Ко стопам припадаю искушеннаго в пустыне и по морю шествовавшаго неврежденно. Господи, Боже мой, облагодати безводную душу мою и бурю помышлений моих умири.
8 апреля 1990. Вербное воскресение.
Рукоположение во диакона.
При поставлении во чтеца владыка Иулиан открыл 2-ое Послание ап. Павла к Коринфянам гл. 8 ст. 16-21.
25 апреля 1990 г. Прп. Василия, исп. (!)
Первый раз служил самостоятельно литургию.
Читал Евангелие от Иоанна 5, 17 -24.
9 мая 1990 г. Сщмч. Василия (!)
По благословению отца наместника после акафиста Казанской Божией Матери говорил проповедь. Впервые в жизни.
6 августа 1990 г.
Дай мне твои слова, Давид,
Они сродни душе скорбящей.
Так солнца огненного вид
Сродни кадильнице горящей.
* * *
Что взялся инок за стихи?
Или тебе псалтири мало?
Или Евангельской строки
Для слез горячих не достало?
Иль голос тишины ночной
Не внятен стал душе смятенной?
Или не сладок стал покой
Молитвы долупреклоненной?
Не знаю сам, зачем слова
Из сердца вылились стихами...
23 августа 1990 г.
Постриг в мантию с наречением имени Василия в честь и память Василия блаженного, Московского чудотворца.
21 ноября 1990 г. Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Два года отцу Рафаилу. Рукоположение во иеромонаха.
Памятные дни.
17 октября 88 г. – Обретение мощей преп. Амвросия. Приход в Оптину.
29 апреля 89 г. – Страстная Суббота. Мчц. Агапии, Ирины, Галины. Мч. Леонида. Облачение в подрясник.
5 января 90 г. – 10 мчч. Критских. Постриг в рясофор.
8 апреля 90 г. – Вербное воскресенье. Собор Архангела Гавриила. Рукоположение во диакона.
23 августа 90 г. – Мч. архидиакона Лаврентия, блаж. Лаврентия Калужского. Постриг в мантию.
21 ноября 90 г. – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Рукоположение во иеромонахи.
* * *
Если мы будем изнурять телесные силы по пустой, кровяной ревности к телесным подвигам, то ум ослабеет в брани с духами воздушными, падшими ангелами, сверженными с неба. Ум должен будет ради немощи оставить многие, сильные, существенно необходимые ему оружия - и потерпеть безмерный ущерб.
Истинное послушание - послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собою, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут люди с сильными порывами, потому что порывы уносят их.
* * *
Как подавать советы ближним.
1. Обращаться с молитвою к Богу, чтобы дал Он нам сказать слово на пользу ближнему. Тем самым беседа очищается от тщеславия.
2. Говорить с осторожностью, не вдаваясь в многословие. Пустых, любопытных вопросов не делать.
3. Если увлечешься и скажешь что-то не по совести, то мысленно укори себя и раскайся пред Богом.
4. По скудости нашего времени мы должны делиться с ближними нашими скудными знаниями.
* * *
От грехопадений моих бегу не в затвор, не в пустыню, а в самоукорение, в исповедание грехов моих, в раскаяние.
Диавол готов нам придать вдесятеро здравого смысла и умножить тысячекратно наши практические сведения, лишь бы украсть у нас знание крестное, при коем сможем стать одесную Бога.
* * *
Может быть опьянение молитвы, препятствующее познать истинное молитвенное действие.
Мнение - упоение души, довольной собою, своими мнимо сладостными состояниями.
Оставляя указанное Богом спасительное покаяние, стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для чувств. Потом неприметным образом заражаемся мнением и, как благодать не спешит увенчать нас, то мы сами сочиняем себе сладостные ощущения.
* * *
Никак не позволь себе ожидание благодати. Стремиться узреть грех твой и возрыдать о нем - это твое дело.
* * *
Где бы я ни был, в уединении ли, или в обществе человеческом, свет и утешение изливаются в мою душу от креста Христова. Грех, обладающий всем существом моим, не престает говорить мне: «сниди со креста». Увы! схожу с него, думая обрести правду вне креста, - и впадаю в душевное бедствие: волны смущения поглощают меня. Я со-шедши со креста, обретаюсь без Христа. Как помочь бедствию? Молюсь Христу, чтоб возвел меня опять на крест. Молясь и сам стараюсь рас-пяться, как наученный самим опытом, что не распятый - не Христов. На крест возводит вера; низводит с него лжеименной разум, исполненный неверия.
2 июня 1991 г.
О предстоянии Престолу Божию.
1. От грешников первый есмь аз. Умолять Господа о грехах своих и людских. Милости просить.
2. Себя распинать, в жертву приносить. Страсти, похоти, нечистые помыслы терзают душу, но терпеть надо и совершать дело благочестия, исполняя заповеди Христовы.
* * *
Действия лукаваго направлены на разрушение Божественного строя, порядка жизни, то есть на разрушение красоты и премудрости. Потому что Божественный строй (иерархия во всем, послушание по любви) это и есть премудрость и красота, совершенство, полнота.
1. Первое средство разрушения - окрадыва-ние духа, внутреннего, оставляя мертвенность внешнего.
2. Второе средство - разгорячение духа по страстям, рождающее беспокойство, неустройство, желание изменить внешнее, стремление к мнимому лучшему.
* * *
Главное - наполнить слова значением, содержанием, то есть чувством - духом.
Наше дело - внимание посильное, понуждение на молитвенный труд, частота молитвы, прошения. Божие дело - посылать чувство, дух, то есть наполнять слова, души, сердца. «Иже везде сый и вся исполняли».
* * *
Богатство монаха - утешение, находимое в плаче, и радость от веры, возсиявающей в тайниках ума.
Жизнь - то есть все и вся - это милость Божия, любовь Божия, кротость Его и смирение. Это все для нас, ради нас.
«Сокровище монаха - радость, обретаемая в плаче, и вера, хранящаяся в тайниках разума». Исаак Сирии.
Трудная, но высокая задача христианина - сохранить в себе великое счастье незлобия и любви.
Умереть нынче не мудрено. Нынче труднее научиться жить.
Патриарх Тихон.
Вне Церкви можно иметь все - только не спасение.
Крест - готовность к благодушному подъятию всякой скорби, посылаемой Промыслом Божиим.
* * *
Пустыня – нерукотворный храм Божий. «Ибо Господь Вседержитель обитает в ней и Агнец»-(Откр. 21; 22.) Пустыня «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия освещает ее и светильник ее Агнец.» (Откр. 21; 23.).
Воздух пустыни - океан премудрости Божией.
Тишина пустыни - пение ангельское.
Небо земное, Иерусалим Вышний, граде Божий, в котором Бог обитает с человеками и отирает с очей их всякую слезу - вот что такое пустыня.
Земля пустыни - твердь небесная, ставшая подножием ног наших.
Вода пустыни - Дух Животворящий.
Хлеб пустыни - любовь Христова.
* * *
«Если взыщем Бога, то Он явится нам, - и если будем удерживать Его в себе, то Он пребудет с нами».
Св. Арсений Великий.
Доколе возбуждаются и сопровождаются в нас сердечные ощущения движениями крови, дотоле мы чужды духовного действия, истекающего от Бога.
«Молю вас, да не безвременною любовию меня удержите, оставите мя снедь быти зверем, имиже к Богу достигнути возмогу. Пшеница Божия есмь, зубами зверей да сомлен буду, яко да чист хлеб Богу обрящуся».
* * *
Евангелие - это уста Христовы. Каждое слово Спасителя - это слово любви, смирения, кротости. Этот Дух смирения, которым говорит к нам Спаситель, не часто является нам, потому и Евангелие иногда непонятно, иногда не трогает нас. Но постигается, открывается Дух Евангелия крестом Христовым. Если увидим, что где бы ни находился Христос, что бы Он ни говорил, Он говорит это со креста, - тогда открывается нам Дух Евангелия, Дух смирения, кротости, бесконечной любви Божией к нам грешным.
* * *
Грех - это разлучение с Богом. Исполнение своей воли, отлучение своей воли от воли Божией. Непослушание. И как при расставании с любимым человеком горько на душе, так и при разлучении с Богом через исполнение своей воли душа начинает страдать и плакать. Здесь опыт.
* * *
Тропарь, глас 3.
Яко скимен рыкая на сердце лукавое, яко агнец незлобивый взирая на душу кроткую, преподобный отче Льве предивный, младенчество во Христе возлюбил глаголя: пою Богу моему дондеже есмь. Темже моли милостиваго Господа нашего да подаст и нам область чадами Божиими быти и спасет души наша.
Тропарь, глас 3.
Сердце исполненное благодати в ризе смирения и кротости неизлиянно пронесл еси через все твое иноческое житие, преподобие отче Макарие блаженне. Тако жаждущих напоил еси, скорбящих утешил еси, болезнующих исцелил еси. Темже испроси у Христа Бога нашего и нам грешным росу благодати во спасение душ наших.
Тропарь, глас 4.
Потаенный [сокровенный] сердца человек явился еси в неистлении кротости и красоте молчаливаго духа, преподобие отче Моисее, стадо твое добре упасл еси, на камени веры обитель созидая, на немже и храм сердца своего устрояя. Темже моли Христа Бога нашего и нам жити в дому Господнем и вся дни живота нашего зрети красоту Господню и посещати храм святый Его во спасение душ наших.
Тропарь, глас 5.
Неиследимы пути души твоея, непостижимы тайны сердца твоего, преподобие отче Нектарие, но яко лучи пресветлыя словеса твоя благовествуют нам Царствие Божие, еже и внутрь себе сокрыл еси. Темже Христа Бога моли спасти и просветити души наша.
Тропарь, глас 4.
Воине доблественный и преизряднейший, светом откровения яко Павел озаренный, вся в уметы Христа ради вменил еси, иноческим подвигом подвизался еси, течение скончах и веру соблюдох, вне стана со Христом смерть приял еси. Тем-же зовем ти: спасай нас молитвами твоими, преподобие Варсонофие отче наш.
Тропарь, глас 2.
Всем сердцем во Христе возлюбил еси житие скитское и послушание брату богомудрому; странствуя же от них далече, в терпении стяжал еси душу твою. Темже упокой тя Бог в дому воздыханий твоих, окрест старца и брата возлюбленнаго, преподобие отче Антоние, не престай молитися о нас, чтущих святую память твою.
Тропарь, глас 6.
Святителю собеседниче достойный, старцу смиренный послушниче, благодати восприемниче и подателю, освятил еси именем Христовым сердце свое, преподобие Анатолие, зерцало Духа Все-святаго, моли Жизнодавца Утешителя Христа, да помилует нас грешных и спасет души наша. Тропарь, глас 1.
О, велия твоя купля, преподобие отче Исаакие, село отеческое оставив, покров Божией Матери приобрел еси и игуменство с кротостию и незлобием, обитель Заступницы Усердной прославляя и украшая, под сенью ея упокоился еси. Темже моли Вдадычицу нашу Богородицу спасти от смерти души наша.
Тропарь, глас 2.
Отрасле святая лозы старческой, простершаяся до севера и моря, плодами исповедничества украшенная и венцем мученичества венчанная, преподобие отче Никоне, слава Оптины и похвало, упование наше и утверждение, не забуди убогих твоих, призывающих имя твое святое.
Тропарь, глас 3.
Яко голубь Ною утомленному, тако ты утешителю нам пречудный, преподобие отче Анатолие, спасения благовестниче, миром души окрыляющий. Темже молим тя и просим земли спасения достигнута сокрушенным душам нашим.
Тропарь, глас 2.
Послужив старцу преусердно, об листаем был сиянием славы его и преобразился еси телом и душею, благообразие преподобие отче Иосифе, светильниче пресветлый. Темже чреду старчества унаследовав, таинник Божией благодати явился еси. Моли Человеколюбца Христа и Заступницу Усердную спастися душам нашим.