Гефсиманское моление. Взятие под стражу. (Мф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46).
Наиболее подробно описывают гефсиманское моление, или "молитву о чаше", первые два евангелиста. Они сообщают, что при ней присутствуют три ученика: Петр, Иаков, Иоанн, и что Господь три раза прерывал молитву обращением к ученикам. Лука, опускающий эти подробности, передает другие: кровавый пот и помощь ангела. В Ин. синоптическое моление о чаше имеет две отдаленные параллели. Одна относится к последней встрече Иисуса с народом (12:27-28). Как и Гефсимании, Иисус пережил тогда минутное изнеможение. Он преодолел его молитвою о прославлении имени Отчего. Но по времени ближайшею параллелью является первосвященническая молитва в Ин. 17. По мнению еп. Кассиана, Христос произнес ее под открытым небом, прежде чем перейти поток Кедрон. Ее и по содержанию позволительно понимать как раскрытие моления о чаше, именно во второй его части, в которой Иисус подчиняет Свою волю воле Отчей. Говоря о состоянии учеников во время гефсиманского борения, евангелисты говорят: "Восстав от молитвы, Он пришел к ученикам и нашел их спящими от печали" (Лк. 22:45). По мнению некоторых исследователей новозаветного текста и его экзегетики, человеческая природа Христа представлена в Евангелии в некоей динамики, в развитии в сторону богоуподобления. Отсюда, начавшись при крещении, эта динамика достигает кульминации в момент Гефсиманского моления и завершается, таким образом, полными подчинением человеческой воли Христа воле Его как Бога. Вследствие этого, благодаря Воскресению и последующему за ним вознесению уже сама человеческая природа Христа была исцелена и полностью обожена.
По свидетельству Ин. (18:2-3) Иуда знал место, где Христос проводил ночь. По указанию евангелистов Иуда пришел в сопровождении воинов, храмовых служителей (Ин.), членов Синедриона (Лк. 22:52) и римских солдат (Ин. 18:3 - т.н.: спира, т.е. когорта; ср. - ст. 12, где упоминается тысяченачальник). О лобзании иуды упоминают только Мф. и Мк. Лк. говорит только о его намерении облобызать Иисуса, Ин. о нем вовсе не упоминает, здесь Иисус называет Себя Сам. Пришедшие пали на землю, по мнению современных комментаторов текста, по причине следующего. В еврейском языке ответ Иисуса стражникам "Аз есмь" (Ин. 18:6) тождественны слову "Сущий", относящемуся к имени Божию. Это имя не произносилось вслух и не писалось. Его звучание было известно только священникам, а написание заменялось словом, переданным в греческом варианте текста словом "Господь" (о Кириос). Таким образом, храмовая стража, а вместе с ней все остальные испугались и пали на землю. В момент взятия под стражу исполнились слова Господа из первосвященнической молитвы (17:12): "Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание" - соответствует Ин. 18:8-9: "Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, - да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого". О попытке учеников оказать сопротивление свидетельствуют все четыре евангелиста. Ап. Петр отсек ухо рабу первосвященника (Лк. 22:50). Остальные евангелисты также говорят об этом. В Лк., как знак неодобрения проявленной учениками инициативы, можно толковать и исцеление усеченного раба. В Ин. подчеркнута мысль о добровольности страстей. Имя раба Малх названо также только в Ин.
Согласно Мф. после взятия под стражу "все ученики , оставивши Его, бежали"; согласно Лк. "Петр же следовал издали"; согласно Ин. "за Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик. (...) потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел и сказал придвернице и ввел Петра"; согласно Мк. "один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них". Свидетельство еп. Аверкия, говорящего о древнем предании, которое видит в этом юноше самого евангелиста Марка, представляется сомнительным.
Вознесение Господне.
Вознесение Господне (греч. Analepsis), христианский праздник, установленный в воспоминание вознесения Иисуса Христа на небо. Празднуется в 40-й день Пасхи, на следующий день после ее отдания, и всегда приходится на четверг 6-й седмицы по Пасхе. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников.
Содержание праздника
Событие Вознесения описано в Евангелиях от Марка (16:12-19), от Луки (24:50-52) и Деяниях апостолов (1:1-12). Велев апостолам оставаться в Иерусалиме и ждать обетования Святого Духа, Иисус вывел учеников из города к Вифании и, благословляя их, вознесся на небо. Когда ученики с Елеонской горы смотрели на облако, скрывшее Господа из виду, им явились ангелы и объявили, что Сын Божий таким же образом снова придет на землю. Апостолам дано было понять, что Христос уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне падшее, подверженное тлению человеческое естество возводится к божественной бесконечной жизни. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженное человеческое естество величайшей славы «седения одесную Отца».
Из БЭКМ