетил все церкви своего округа, сблизился с епископами, посвятил Фрументия во епископы для утверждения Церкви в Абиссинии, посетил иноческие обители, широко раскинувшиеся в Фиваиде и других областях Египта, был у наставника своей юности преподобного Антония. Энергичный и приветливый, непреклонный в истине и снисходительный к заблуждающимся, обладавший замечательным тактом в обращении с людьми, при глубоко проницательном уме разносторонне образованный, архиепископ Афанасий сразу приобрел себе общее уважение и любовь, но мирная пора его архипастырской деятельности продолжалась не более двух лет; за сим начинается для него ряд испытаний и бедствий. Приверженцы Ария всячески старались о том, чтобы возвратить Ария в Церковь. Афанасий, проникая хитрость и притворство лжеучителей, отказался принять еретика, который отвергал божество Господа Иисуса Христа. С этих пор начинаются гонения на исповедника Христова и измышляются против него самые черные клеветы. Обвиняли его во взимании неправедных доходов с церквей, в сношениях с врагами империи, говорили, будто бы он умертвил одного епископа по имени Арсений и отсеченной у него рукою пользуется для колдовства. Нашлись люди, которые поверили даже этой нелепой выдумке, и святой Афанасий должен был защищаться на суде. Здесь враги Афанасия показывали самую руку, которую будто бы нашли у него. Но здесь же, к стыду их, явился сам Арсений. По данному знаку он был введен и показал собранию обе руки, которые дал ему Господь. Эта улика в клевете привела врагов Афанасия в неописуемую ярость, они бросились на него и едва не задушили. Так было еще при жизни императора Константина, покровителя Церкви. Последующие правители – Констанций-арианин и Юлиан-отступник уже прямо и открыто преследовали его, но не могли сокрушить непоколебимой его твердости. Было время, когда наиболее ревностные соучастники Афанасия в борьбе с арианами — Осия, епископ Кордовский, и Либерий, папа Римский, подобно ему терпевшие удаление с кафедр и заточение, поколебались в своей твердости и согласились на уступку арианам, и Афанасий один остался непоколебимым вождем православных. В течение своего почти полувекового святительского служения святой Афанасий пять раз был изгоняем из Александрии, около двадцати лет пробыл в ссылке и заточениях, до последней минуты жизни боролся с еретиками и ревностно старался о водворении в Церкви мира и единомыслия. Среди трудов и волнений подвижнической жизни святой Афанасий написал много творений в защиту Православия и назидание пасомых. Доблестный архипастырь скончался 75 лет (в 373 г).
В IV же веке жили вселенские святители и учители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился в 329 году. Первоначальное воспитание получил в семье, отличавшейся особенным благочестием: бабка его, сестра, мать, брат причтены к лику святых. Отец его был учителем красноречия и адвокатом, Окончив образование в Кесарии, Василий учился в знаменитых афинских школах. По возвращении на родину Василий принял крещение и был причислен к клиру в звании чтеца. Затем долгое время прожил у пустынников Сирии, Месопотамии, Палестины и Египта. Жизнь пустынная была по сердцу Василию, и он, избрав себе уединенное место, устроил обитель, где с ним подвизался и друг его юности — святой Григорий. Кесарийский архиепископ Евсевий вызвал Василия из пустыни и рукоположил (364 г.) во пресвитера. В должности пресвитера, состоя ближайшим помощником архиепископа в делах церковного управления, Василий трудился до изнеможения сил, проповедовал каждодневно, иногда даже по два раза в день, устроял в Кесарии и ее окрестностях больницы, приюты, странноприимные дома.
По смерти Евсевия (370 г.) Василий был возведен на Кесарийскую кафедру и все почти время архипастырского служения провел в жестокой борьбе с арианами, которые имели большую силу при императоре Констанции и еще более при императоре Валенте. Архиепископ Василий в борьбе с арианами был продолжателем дела Афанасия Великого и, подобно ему, возвышался над всеми как несокрушимый столп Православия. Валенту внушили, что, если уступит Василий, арианство окончательно восторжествует. Валент посылает в Кесарию префекта Модеста, известного жестокостью в преследовании православных. Крайне высокомерный, Модест призвал к себе архиепископа Василия и сначала манил его разными обещаниями милостей царских, если он войдет в общение с епископами, склонившимися к арианству; затем, видя его непреклонную твердость, стал грозить ему лишением имущества, ссылкой, смертью. Василий мужественно отвечал ему: “Изгнания я не боюсь, ибо вся земля Господня; отнять имущества нельзя у того, кто ничего не имеет; смерть для меня благодеяние: она соединит меня со Христом, для Которого я живу и тружусь.” Величие Василия поразило префекта. “Доселе никто не говорил так со мною,” — сказал он. “Вероятно, тебе не случалось говорить с епископом,” — скромно ответил Василий. После сего сам император прибыл в Кесарию (372 г) и в праздник Богоявления пришел в храм, где священнодействовал Василий; благоговейное служение святителя и множество умиленно молившегося народа поразили Валента. Тем не менее употреблены были со стороны его все меры, чтобы склонить Василия хотя на некоторые уступки арианству. Встретив решительный отказ, император осудил Василия на изгнание, но внезапная болезнь сына побудила Валента отменить этот приговор и просить молитв у святителя. Тогда ариане настояли, чтобы, по крайней мере, была уменьшена область архиепископа Василия; ее разделили на две части, и один из бывших прежде в подчинении у Василия епископов (Анфим, епископ Тианы — нового областного города) явился его совместником и врагом. Чтобы предохранить свою епархию от арианских козней, Василий учредил особую епископию в городе Сасиме, на самой границе отделенной области, и для этой кафедры, столь важной в борьбе с арианством, предназначил друга своего Григория, успел уже и посвятить его, но Григорий отказался от занятия столь тревожного места, не отвечавшего его духовному настроению.
Кроме самоотверженной защиты Православия против ариан, архиепископ Василий оказал и другие великие услуги Церкви. Вся жизнь его и особенно девять лет его архиепископского служения были исполнены непрестанных трудов. Многочисленные письма его показывают, как он болел о смятениях, бывших в Церкви, и как заботился о водворении мира в среде епископской. Устроенные им отчасти на свои, наследованные от родителей средства, отчасти на пособия других лиц, расположенных им к благотворению, приюты для больных и бедных были так обширны, что представлялись целым городом. Он был основателем славных монашеских обитателей и дал правила для жизни и поведения иноков, которыми руководятся они и по сие время. Благоговейное служение святителя Василия поразило Валента, но мы имеем свидетельство об этом от другого, наиболее авторитетного ценителя духовной красоты, святого Ефрема Сирина. По особому внушению свыше он пришел в храм, где священнодействовал и проповедовал Василий, и был приведен в такое восхищение и такой восторг от всего им здесь виденного и слышанного, что громко выразил эти чувства на своем сирском языке, чем обратил на себя общее внимание. Это было поводом к дружественным отношениям между ними, о чем свидетельствуют их письма. Заботясь об единообразии и порядке священнослужения, Василий изложил чин апостольской литургии, известный под его именем. Василием составлены многие молитвы, употребляемые в Церкви, из коих в особенности известны молитвы, читаемые с коленопреклонением на вечерне после литургии в день Пресвятой Троицы. Великою славою пользуются в Церкви богомудрые творения архиепископа Василия, из них в особенности “Беседы на шестоднев,” в которых он является не только великим богословом, но и ученейшим мужем своего времени по части наук естественных.
Усиленные труды и скорби между тем неприметно истощили телесные силы Василия и на 50 году повергли его на смертный одр. Он почил 1 января 379 года. (“Твое слово гром, а жизнь молния.” “Немногим дышал ты на земле, но все принес и отдал в дар Христу — и душу, и тело, и слово, и руки, о, Великий, великая слава Христова, опора иереев, опора истины.” “Ты один показал нам как жизнь, равную учению, так и учение, равное жизни,” (слова Григория Богослова о Василии Великом. Твор., т. V, стр. 382-384).)
Святой Григорий Богослов родился в 326 году и был сыном Григория, ставшего потом епископом Назианзским, и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю и сердце на служение Господу: воспитание, данное ему матерью, святитель почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях он долго учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился с Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и содружество с которым ценил полезнее самой высшей школы, какою в то время считалась Афинская – “око Греции,” “мать Платона и Демосфена.” Здесь он видел Юлиана и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви. По возвращении на родину Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Богомыслие, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям были его занятиями. Несколько времени он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из пустыни Василиевой в Назианз и рукоположил во пресвитера. Уже этот сан так устрашал Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он на несколько времени удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он принял на себя это служение, утешаясь тем, что, исполняя служение Богу, он помогает и престарелому родителю в его трудах и заботах о пастве. Между тем друг его Василий уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширною областью, Василий предложил Григорию место главного при его кафедре протопресвитера, но Григорий уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через несколько времени после сего состоялось посвящение Григория во епископа города Сасима по тайному соглашению ариепископа Василия с отцом Григория. Это посвящение было неожиданностью для Григория. Видя в этом волю Божию, Григорий принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и, в качестве соправителя (викария), продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374 году скончался престарелый родитель Григория; вслед за ним скончалась мать его. Григорий продолжал несколько времени труд отца по управлению Назианзской Церковью, но подвергся сильной болезни, по исцелении от которой удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.
Великий светильник не мог, однако же, укрыться. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыл туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими захвачены были все храмы в столице. Григорий остановился в доме своих знакомых; одну из комнат обратил в храм, назвал ее Анастасиеq (значит “воскресение”), по уверенности, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане осыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц; но народ узнал своего истинного пастыря и стал тесниться к его кафедре, как железо льнет к магниту (по выражению Григория). Сильным своим словом, примером своей жизни, пастырской ревностью Григорий побеждал врагов Церкви и своих. Наконец, уже по воцарении православного императора Феодосия, ариане изгнаны были из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония, Григорий боролся против нее и принимал живое участие в трудах второго Вселенского собора. Совершив свой подвиг, Григорий отказался от Константинопольской кафедры, удалился в родное селение Арзианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни, скончавшись в 389 году.
За высокие свои творения святой Григорий получил от Церкви наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслию до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгою точностью Церковь в одном из своих песнопений называет его умом крайнейшим, т. е. самым высоким.
Святой Иоанн Златоуст родился в 347 году и происходил из знатной фамилии. Лишившись в детстве отца, он был тщательно воспитан своею матерью Анфусой, превосходной женщиной и образцовой христианкой, а потом учился у знаменитого языческого оратора Ливания. Имея от природы блестящие дарования, он тщательно развил их основательным и глубоким образованием (библейским в соединении с классическим). Когда спросили у Ливания, кого бы он считал достойным себе преемником, он с грустью ответил: “Конечно Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане,” а о матери его так выразился: “Какие бывают достойные женщины у этих христиан!” По окончании образования Иоанн вступил в должность адвоката и прославился своим красноречием; но скоро мирская жизнь прискучила ему. Приняв, по обычаю того времени, крещение уже в годах возмужания, он хотел удалиться в пустыню и остался единственно по просьбе матери. Между тем о необыкновенных дарованиях Иоанна узнал Мелетий, епископ Антиохийский, и записал его в число клира. В это время Иоанн усиленно занимался изучением Священного Писания и других наук, относящихся к богословию.
По кончине матери он исполнил свое давнее желание: четыре года жил в уединенной обители и два в совершенном уединении, в одной пещере. Расстройство здоровья побудило его возвратиться в Антиохию. Здесь он принял сан диакона и затем священника. 12 лет священства в Антиохии были самым счастливым временем в его жизни. Он неутомимо проповедовал и принимал самое живое участие в радостях и скорбях антиохийской паствы. Проповеди его часто прерывались рукоплесканиями. Иоанн останавливал слушателей, говоря: “Что мне в ваших рукоплесканиях? Исправление жизни и обращение к Богу — вот лучшая мне похвала от вас.” Особенно прославился он своими словами по случаю бедствий, угрожавших антиохийцам за низвержение императорских статуй.
В скором времени во всем христианском мире уже гремела слава святого Иоанна, как Златоуста (название, данное ему одной простой женщиной во всеуслышание в храме в порыве восторга от его слова). Посему, когда по смерти Нектария, преемника святого Григория Богослова, стала свободной кафедра Константинопольского архиепископа, то император Аркадий пожелал, чтобы она предоставлена была Златоусту.
Первое время святительства было очень утешительно для Иоанна, и он со всей ревностью предался заботам об искоренении остатков арианства, примирении враждовавших епископов, исправлении духовенства и всей паствы; но эта энергичная деятельность великого святителя восстановила против него много врагов, во главе которых открыто встала императрица Евдоксия, женщина в крайней степени суетная и властолюбивая.
Евдоксия привлекла на свою сторону Александрийского архиепископа Феофила, около которого соединились все недовольные Иоанном епископы. Эти епископы составили собор (в местечке Дуб, близ Константинополя) и осудили Иоанна на лишение кафедры и изгнание. “Церковь Иисуса Христа не мною началась и не мною кончится,” — сказал Иоанн своим преданным друзьям и оставил столицу. Но в ту же ночь сделалось землетрясение, и удары его особенно слышались во дворце. Устрашенная Евдоксия просила Златоуста поскорее возвратиться. Прошло два месяца. Евдоксия снова предалась своим страстям и порокам, и Иоанн снова выступил со словом обличения. На этот раз Иоанн был осужден уже заочно и отправлен в ссылку.
Около трех лет Иоанн прожил в армянском городе Кукузе, затем отправлен был далее в Пициунт (на северо-восточном берегу Черного моря, в нынешней Абхазии, Пицунда). Суровые воины в течение трех месяцев вели святителя пешком чрез горы и в зной, и в проливной дождь. Изнеможенный до крайности святитель остановился в городе Команах. Здесь ночью явился ему святой мученик Василиск (мощи которого почивали в этом городе) и сказал: “Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе.” Иоанн причастился Святых Тайн и мирно скончался со словами: “Слава Богу за все.” Это было в 407 году.
В своих многочисленных беседах и поучениях (до 800) Златоуст оставил толкования на многие книги Священного Писания и почитается самым лучшим из его изъяснителей. Он составил чин литургии, ввел в церковное употребление крестные ходы и некоторые другие благочестивые обычаи. Сверх всего этого известен своей ревностной заботой о распространении Церкви: между прочим, посылал и в нашу страну, к тогдашним скифам, проповедников веры и почитается одним из ее просветителей.
И в Западной Церкви в течение IV века прославились многие святители и учители. Одним из особенно выдающихся является святой Амвросий, архиепископ Медиоланский (340-397 гг.). Получив прекрасное воспитание, Амвросий скоро возвысился и занял должность правителя Лигурии. В Медиолане, или Милане, главном ее городе, происходили выборы епископа, и между православными и арианами шли горячие споры. Амвросий явился в храм для водворения порядка, и вдруг какой-то голос, как бы детский, возгласил: “Амвросий епископ.” Народ и сам император Валентиан увидели в этом Божие избрание. Напрасно Амвросий, бывший тогда еще в числе оглашенных, отговаривался, даже тайно удалился из Милана; он вынужден был согласиться на всеобщее желание, принял крещение, быстро прошел церковные степени и в 374 году был посвящен во епископа.
Первым делом его после избрания было раздать свое имущество бедным; после сего он начал ревностно изучать Священное Писание и творения великих отцов Восточной Церкви, чтобы дополнить свое образование, и затем уже выступил на поприще новой деятельности и жизненной борьбы.
Святой Амвросий мужественно боролся против арианства, которому сильно покровительствовала императрица Юстина (в память победы над арианством составлена им песнь “Тебе Бога хвалим”), и против оставшихся приверженцевв язычества. По его настоянию вычеркнуто было из императорского титула языческое звание pontifex maximus (т. е. верховный первосвященник), жрецы и капища лишены казенного содержания, погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы. Святой Амвросий показал высокий образец архипастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия после страшного избиения возмутившихся против него фессалоникийцев. “Человек, проливший столько крови, — сказал ему Амвросий, — не может быть в храме Бога мира.” Царь возразил: “И Давид согрешил, но не лишился милости Божией.” “Ты подражал Давиду в преступлении, — ответил Амвросий, — подражай же ему и в раскаянии,” — и наложил на него епитимию для примирения с Богом и Церковью. Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины.
Блаженный Иероним, называемый Стридонским (по месту рождения его в 331 году в городе Стридоне, на границе Далмации и Паннонии), тщательное домашнее воспитание закончил в Риме. Имея большой успех в науках, он увлекся рассеяной жизнью товарищей, но, приняв крещение, совершенно изменился. Строгий пост, частая продолжительная молитва и изучение трудных восточных языков (еврейского и халдейского) способствовали ему к побеждению страстей. После сего ему указано было другое пристрастие, гнездившееся в сердце его. Раз, во время болезни, ему представилось, что он уже умер и явился на суд Божий. На вопрос Судии о вере Иероним отвечал, что он христианин. “Нет, — сказал ему Судия, — ты цицеронианец: где сокровище твое, там и сердце твое.” С тех пор Иероним охладел к произведениям светской литературы и весь отдался изучению Библии и подвигам самоумерщвления. Из трудов блаженного Иеронима в особенности замечателен латинский перевод Библии, известный под именем Вульгаты (Vulgata versio). Скончался он в 420 году.
Блаженный Августин, епископ Иппонский, родился около половины IV века. Мать его Моника представляет образец высоких христианских добродетелей. Подобно Нонне и Анфусе, она старалась о воспитании своего сына в духе веры и благочестия; отец же, бывший в числе оглашенных и только перед смертью крестившийся, заботился о том, как бы выгоднее устроить его положение в свете.
С детских лет Августин обнаруживал удивительную остроту ума; но рано также стали раскрываться в душе его и сильные страсти. Отец радовался успехам сына, а мать скорбела об его пороках: дни и ночи она молила Господа обратить ее сына, которого оплакивала, как умершего. После разных приключений Августин был приглашен в Милан для преподавания красноречия. В Милане в ту пору проповедовал Амвросий, и слово святителя сильно повлияло на Августина. В душе его началась тяжелая борьба: то святая вера казалась ему единственным путем к миру и блаженству, то с новой яростью начинали бушевать в нем прежние страсти. “Спаси меня, Господи, только не теперь,” — взывал он иногда из глубины души своей, в которой происходила борьба между любовью к Богу и соблазнами мира. Один из знакомых Августина рассказал ему о жизни святого Антония и других египетских пустынножителей, всецело посвященной Богу. Августин почувствовал упреки совести. В душевном волнении он вышел в сад и дал полную волю слезам. “Доколе, Господи, гнев Твой на меня? — взывал он, — забудь мои неправды!” Вдруг послышался голос, как бы ребенка: “Возьми, читай.” Августин изменился в лице, стал припоминать, нет ли такой детской игры, где бы повторялись эти слова, но ни одной не припомнил и, наконец, догадался, что глас Божий внушает ему прочесть книгу, которая лежит в руках его. Это были Послания апостольские. Развернув книгу, Августин к изумлению прочел: “Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти” (Рим. 13:13-14). С этой минуты он решительно переменился к несказанной радости матери: принял крещение от святого Амвросия, раздал принадлежащую ему часть имения бедным, сделался иноком, три года провел в совершенном уединении. После он был священником в Иппоне, стяжав славу великого проповедника и, наконец, достиг степени епископа, в которой до конца своей жизни (430 г.) и служил Господу.
Обращение блаженного Августина имеет значение не только само по себе, как одно из поучительных событий человеческой жизни, но и по отношению к его последующему служению. Он с самой живой энергией восстал против того, чему некогда сам служил, живя вдали от Бога. В знаменитом своем творении “О граде Божием” он доказывает несостоятельность язычества и неизмеримое пред ним превосходство христианства; он борется с манихеями и опровергает их заблуждения; в особенности же блаженный Августин известен своею энергичной борьбой с ересью пелагианской. Раскрывая в своих творениях, как действует спасительная сила Божия в восстановлении падшего человека, Августин много способствовал к уяснению учения о благодати; но увлекаясь спорами, пришел к не совсем верному учению о предопределении. По взгляду Августина (впоследствии усвоенному и расширенному Кальвином), не все спасаются потому, что Богу по законам, для нас непостижимым, благоугодно было одних предызбрать ко спасению, а других оставить на произвол самим себе. В этом увлечении Августина заключается объяснение того, почему его творения не пользуются такой славой в Православной Церкви, какой заслуживали бы по своим достоинствам.
И после IV века являлись замечательные проповедники истины и борцы за правую веру: на Западе папа Лев I (?-461), папа Григорий Великий, или Двоеслов (ок. 540-604), на Востоке Кирилл Александрийский (?-444), Максим Исповедник (ок. 580-662) и в особенности Иоанн Дамаскин.
Иоанн Дамаскин родился в Дамаске в 676 году от родителей, знаменитых и древностью рода, и христианским благочестием, и получил воспитание под руководством просвещенного инока Космы, которого отец его нашел в числе пленных, приведенных для продажи на рынок. Благодаря отличному воспитанию, блестящим способностям и знатности рода, Иоанн быстро возвысился и занял должность первого министра у калифа дамасского.
Управляя Дамаском, Иоанн в то же время ревностно подвизался на пользу Церкви, защищая ее от разных врагов силою и власти, и слова. По поводу открывшихся в Константинополе иконоборческих споров он написал несколько посланий к тамошним христианам, в которых с силой и красноречием защищал древний догмат иконопочитания. Император Лев Исавр, чтобы отомстить Иоанну, приказал своему писцу изучить почерк его руки. Потом сочинено было подложное письмо от имени Иоанна к императору, в котором Иоанн будто бы выражает готовность изменить своему властителю и отдать Дамаск грекам, и послано было к калифу, который поверил клевете и велел отрубить Иоанну правую руку. По слезной молитве Иоанна пред иконой Богоматери, чудесной помощью Ее, срослась эта отсеченная рука с своим суставом. Памятником этого великого чуда служит песнь, составленная святым Иоанном Дамаскином в похвалу Богородицы: “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь.”
После сего Иоанн не хотел уже оставаться в Дамаске и удалился в палестинскую лавру святого Саввы Освященного. Кроме ревностной защиты иконопочитания, святой Иоанн Дамаскин известен как богослов (он написал первое систематическое изложение православной веры), в особенности же как песнописец. Он составил каноны на Святую Пасху, на Рождество Христово и на другие великие праздники, догматики в честь Богородицы и установил церковное пение на восемь гласов. Скончался около 780 года.