Каждый может быть рядом с ним благодаря служению

5.5

Большинство преданных, находящихся сейчас в Движении сознания Кришны, не общались лично, на физическом уровне, со Шрилой Прабхупадой, однако это не означает, что у них не может быть глубоких взаимоотношений со Шрилой Прабхупадой или что в своей преданности ему они не могут превзойти тех, кто лично общался с ним. Те из нас, кто имел возможность общаться со Шрилой Прабхупадой во время его физического присутствия, порой сожалеют, что не провели с ним столько времени, сколько нам хотелось, и наше отношение к нему не было таким чистым, каким должно было быть. Со времени ухода Шрилы Прабхупады мы пытаемся восполнить то, чего нам не хватало в общении с Прабхупадой. Подобным образом, те, кто не встречался с Прабхупадой, тоже, несомненно, могут восполнить этот пробел, развивая отношения с ним посредством служения в разлуке.

Независимо от того, знали мы Прабхупаду или нет, сейчас мы все равны в том смысле, что все мы должны установить связь с Прабхупадой. Главный метод общения с ним – через его книги, записи его лекций и служение ему. Служение Прабхупаде создает духовную среду, которая может быть не столь отчетливо осязаемой, как присутствие Прабхупады в его книгах, но все же такое служение порождает глубокую связь. Оно доставляет удовольствие Прабхупаде, и Прабхупада отвечает своим преданным.

В лекциях по «Нектару преданности», которые он читал во Вриндаване в 1972 году, Прабхупада говорит, что все его ученики могут иметь непосредственные взаимоотношения со Шрилой Рупой Госвами. Прабхупада сказал, что каждый, кто читает книгу Рупы Госвами, поклоняется ему и непосредственно общается с ним. Он сказал также, что каждый, кто служит Рупе Госвами, служа Движению сознания Кришны, получает дополнительное духовное понимание. То же самое истинно и в отношении Прабхупады. Мы можем общаться с ним, читая его книги и поклоняясь им.

Чтение книг само по себе является важным служением. Проблема заключается в том, что мы не можем читать все время. В чрезвычайных обстоятельствах продвинутые личности, такие как Махараджа Парикшит, могут полностью сосредоточиться на этом виде служения – слушании «Шримад-Бхагаватам» – и так достичь совершенства. Большинство из нас, однако, читает книги лишь небольшое количество времени. Поэтому мы должны также служить своим телом, умом и речью.

В лекциях по «Нектару преданности» Прабхупада призывает учеников повторять шестнадцать кругов. Он говорит: «Шестнадцать – это ничто. Во Вриндаване есть много преданных, которые повторяют по сто и по двести кругов». Однако Прабхупада понимал, что для западных учеников это слишком трудно. Он не осуждал нас за то, что мы неспособны повторять больше, – он понимал, что мы находимся в другой ситуации. Поэтому вдобавок к чтению книг и повторению минимум шестнадцати кругов Харе Кришна мантры, мы должны служить Шриле Прабхупаде и другими способами. Так каждый из нас сможет общаться с ним.

Попробуйте это…

Подумайте о других способах нефизического общения со Шрилой Прабхупадой, помимо чтения его книг и повторения шестнадцати кругов. В следующий раз, когда вы будете что-то делать, возможно, вам захочется остановиться на мгновение, вспомнить о Шриле Прабхупаде и задуматься о том, каким образом это служение связывает вас с ним.

Прабхупада отвечает на ваши вопросы так, как считает нужным

5.6

Шрила Прабхупада отвечал на вопросы так, как считал нужным. Это было особенно заметно в тех случаях, когда спрашивающий не знал Прабхупаду и не понимал, как с ним общаться. Зачастую Прабхупада даже не обращался к человеку напрямую. Он звал секретаря и просил объяснить вопрос: «Что он говорит?» Это не было проявлением гордости со стороны Прабхупады; просто люди часто формулировали свои вопросы, используя жаргон или слова, с которыми Прабхупада не был знаком. Кроме того, часто человек сам не мог ясно сформулировать свой вопрос. «Что он говорит?--- спрашивал Прабхупада, и секретарь отвечал: «Он спрашивает, может ли душа, которая упала, снова обрести совершенство».

Зачастую вопросы были чисто умозрительными, а иногда и просто запутанными. Хотя люди могли иметь в виду что-то конкретное, Прабхупада не всегда до конца понимал, в чем суть вопроса. Он мог ответить на несколько другой вопрос, но его ответы всегда были трансцендентными. Есть забавный пример этого. Однажды Прабхупада беседовал в Мельбурне с христианским священником. В ходе разговора священник заметил: «Да, об этом говорится в притче о талантах». Он имел в виду одну из притч Иисуса, в которой говорится, как господин раздал трем людям по таланту и сказал, что вернется через некоторое время (талант являлся денежной единицей в той местности в библейские времена). «Да, таланты», --- подхватил Прабхупада, и стал говорить, как человек может использовать свои таланты в служении Кришне. Священник не стал пытаться объяснить Прабхупаде, что он имел в виду нечто другое, а просто выслушал его. Но иногда люди настаивали, чтобы ответ был дан именно на тот вопрос, который они задали. И все же в большинстве случаев они понимали, что Прабхупада говорит о более глубоких вещах, чем то, о чём они хотели спросить. Прабхупада рассматривал вопрос с той точки зрения, с которой считал нужным.

Бывало, что Прабхупада начинал отвечать на вопрос еще до того, как человек полностью формулировал его. Часто ответ Прабхупады был одновременно и реакцией на вызывающую форму вопроса или надменность, с которой вопрос был задан. Прабхупада брал наполовину сформулированную фразу и опровергал точку зрения

человека еще до того, как тот полностью выражал свою идею.

Мы также должны учитывать то, что обычно Прабхупада обращался ко всей аудитории, а не к отдельному человеку. На нем лежала ответственность представителя парампары, и каждый его ответ был возможностью продемонстрировать силу послания Вед. Однако зачастую человек просто хотел понять для себя, может ли вайшнавская сиддханта разрешить его сомнения, и поэтому Прабхупаде нужно было тщательно взвешивать, как ответить. Будучи опытным проповедником, он старался удовлетворить как потребности отдельного человека, так и нужды всей аудитории.

Если же кого-то все-таки разочаровывал диалог с Прабхупадой и человек считал, что он задал важный вопрос, а Прабхупада не дал на него прямого ответа, обычно это было признаком неправильного отношения задавшего вопрос. К гуру нужно обращаться со смирением, в умонастроении служения, тогда заданный вопрос принесет пользу. Все, кто обращался к Прабхупаде с намерением услышать его исполненные осознания ответы, были удовлетворены. Однажды я услышал, как секретарь Прабхупады хорошо ответил недовольному гостю: «Вы думаете, что Прабхупада не ответил на ваш вопрос. Но если бы вы слушали внимательно, то поняли бы, что он ответил на все ваши вопросы». Те, кто ищет оправданий, чтобы не следовать наставлениям Прабхупады, будут считать, что он не ответил на их вопросы. Вместо того, чтобы продолжать задавать вопросы в более смиренном умонастроении, сопровождаемом служением, эти люди в принципе отвергают необходимость спрашивать Прабхупаду.

Прабхупада не был машиной для получения ответов – он находился на уровне освобождения. Когда он обращался к слушателям или отвечал на их вопросы, он делал это побуждаемый вдохновением, исходящим изнутри.

Шрила Прабхупада никогда не возражал, чтобы искренний вопрос был задан снова. Если человек чувствовал, что не получил непосредственного ответа на свой вопрос, он мог найти другую возможность или другой способ поднять эту тему снова. Преданный мог сказать: «Прабхупада, сегодня я задал вам вопрос, но мне кажется, что я неясно выразил свою мысль, и поэтому он был неправильно понят».

Однажды в письме я задал Прабхупаде вопрос, и он понял его неправильно. Я написал: «Сейчас я путешествую и проповедую. Мы ездим по всей стране на микроавтобусе и проповедуем в колледжах. Я хотел бы поклоняться Божествам Гаура-Нитай. Что вы об этом думаете?» Прабхупада ответил: «Не бери Гаура-Нитай на лекции в колледжи. Это нехорошо. Люди подумают, что мы – идолопоклонники». Прабхупада подумал, что я хочу брать Гаура-Нитай с собой на лекции в колледжи, но, в действительности, я спрашивал, могу ли я лично поклоняться Божествам. Я написал Прабхупаде снова, и на этот раз он ответил: «Да, это очень хорошая идея». Итак, иногда ученику необходимо просто уточнить свой вопрос. Уточнить вопрос – ваше право, но лишь при условии, что мы служим Прабхупаде и открыты к его ответам. Если мы задаем вопрос с намерением повиноваться указаниям духовного учителя, очень важно удостовериться, что он правильно понят.

Прогулка со Свамиджи

5.7

Однажды, когда утром Прабхупада вышел в Бостоне прогуляться, преданные захотели присоединиться к нему. Они спросили: «Свамиджи, куда вы хотите пойти?» Он ответил вопросом на вопрос: «А куда вы меня поведете?»

Прабхупада не просто играл словами. Порой он даже говорил: «Вы – мои юные отцы. Вы заботитесь обо мне в моем преклонном возрасте». Он шел туда, куда мы вели его. Если послушать записи утренних прогулок, можно услышать, как преданные комментируют погоду или предлагают, куда лучше пойти: «Прабхупада, здесь плохая дорога. Может быть, пойдем туда?» «Пора возвращаться?» «Прабхупада, хотите посмотреть…» Так просто мы общались с Прабхупадой, сопровождая его на прогулках по всему миру.

Прабхупада никогда не ходил по магазинам и вообще редко куда-либо ходил. Главным образом, он ходил на прогулки. Изредка он посещал адвокатов или ездил в студию записывать бхаджаны. Еще он ходил на харинамы, например, в Томпкинс-Сквер парк. Он ездил на проповеднические программы. Нам редко удавалось найти машину, поэтому обычно мы ехали на метро или на автобусе. Это было замечательной возможностью стать помощником и защитником Свамиджи, постараться устроить его поездку наилучшим образом. Это было таким контрастом – находиться рядом с ним и смотреть на мир его глазами.

Всякий раз, когда рядом с его хрупкой фигурой оказывались огромные, грубые люди, меня охватывало чувство, похожее на страх. И мы испытывали боль смущения, когда его глазам представали всевозможные грязные картины, которые в Америке мы считаем частью нашей жизни. Кроме того, всегда существовала опасность заблудиться. Прабхупада был так дорог нам! Однако, поскольку его защищал Кришна, практически ничего никогда не случалось.

Прогулка по городу с Прабхупадой – совершенно особый опыт. Например, когда Божества с фермы Гита-нагари, Радха-Дамодара, выходят на прогулку, Они приобретают на солнце особый блеск. Подобным образом, мы привыкли видеть Прабхупаду только в магазинчике, и когда он выходил на улицу в своем старом драповом пальто, он не был похож на обычных людей. Во-первых, он всегда ходил в дхоти. Во-вторых, он был пожилым человеком, и, кроме того, индусом. Однако все это лишь внешние отличия. Главное отличие заключалось в том, что в нем пылал внутренний огонь, который был заметен даже по тому, как он сидел, когда мы ехали в метро. Он всегда был целиком сосредоточен на Кришне. Его глаза отличались от глаз других людей: они сияли внутренним видением. Он всегда оставался чистым преданным Кришны

Для нас, лишь недавно спасенных из материального мира, такие поездки всегда были испытанием. «Я еду в метро рядом со Свамиджи. Я должен вести себя как следует. Я уже не принадлежу этому миру, хотя и ощущаю себя его частью. Но Свамиджи нужно, чтобы я был как можно ближе к нему, чтобы я был его учеником».

Когда Свамиджи выходил на улицу, он выглядел не таким расслабленным. Он был исполнен серьезности, он берег энергию. Однако он не проявлял признаков нервозности, страха или неуверенности перед незнакомым городом. И все же он был не таким, как в храмовой комнате. Он сознавал, что сейчас вокруг материальный мир, тогда как в храме он создал подобие Враджа.

Было очень неприятно, когда в метро или в автобусе вам на глаза попадался плакат с полуголой женщиной или же она оказывалась сидящей рядом с вами через проход. Привычка наслаждаться подобными вещами, которая была у нас раньше, полностью исчезала, когда мы находились рядом со Свамиджи. Наше видение превращалось в видение ученика. Его присутствие защищало нас от удовлетворения чувств. Мы были тверды в своей решимости отвезти Свамиджи туда, куда ему было нужно, и затем привезти назад без происшествий. Мы были знакомы с этой культурой, знали, как ездить на метро, и могли спросить у людей, как добраться до нужного места. Наконец-то наше знание улицы могло принести хоть какую-то пользу – мы могли использовать его в служении чистому преданному. Так что не застревай у турникетов метро, опускай жетон, делай все правильно. Хотя мы пребывали в беспокойстве, Прабхупада был рядом, погруженный в сознание Кришны. Он спрашивал: «Куда вы меня поведете?»

«Большой Прабхупада» и «маленький Прабхупада»

5.8

Любое развитие отношений требует времени, и развитие отношений со Шрилой Прабхупадой тоже требует времени. Те, кто не имел возможности встретиться со Шрилой Прабхупадой, могут испытывать неуверенность по поводу возможности близко узнать Прабхупаду. Но все мы понимаем, что такое близкое знакомство необходимо, чтобы развить любовь к нему.

Личные взаимоотношения с Прабхупадой очень важны для развития нашего сознания Кришны. У нас развивается глубокая привязанность к тем, кто делает сознание Кришны реальностью для нас. Это может быть конкретный преданный (который позже может стать нашим шикша или дикша-гуру). Это может быть наш друг или просто какой-то аспект бхакти – маха-прасад, слушание или воспевание. Однако все эти проявления напрямую связаны с Прабхупадой, и для новичка это вскоре становится очевидным. Даже если мы не общались с Прабхупадой лично, мы должны все равно ценить его проповедь и испытывать к нему благодарность. Каждый из нас также понимает, что все преданные, которые сейчас служат в Движении сознания Кришны, присоединились к нему, точно так же, как и я, благодаря проповеди Прабхупады.

Когда человек начинает общаться с преданными ИСККОН, он постоянно слышит о величии Прабхупады. К сожалению, при этом он может знать Прабхупаду лишь как ачарью-основателя ИСККОН или как мурти в храме. Он, несомненно, столкнется с тем, что утверждения Прабхупады используются для оправдания своих действий в преданном служении или в споре. Это может создать у человека впечатление, что Прабхупада является просто официальным лицом, не имеющим личностных качеств. Прабхупада, конечно, является официальным лицом, он – гуру, однако этот его образ не должен вытеснить образ любящего отца. Все преданные имеют взаимоотношения не только с «большим Прабхупадой» --- туманной фигурой основателя ИСККОН; существует также «маленький Прабхупада» --- Прабхупада, который достаточно чувствителен и личностен, что быть рядом с маленькими нами. Это также одно из проявлений величия Господа Кришны – Он не только управляет всем и поддерживает все, но Он также «меньше наименьшайшего». Прабхупада тоже может быть достаточно маленьким, чтобы быть другом самого маленького начинающего преданного.

Поэтому нет ничего удивительного, когда мы встречаем преданных, которые никогда не встречались с Прабхупадой, но отчетливо ощущают его присутствие в своей жизни. Никому не запрещается общаться с Прабхупадой и с преданностью служить ему осязаемым образом. Прабхупада – «праздник, который всегда с тобой». Он наш постоянный спутник. Просто нужно принять его своим учителем и следовать его наставлениям, и тогда он будет обучать и наставлять нас.

В данной книге речь идет о медитации на Прабхупаду. Мы должны быть внимательны и вдумчивы. Одна из форм медитации – снова и снова повторять имя Прабхупады. Прабхупада говорил нам, что, наряду с повторением имени Кришны, мы можем также повторять имена преданных. Сам Господь Чайтанья показал пример этого, повторяя имена гопи. Давайте же вновь и вновь повторять имя Шрилы Прабхупады, или хотя бы несколько раз, но от всего сердца. «Прабхупада», --- просто произнося это имя, мы можем спасти себя от майи.

Попробуйте это…

Поскольку мы придаем большое значение «мобильной медитации» --- ведь у нас далеко не всегда есть возможность для спокойных размышлений, -- почему бы не выписать на карточку несколько высказываний Прабхупады и не просматривать их время от времени? Слова Прабхупады обладают особым ароматом, несколько отличным от переводов санскритских текстов Вьясадевы. Мы можем носить эти небольшие высказывания или отрывки из комментариев с собой повсюду.

А если мы достаточно удачливы и у нас есть возможность общения по крайней мере с одним из последователей Прабхупады, то мы можем делиться с ним воспоминаниями о Прабхупаде. Если мы просто рассказываем о том, что Прабхупада делал или о чем он думал, это немедленно отводит от нас майю, где бы мы ни находились. Существует множество способов медитации на Прабхупаду. Это доступно каждому. Цель этой книги – описать лишь некоторые из огромного количества способов размышлений о Прабхупаде и лишь некоторые из воспоминаний о нем. «Медитация на Прабхупаду» должна напомнить нам о тех безграничных возможностях, которые открыты для каждого

Прабхупада и святые места

5.9

Шрила Прабхупада говорил, что его не слишком интересует посещение святых мест. Его больше интересовала проповедь и написание книг по указанию его Гуру Махараджа. Однажды, когда я был с Прабхупадой в Бомбее, один из гостей пригласил его посетить Двараку. Этот человек так расписал перспективу посещения Двараки, что Прабхупада начал проявлять к этому некоторый интерес. Однако, поскольку поездка не была запланирована, Прабхупада никуда не поехал.

В Индии есть много святых мест, особенно на юге, а также на севере, в Гималаях. Хотя все эти тиртхи связаны с Господом Вишну в Его различных проявлениях, они не так дороги Гаудия-вайшнавам, как Маяпур и Вриндаван. Именно эти святые места Прабхупада посещал чаще всего.

У Прабхупады были особые взаимоотношения с Маяпуром и Вриндаваном. Для него они имели глубокий духовный смысл, и, будучи всемирным проповедником, Прабхупада хотел построить во Вриндаване для своих учеников «Американский дом», как он его называл. В конце концов «Американский дом» превратился в Кришна-Баларам мандир. Прабхупада хотел построить во Вриндаване нечто величественное и масштабное. Его мысли в отношении Маяпура были еще более грандиозными – всемирная штаб-квартира Международного общества сознания Кришны. Прабхупада говорил, что Маяпур – это место его поклонения, а Вриндаван – его дом.

В отношении посещения тиртх мы можем следовать примеру Прабхупады. Нароттам дас Тхакур говорил, что в век Кали посещение тиртх только сбивает человека с толку. Тиртхи осквернены присутствием множества майявади. Когда Прабхупада создавал в Америке Новый Вриндаван, сначала он сказал, что Новый Вриндаван тождественен Вриндавану в Индии. Затем он поправился, и сказал, что Новый Вриндаван лучше, чем изначальный Вриндаван, поскольку в Новом Вриндаване нет майявади и сахаджиев. Святые места Индии осквернены материалистами, которые приезжают туда, чтобы оставить там свои грехи, но не меняя при этом своего сердца. Святые посещают эти тиртхи, чтобы очистить их.

Прабхупаде не нужно было посещать тиртхи. Где бы он ни находился, там проявлялся Вриндаван. Прабхупада мог находиться в любой части света, но при этом оставаться в сознании Вриндавана. Создавая центры ИСККОН, Прабхупада создавал трансцендентные тиртхи в западных странах. Это было гораздо более важным служением Кришне, чем посещение уже существующих святых мест в Индии. Прабхупада говорил, что он мог бы спокойно жить во Вриндаване, но ради проповеди он отправился на Запад.

Большинство последователей Прабхупады проповедуют в разных местах по всему миру. Господь Чайтанья предсказал, что Его Святое Имя достигнет «каждого города и деревни», и Прабхупада исполнил это предсказание. Затем он послал своих учеников проповедовать по всему миру. Тем не менее, Прабхупада также на своем примере показал ученикам важность паломничества по святым местам, и по мере того, как его ученики достигают преклонного возраста, пребывание в таких святых местах, как Вриндаван и Маяпур, становится все более важным. Это приносит очищение и помогает твердо сосредоточить ум на Кришне. Хотя проповедь на Западе может быть наилучшим служением, она истощает преданного. Тем из нас, кого Прабхупада вытащил из майи западной культуры, легко снова подвергнуться ее влиянию, если у нас нет альтернативного опыта пребывания в чистой атмосфере святой дхамы. Чтобы ощутить истинную культуру Кришны, нужно отправиться во Вриндаван и Маяпур, соприкасаться там с людьми и землей и ощущать присутствие Господа. Восстановив таким образом силы, человек может затем снова вернуться к проповеди.

Прабхупада не нуждался в восстановлении сил. Он думал о Кришне всегда, где бы ни находился. Его вдохновляла и наполняла энергией сама проповедь на Западе. Однако похоже, что в последние годы его больше привлекала Индия. Он проводил там больше времени отчасти потому, что руководил строительством храмов в Бомбее, Маяпуре и Вриндаване, а отчасти потому, что эти места были близки его сердцу.

Наши рекомендации