Путь на страсти по синоптикам. Основные события. Хронологические рамки и география.
Путь на страсти по синоптикам. Основные события. Хронологические рамки и география.
В начале написать план.
О последнем пути Господа Иисуса Христа из Галилеи в Иерусалим повествует следующие отрывки: Мф. 17-20; Мк. 10; Лк. 9:51-19:28. Мк. говорит о Заиорданье, как о месте путешествия (Мк. 10:1), а Лк. 17:11 – о районе между Самарией и Галилеей. Согласно Лк. собственно путешествие начинается в его хронологии с 11-й главы. Можно выделить отдельные указания именно на путешествие: Лк. 10:1 – Послание 70-ти «пред лицем своим»; Лк. 13:22 – проходил, «направляя путь к Иерусалиму»; Лк. 18:31, 35 – «вот, мы восходим в Иерусалим; когда же Он подходил к Иерихону»; Лк. 19:28 – «Он пошел далее, восходя в Иерусалим». Евангелие недвусмысленно указывает на то, что путь в Иерусалим был именно путем на страсти. Об этом говорят следующие места: Лк. 12:49-50 – «Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится»; Лк. 17:25 – «Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отверженным родом сим»; Лк. 18:31-32 – «Вот мы восходим в Иерусалим... и предадут Его язычникам ... и будут бить и убьют Его, и в третий день воскреснет»; также притча о минах – Лк. 19:12-27 («Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться ...»). Апостолы возбранили изгонять бесов человеку, который не ходил с ними (Мк. 9:38-41; Лк. 9:49-50) из-за того, что их избранность давала им повод к превозношению (еп. Аверкий). Христос не совершал последнее путешествие в Иерусалим через Самарию потому, что «там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9:52-56).
Беседы на празднике кущей (Ин. 7-8).
«В 15-й день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней» [Конец сентября – начало октября по нашему времени]; далее: о веселии с ветвями красивых дерем, о праздновании в течение семи дней в седьмой месяц, о житии в кущах и аналогия с путешествием Израиля по пустыне.
Ин. 7:10-53; 8:12-59;
Христос и закон (Ин. 7:15-17, 19, 22-23)
«И дивились иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю... Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Моисей дал вам обрезание, – хотя оно не от Моисея, но от отцев, и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?».
Тема «Христос и Закон» уже поднималась Спасителем в контексте Нагорной проповеди. Здесь она предстает перед нами в более мистическом смысле. В словах Христа о Его учении, т.е. Евангелии, последнее приобретает звучание и смысл, по сути тождественные с Законом. Причем, ради познания божественного происхождения Евангелия Христос предлагает опытный путь: творение воли Его, т.е. Пославшего = познание божественного учения Христова. Таким образом, творение заповедей закона является необходимым «педагогом» к принятию Евангелия. Вследствие этого «нетворение» закона, обличаемое Христом, является условием, в отрицательном смысле желания убить Христа за Его учение. Но, как видно из дальнейшего, учение Христа есть прежде всего учение о милосердии и о жертве. И в 22-23 стихах учение о милосердии и о жертве любви приобретает несравнимо большее значение, чем формальное исполнение дел закона. Здесь уместно вспомнить параллель: «Милости хочу, а не жертвы».
Вход Господень в Иерусалим. Богослужение недели Вайи.
Вход Господень в Иерусалим, христианский праздник, посвященный воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до Его страданий и крестной смерти, когда народ приветствовал Его как Царя. Входит в число Господских двунадесятых праздников. Празднуется в последнее воскресение перед Пасхой, в т. н. «неделю ваий» (baion) (Вербное воскресенье).
Содержание праздника
Вход Господень в Иерусалим описан во всех Евангелиях (Матфей 21:1-11; Марк 11:1-11; Лука 19:29-44; Иоанн 12:12-19). Христос, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал Ему путь одеждами и древесными ветвями. Перед Господом, как перед царем победителем, народ нес пальмовые ветви и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! (псалом 117:26) Осанна в вышних!» Вспоминая это событие, Церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира, исполнение ветхозаветных пророчеств о царском служении Иисуса Христа (Бытие 49:1-12; Софония 3:14-19; Захария 9:9-14).
Особенности богослужения
Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим является освящение на Утрени, после евангельского чтения, ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или верб. Отсюда название праздника – Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное воскресенье; на Западе одно из названий – Пальмовое воскресенье.
Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет ни предпразднства, ни попразднства, т. к. окружен днями Четыредесятницы и Страстной седмицы.
О. А. Крашенинникова. БЭКМ
История предательства Иуды.
Решение умертвить Иисуса Христа принимают первосвященники и фарисеи на совете после воскрешения Лазаря (Ин. 11:47-53). Предатель нужен был потому, что Христос днем был с народом и схватить Его было трудно, поэтому нужен был человек, который знал бы, где Он проводит ночь, чтобы взять Его без народа. Евангельское объяснения побуждения предательства Иуды:
· Ин.12:6 «Потому что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»;
· Мф. 26:15 «Что вы дадите мне и я вам предам Его» – т.е. корысть;
· Мк. 14:10-11 «И пошел Иуда Искариот к первосвященникам, чтобы предать Его им»;
· Лк. 22: 3-6 «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом...»;
· Ин. 13:2 «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце иуде Симонову Искариоту предать Его...»
· Ин. 13:27 «И после сего куска вошел в него сатана, тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».
Кончина Иуды– «И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:5)
Тайная Вечеря. Последовательность событий по четырем Евангелиям и ап. Павлу. Проблема хронологии тайной вечери по синоптикам и Евангелию от Иоанна, ее согласование (Мф. 26:17-29; Мк. 14:12-25; Лк. 22:7-30; Ин. 13:11-30).
Последовательность событий.По мнению еп. Кассиана, последовательность была таковой: 1) приготовление трапезы, 2) пасхальная трапеза, 3) умовение ног, 4) установление евхаристии, 5) выход Иуды, 6) прощальная беседа, 7) первосвященническая молитва.
По Синопсису: Тайная Вечеря (Иерусалим, Сионская горница, Четверг, 6 апреля 30 г.) Спор учеников о старшинстве, Умовение ног, Изобличение предателя; уход Иуды, Установление Таинства Евхаристии, Предсказание об отречении Петра и другие предостережения, Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва (Иерусалим, Сионская горница, Четверг, 6 апреля 30 г., вечер)
Проблема хронологии Тайной Вечери по синоптикам и Ев. от Ин. и ее согласование.Согласно синоптикам, Тайная Вечеря была Вечерей пасхальной, которая должна была совершаться вечером 14 ниссана. В то же время из свидетельства Ин. 18:28 («И они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху») можно с ясностью вывести, что пасха во время суда у Пилата только еще предстояла. Таким образом, по Ин., последняя Тайная Вечеря – 13 ниссана; распятие – 14 ниссана. По синоптикам – 14 и 15 ниссана соответственно. Возможные попытки согласования: во времена Христа закон субботнего покоя при совпадении Пасхи и субботы оставался в силе. Закон этот вступал в действие в пятницу вечером, следовательно, не допускал заклания пасхального агнца 14 ниссана вечером, если 14 ниссана падало на пятницу. Заклание в таком случае переносилось на предыдущий вечер, т.е. на 13 ниссана. Вкушение агнца могло иметь место как в день заклания, так и на следующий день, поэтому члены Синедриона могли вкушать пасху 14 ниссана, что было бы в согласии с указанием Ин. Несомненно одно: для носителей древнего предания Церкви противоречие, смущающее нас, очевидно, не существовало.
Место проведения Тайной Вечери согласуется с местом сошествия Святого Духа и называется по традиции Сионской горницей. Характер трапезы - безусловно пасхальный, на что указывают такие атрибуты трапезы, как: а) время (Лк. 22:7); б) омовение ног (Ин. 13); в) опускание руки Иуды в солило, т.е. взятие пищи руками (Мф. 22:23); г) воспевание псалмов, т.е. халлелов (Мф. 26:30 – «И воспевши, пошли на гору Елеонскую»). По толкования блаж. Феофилакта, спор о старшинстве во время Вечери произошел из-за указания Спасителя на то, что один из учеников предаст Его. Изобличение предателя, по мнению еп. Кассиана, уход Иуды с трапезы произошел после установления евхаристии (согласно Лк.) Об изобличении предателя рассказывают евангелисты Мф. (26:21-25), Мк. (14:18-21) - упоминание о блюде, в которое Иуда опустил руку вместе со Христом; Лк. (22:21-22, далее - спор о старшинстве) и Ин. (13:21-30) - упоминание о вопросе Иоанна-богослова и о знаке Симона-Петра; упоминание о подаче Господом обмокнутого куска Иуде, упоминание о том, что в Иуду вошел сатана; упоминание о том, что никто из возлежащих не понял, что происходит.
Вознесение Господне.
Вознесение Господне (греч. Analepsis), христианский праздник, установленный в воспоминание вознесения Иисуса Христа на небо. Празднуется в 40-й день Пасхи, на следующий день после ее отдания, и всегда приходится на четверг 6-й седмицы по Пасхе. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников.
Содержание праздника
Событие Вознесения описано в Евангелиях от Марка (16:12-19), от Луки (24:50-52) и Деяниях апостолов (1:1-12). Велев апостолам оставаться в Иерусалиме и ждать обетования Святого Духа, Иисус вывел учеников из города к Вифании и, благословляя их, вознесся на небо. Когда ученики с Елеонской горы смотрели на облако, скрывшее Господа из виду, им явились ангелы и объявили, что Сын Божий таким же образом снова придет на землю. Апостолам дано было понять, что Христос уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне падшее, подверженное тлению человеческое естество возводится к божественной бесконечной жизни. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженное человеческое естество величайшей славы «седения одесную Отца».
Из БЭКМ
Путь на страсти по синоптикам. Основные события. Хронологические рамки и география.
В начале написать план.
О последнем пути Господа Иисуса Христа из Галилеи в Иерусалим повествует следующие отрывки: Мф. 17-20; Мк. 10; Лк. 9:51-19:28. Мк. говорит о Заиорданье, как о месте путешествия (Мк. 10:1), а Лк. 17:11 – о районе между Самарией и Галилеей. Согласно Лк. собственно путешествие начинается в его хронологии с 11-й главы. Можно выделить отдельные указания именно на путешествие: Лк. 10:1 – Послание 70-ти «пред лицем своим»; Лк. 13:22 – проходил, «направляя путь к Иерусалиму»; Лк. 18:31, 35 – «вот, мы восходим в Иерусалим; когда же Он подходил к Иерихону»; Лк. 19:28 – «Он пошел далее, восходя в Иерусалим». Евангелие недвусмысленно указывает на то, что путь в Иерусалим был именно путем на страсти. Об этом говорят следующие места: Лк. 12:49-50 – «Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится»; Лк. 17:25 – «Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отверженным родом сим»; Лк. 18:31-32 – «Вот мы восходим в Иерусалим... и предадут Его язычникам ... и будут бить и убьют Его, и в третий день воскреснет»; также притча о минах – Лк. 19:12-27 («Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться ...»). Апостолы возбранили изгонять бесов человеку, который не ходил с ними (Мк. 9:38-41; Лк. 9:49-50) из-за того, что их избранность давала им повод к превозношению (еп. Аверкий). Христос не совершал последнее путешествие в Иерусалим через Самарию потому, что «там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9:52-56).