Призвание в Церковь язычников (42 г. по Р. X.). Христиане в Антиохии.
Посещая верующих, рассеявшихся в Палестине, апостол Петр пришел в город Иоппию (ныне Яффа, на берегу Средиземного моря) и остановился в доме одного кожевника по имени Симон. Около шестого часа (шестой, по-нашему двенадцатый, час пригвождения Господа Спасителя ко кресту) он вышел на верх дома и там молился, после чего почувствовал сильный голод и впал в исступление. (Под значением исступления должно разуметь необычайное возбуждение и восхищение человеческого духа, в котором он как бы выступает из границ и условий существования в теле. Апостол Павел, говоря о некоем человеке, восхищенном в рай, прибавляет: “В теле ли он был, вне ли тела. Не знаю, Бог знает” (2 Кор, 12:2-3).) И вот он видит отверстое небо и оттуда нисходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю. В нем находились всякие (т. е. и недозволенные для употребления в пищу законом Моисея) четвероногие звери, пресмыкающиеся и птицы. Как только сосуд спустился к апостолу, он слышит голос: “Встань, Петр, заколи и ешь.” Петр сказал: “Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.” Тогда в другой раз был голос неба: “Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.” Это повторилось трижды, и сосуд опять поднялся на небо.
В эти минуты вдруг раздался у ворот дома голос: “Здесь ли Симон, называемый Петром?” А Святой Дух внушил Петру: “Вот три человека ищут тебя: встань, иди с ними, нимало не сомневаясь.” Оказалось, что посланные были от Корнилия, римского сотника в Кесарии. (Кесария — город на берегу Средиземного моря, верстах в 43-45 от Иоппии. Город этот построен Иродом Великим и был резиденцией римских прокураторов. В это время (41-44 гг.) римского прокуратора в Иудее не было, а управлял ею внук Ирода Великого — Ирод Агриппа. Римляне, однако, считали необходимым держать здесь отряд особенно доверенного войска (полк италийский) для охранения интересов империи и, в случае нужды, для помощи самому Ироду Агриппе против враждебных иудеев. Начальником этого охранного войска был Корнилий, происходивший из древней патрицианской фамилии.) Это был человек благочестивый и богобоязненный со всем домом своим, творил много милостыни и усердно молился Богу. Около девятого часа (девятый час по еврейскому счету от начала дня соответствует нашему третьему пополудни. Христиане издревле посвящали этот час молитве, потому что в этот час Господь на кресте предал дух Свой Богу Отцу) Корнилий ясно видел ангела, который сказал ему: “Корнилий, молитвы твои и милостыни пришли на память пред .Богом. Итак, пошли и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.” Тогда Петр понял, что Господь не велит ему пренебрегать язычниками, и отправился в Кесарию.
В доме Корнилия между тем собрались родственники и друзья его. Апостол начал проповедовать им о Господе Спасителе и заметил, что еще во время проповеди Святой Дух сошел на них, так как они стали говорить разными языками. Тогда Петр сказал: “Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?” (Как бы так рассуждает апостол: "Если они получили благодать, сообщаемую во втором таинстве, то как же я могу отказать им в благодати первого таинства?" Колебание святого апостола понятно; это был первый шаг в обращении к Церкви язычников. Действия апостола возбудили в среде христиан из евреев много толков и недоразумений, пока не выяснилось, что такова была воля Господня.) И велел им креститься.
Спустя несколько времени по обращении Корнилия дошел до иерусалимских христиан слух, что в Антиохии Сирийской, богатом и многолюдном городе, появились христиане из язычников. (Начало Церкви здесь, вероятно, положили христиане из евреев-эллинистов и прозелитов, пришедшие из Иерусалима по убиении святого Стефана.) Апостолы для утверждения Церкви послали туда Варнаву, а Варнава пригласил Савла. В течение целого года они проповедовали в Антиохии и основали здесь великую и славную Церковь. Здесь в первый раз верующие стали именоваться христианами.
В конце года пришли в Антиохию христиане из Иерусалима, обладавшие даром пророчества. Один.из них, по имени Агав, предсказал о наступлении повсеместного голода, который действительно и был при императоре Клавдии. При этом предсказании возгорелась любовь христиан антиохийских к иерусалимским. Каждый из них пожертвовал по своему достатку, и послали в Иерусалим пособие с Варнавой и Савлом (пример общения Церквей). По возвращении же их Дух Святой внушил некоторым учителям Церкви Антиохийской: “Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я их призвал.” Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки (в знак любви и благожеланий), отпустили их. Вместе с ними пошел племянник Варнавы Марк.